Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:57, курсовая работа
Акцизы взимаются в Российской Федерации с 1992 года. Акцизы устанавливаются на товары массового спроса. Это косвенные налоги, включаемые в цену товаров определенного перечня и оплачиваемые покупателями. Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачиваются в бюджет один раз, ими облагается вся стоимость продукции.
В этом году поступления по этим акцизам выросли более чем на 110 млрд. руб., а в 2010-м ожидается - до 120 млрд. руб. Но федеральный бюджет получает лишь табачные и спиртные акцизы, поэтому ему достанется 65,58 млрд. руб.- в 2010-м. Правительство прогнозирует, что сбор акцизов со спирта и табака в 2010 году составит в сумме 69,385 млрд. руб.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ
3.1 Основные направления
Сложившаяся на сегодня
в России система акцизного
В ряде случаев применяемая
система акцизного
Проблемам совершенствования действующего механизма исчисления и взимания акцизов уделяется значительное внимание российских экономистов, однако, главным образом, в статьях периодической печати, учебных пособиях, монографиях проводится анализ нормативных и инструктивных налоговых документов, освещаются вопросы реформирования отдельных элементов акцизного механизма, связанные с повышением фискальной значимости акциза.
Произошедшая «специализация» косвенных налогов (НДС, акцизы) и соответствующее этому законодательное установление налогооблагаемых объектов несколько трансформировали функциональное назначение акцизов, которое было им присуще в конце XIX - начале XX века. Назначение акцизов сегодня заключается, в первую очередь, в целенаправленном регулировании отдельных сфер общественной жизни [34, с. 177-178].
В настоящее время
существуют некоторые приоритетные
направления государственного регулирования
в сфере налогообложения
Структуру (перечень)
подакцизных товаров определяют
необходимость и степень
Явление переложения; как экономическая основа существования косвенных налогов, с точки зрения права характеризует способ взимания последних, и проявляется в различии законодательно определенного субъекта налогового платежа (налогоплательщика) и фактического плательщика налога, правовой статус которого законодательно не регламентируется. Явление переложения неизбежно становится предметом исследования при разрешении вопроса о правомерности возврата из бюджета излишне уплаченных или взысканных косвенных налогов.
В условиях объективно
необходимой регламентации
К сожалению, теоретические
и практические аспекты воздействия
акцизного налогообложения на развитие
сферы производства и потребления
тех или иных товаров, вопросы
повышения регулирующего
Все это делает актуальной проблему изучения экономической обоснованности и эффективности применения действующего в РФ механизма акцизного налогообложения, его преимуществ и недостатков с целью выявления направлений его совершенствования. Кроме того, представляется целесообразным исследование сущности акциза параллельно с рассмотрением природы такого экономического явления, как фискальная монополия, которая является альтернативным вариантом налогообложения товаров, традиционно являющихся подакцизными. В ряде стран государственная фискальная монополия используется параллельно с системой акцизного налогообложения.
3.2 Разработка рекомендаций
Материалы проверок свидетельствуют о низкой эффективности действующего механизма взимания акцизов на алкогольную продукцию, предусматривающего начисление и уплату основной части акцизов при реализации алкогольной продукции в оптово-розничную сеть. Широко используемая недобросовестными налогоплательщиками практика многоступенчатой отгрузки алкогольной продукции без уплаты акцизов из одних регионов в другие при отсутствии действенного контроля за движением алкогольной продукции, следовательно, и за уплатой акцизов со стороны налоговых органов приводит к значительным потерям бюджетов всех уровней. В ходе проведенных Счетной палатой Российской Федерации встречных проверок установлено, что объемы и номенклатура алкогольной продукции, полученной акцизными покупателями, не совпадают с объемами и номенклатурой алкогольной продукции, отгруженной в их адрес акцизными поставщиками.
Несовершенство системы
уплаты акцизов на алкогольную продукцию
позволило отдельным
Кроме того, уменьшалась сумма начисленного к уплате акциза за счет зачета переплаты по налогу на добавленную стоимость, которая возникала в результате действия схемы, приводящей к превышению налоговых вычетов по налогу на приобретенные и оприходованные товары над налогом, начисленным за реализованную продукцию
В целях стабилизации ситуации на алкогольном рынке, сокращения потерь бюджетной системы предлагается еще раз рассмотреть неоднократно вносимое Счетной палатой Российской Федерации в Правительство Российской Федерации предложение о переносе налоговой нагрузки на производителей спирта и переходе к государственной монополии на оборот этилового спирта. Как показывают проверки Счетной палаты Российской Федерации, недостатки действующего законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции, а также недостаточный контроль со стороны федеральных органов исполнительной власти в этой сфере, позволяют в ряде случаев на производственных площадях действовавших ранее предприятий, имеющих значительную задолженность по налогам и сборам, образовывать «новые» предприятия, совладельцами которых, как правило, остаются те же учредители.
