Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:57, курсовая работа
Акцизы взимаются в Российской Федерации с 1992 года. Акцизы устанавливаются на товары массового спроса. Это косвенные налоги, включаемые в цену товаров определенного перечня и оплачиваемые покупателями. Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачиваются в бюджет один раз, ими облагается вся стоимость продукции.
В отношении подакцизных нефтепродуктов, произведенных за пределами территории Российской Федерации, объект обложения акцизами возникает при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от избранного таможенного режима, а именно:
- при помещении
подакцизных товаров под
- при помещении
подакцизных товаров под
- при помещении
подакцизных товаров под
- при помещении
подакцизных товаров под
- при помещении
подакцизных товаров под
Акциз по ввозимым нефтепродуктам уплачивается на таможне, за исключением нефтепродуктов, ввозимых из Республики Беларусь.
С 1 января 2007 года утратили силу положения подпункта.14 п. 1 ст. 182 НК РФ, в связи с чем первичная реализация подакцизных нефтепродуктов, происходящих с территории Республики Беларусь и ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, объектом обложения акцизами не признается.
При этом налогообложение ввоза подакцизных товаров (включая нефтепродукты) с территории Республики Беларусь имеет свои особенности, связанные с тем, что в отношении российских товаров, вывозимых в Республику Беларусь (и соответственно белорусских товаров, ввозимых в Российскую Федерацию), таможенное оформление не осуществляется. Это предусмотрено Соглашением от 06.01.1995 о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, постановлением Правительства РФ от 23.06.1995 №583 и приказом ГТК России от 24.04.2000 №343.
В соответствии с п. 1 ст. 186 НК РФ порядок взимания акциза по нефтепродуктам, ввозимым из Республики Беларусь, устанавливается Правительством РФ.
Так, с 1 января 2005 года вступило в силу Соглашение от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь а принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение от 15.09.2004), неотъемлемой частью которого является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение о взимании косвенных налогов).
Таким образом, акцизы при ввозе нефтепродуктов на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь исчисляются и уплачиваются в порядке, установленном Положением о взимании косвенных налогов.
Так, в соответствии с п. 1 и 3 раздела I Положения о взимании косвенных налогов акциз по объемам нефтепродуктов, ввозимых на территорию Российской Федерации, уплачивается по месту постановки на учет российских налогоплательщиков.
Согласно п. 7 раздела I Положения о взимании косвенных налогов акцизы не уплачиваются при ввозе на территорию Российской Федерации подакцизных товаров, предназначенных для переработки на давальческих началах, с последующим вывозом продуктов переработки с территории Российской Федерации.
По подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья, происходящего с территории Российской Федерации, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, акциз уплачивается лицами, осуществляющими ввоз этих товаров.
Освобождение от обложения акцизами операций по реализации подакцизных нефтепродуктов на экспорт производится в соответствии со ст. 184 НК РФ, согласно п. 2 которой налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при передаче подакцизных нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со ст. 74 НК РФ или банковской гарантии.
Учитывая последние изменения закона о федеральном бюджете на 2006, следовало ожидать его выхода на уровень прошлого 2005 года, а, следовательно и дальнейшего незначительного сокращения доходов регионов, выраженных в процента ВВП, относительно прошлого года. Рост расходов региональных бюджетов в январе-сентябре был менее масштабным, чем рост их доходов, а в процентах ВВП расходы сократились по сравнению с прошлым годом в большей степени, чем доходы, причём исключительно за счёт уменьшения текущих расходов. Если кратко охарактеризовать общую ситуацию с исполнением региональных бюджетов, то за январь-сентябрь 2006 года совокупные доходы консолидированного бюджета субъектов РФ составили 2 121,0 мдрд. рублей или 13,9% ВВП, (что на 0,2% ВВП меньше, чем в прошлом году), совокупные расходы - 1 957,5 млрд. рублей или 12,8% ВВП (что также на 0,2% ВВП меньше, чем в прошлом году), а профицит - 163,5 млрд. рублей или 1,1% ВВП (рост на 0,1% ВВП).
Динамика поступления
собственных доходов
Таблица 2.1 - Налоговые
поступления в
Виды налогов | сборы (% ВВП) | доля в налоговых доходах (%) | |||
2008 | 2009 | 2008 | 2009 | ||
Акцизы (без ГСМ) | 0,4 | 0,4 | 4,4 | 4,1 | |
Всего налоговых | 9,3 | 8,9 | 100 | 100 | |
Снижение поступлений акцизных доходов в январе-августе 2006 года по сравнению с 2008 годом связано с тем, что постепенно снижающийся рост поступлений по налогу на прибыль уже не может скомпенсировать уменьшение поступлений по большинству остальных налогов.