Поэтому необходимо внести поправку в законы, которая исключила бы возможность создания новых юридических лиц на производственных площадях предприятий, накопивших налоговую задолженность. Необходимо также предоставить участникам алкогольного рынка право свободного доступа к данным государственного реестра выданных лицензий и установить обязанность участников алкогольного рынка осуществлять проверку предоставляемых им лицензий. Налоговый контроль за сбором акцизов находится не на должном уровне. Но прежде чем говорить о проблемах, необходимо определить, каким образом осуществляется налоговое администрирование производства и реализации алкогольной продукции. Оно заключается, прежде всего, в лицензировании деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. При выдаче лицензии налоговые органы изучают документы на предмет соответствия деятельности организации лицензионным требованиям. Перечень представляемых документов весьма обширен. В рамках лицензирования налоговые органы обследуют территорию и помещения, предназначенные для производства, хранения и реализации алкогольной продукции. Кроме того, они проводят камеральные, выездные налоговые и внеплановые тематические проверки, если есть основания предполагать, что налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов. На предприятиях, выпускающих спирт и алкогольную продукцию, сотрудники налоговых органов контролируют учет производства данной продукции. Для этого они используют приборы, определяющие концентрацию и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции. Такие приборы установлены на линиях розлива всех спиртовых заводов. При длительных и междусменных простоях налоговые органы блокируют оборудование для розлива алкогольной продукции.
Необходимо усилить контроль за алкогольной продукцией непосредственно на предприятиях. Постоянное присутствие налоговых инспекторов на предприятии, на наш взгляд, целесообразно. На наш взгляд также целесообразно предложить перевести контроль за алкогольным рынком с ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная система учета алкоголя) на региональные власти. Все функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции целесообразно передать в субъекты РФ, что позволит им осуществлять меры, направленные на обеспечение защиты здоровья и жизни граждан.
Предлагается оставить ЕГАИС только учетно-аналитическую функцию, лишив при этом разрешительно-запретительных полномочий.
Также необходимо отказаться от обязательной спецмаркировки алкогольной продукции, как от бесполезного механизма регулирования отрасли и пересмотреть функции ЕГАИС, поэтапно вводимой с 2006 г. В ситуации возврата регионам полномочий контроля за алкогольным рынком каждый субъект федерации будет устанавливать свои правила.
Предлагается ввести единую (плоскую, недифференцированную) ставку акциза на спирт со 100-процентной предоплатой или предоставлением банковской гарантии со стороны производителей конечной продукции (т.е. закупающих спирт как сырье), что облегчит исчисление акцизов, а, следовательно, и контроль за их уплатой.
Акцизы по таким товарам, как: табачные изделия, спирт, алкогольная продукция, пиво, автомобильный бензин - целесообразно взимать на стадии производства. Причем учитывая специфический характер ставки акциза по данным товарам, контролю должны подлежать лишь объемы производства. Особый случай может представлять взимание акцизов с автомобилей. Ввиду специфичности данного товара - необходимости оформления разрешения на пользование, может быть признано целесообразным взимать акциз в момент регистрации, непосредственно с владельца.
3.3 Зарубежный опыт
Подобно практике применения различных ставок импортных пошлин, механизм и ставки взимания акцизов с ввозимых подакцизных товаров также дифференцированы в зависимости от страны происхождения товаров. Так, наибольшее фискальное значение среди всех табачных изделий имеют сигареты - на них приходится около 90% всех поступлений от табачных акцизов. Ко всем остальным видам табачных изделий применяются дифференцированные ставки, причем к сигарам и табаку для трубок - повышенные, во-первых, в перераспределительных целях - потребление данных видов табачных изделий в большей степени присуще более обеспеченным гражданам, во-вторых, в социальных целях - курение сигар и трубок приносит больший вред здоровью, нежели курение остальных табачных изделий. Большое значение имеет налогообложение курительного табака, используемого для так называемых «самокруток», так как последние способны заместить в потреблении сигареты фабричного производства [40, с. 39].
Информация о работе Теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов понятие и сущность акцизов