Благоприятная ситуация в исполнении консолидированных региональных бюджетов устойчиво сохранялась на протяжении 2009 года. Подавляющее большинство регионов исполнило бюджеты с профицитом, значительно превышающим 2009 г. Таким образом, профицит региональных бюджетов был достигнут за счёт снижения темпов роста расходов, причем лишь той их части, которая не связана ни с выплатой зарплат, ни с расходами по социальным статьям функциональной классификации. При этом снижение темпа роста расходов не оказало влияния ни исполнение регионами бюджетных обязательств, напротив, регионы, в своей массе, сократили имевшуюся у них на начало года кредиторскую задолженность. С другой стороны определённую озабоченность начинает вызывать тот факт, что подавляющая часть значительного профицита региональных бюджетов скапливается на бюджетных счетах субфедеральных органов власти [37, с. 11-12]. Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.
2.2 Динамика поступления
С 1 января 2007 года были изменены ставки и порядок уплаты акцизов: налогоплательщиками не признаются лица, совершающие операции по оптовой, оптово-розничной и розничной реализации нефтепродуктов; акцизы уплачивают производители нефтепродуктов при их реализации; увеличены ставки акцизов на алкогольную продукцию; акцизы на табачные изделия рассчитываются от максимальной розничной цены.
Влияние высоких адвалорных ставок акцизов на возможности улучшения качества продукции, ее оформления, предпродажной подготовки или иного подобного улучшения особенно заметно на товарах алкогольной группы (где ставки акцизов устанавливались на уровне 800 - 900% от отпускной цены, не включающей акцизов), но, по-видимому, актуально и для других производств. Если, например, новая оригинальная бутылка или упаковка обойдется производителю подакцизной продукции дополнительно в 1 руб., то отпускная цена продукции, включающая акцизы, автоматически должна увеличиться на 9 - 10 руб. Зачастую покупатель не готов к такому резкому росту цен, а производитель не в состоянии покрывать подобные затраты за счет прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов. Такие каскадные ценовые эффекты возможны только при использовании адвалорных ставок [48, с. 33].
Многие из перечисленных проблем отпали при замене адвалорных ставок акцизов специфическими в начале 2007 года. В результате удалось перевести на единый режим налогообложение импорта и внутреннего производства аналогичных подакцизных товаров. Была ликвидирована возможность ухода от акцизного налогообложения при помощи трансфертного ценообразования. У производителей появились дополнительные возможности для улучшения своей продукции, ее дизайна и продвижения ее на рынок. Теперь дополнительные расходы на подобные улучшения и рекламу не приводят автоматически к росту акцизов, хотя могут привести к увеличению себестоимости и отпускной цены товаров. Это позволяет производить более качественную и, соответственно, более дорогую продукцию при неизменных акцизах. Таким образом, доля акцизов в более качественной продукции снижается, что можно рассматривать как одно из проявлений налоговой политики, направленной на поощрение роста качества и потребительских свойств товаров [32, с. 117].
Рисунок 2.1 - Дефлированные месячные поступления акцизов в федеральный и местные бюджеты, прирост задолженности по акцизам в федеральный бюджет (на правой оси) (млн. рублей)
На протяжении всего
периода с 2001 года по 2007 год распределение
акцизов между федеральным
Поступление акцизов в местные и региональные бюджеты отличалось стабильностью (начиная с 2001 года и по нынешний день они составляют порядка 0,5% ВВП). Что объясняется в большей степени стабильностью налоговой базы.
Рисунок 2.2 - Поступления
акцизов в федеральный и
Колебания поступлений акцизов в федеральный бюджет, как видно из рисунка, связаны в основном с динамикой задолженности по акцизам. Так, январские спады поступлений налога в 2005 и 2006 гг. совпадают с ростом недоимки по налогам в эти месяцы и, наоборот, рост поступлений акцизов в декабре 2007 г. совпал с падением задолженности [33, с. 48-49].
Стоит отметить, что переход в начале 2006 года на специфические ставки акциза по основной массе подакцизным товаров не привел к падению налоговых поступлений, ввиду незначительных значений инфляции на протяжении последних двух лет (за исключением сентября 2007 года).
Согласно данным, за десять месяцев 2007 года показатели исполнения федерального бюджета по доходам оказались хуже, чем в январе-октябре 2006 года, причем это ухудшение произошло главным образом за счет уменьшения объемов таможенных поступлений. Совокупные доходы консолидированного бюджета субъектов РФ с учётом безвозмездных перечислений из федерального бюджета, составили в январе-сентябре 2007 года, по предварительным данным, 2 617,9 млрд. руб. или 13,5% ВВП, что на 0,3% ВВП меньше, чем за первые девять месяцев 2006 года. Основу роста собственных доходов регионов составили налоговые доходы и, главным образом, акцизы. [46, с. 99].
Таблица 2.2 - Налоговые
поступления в
Виды налогов | сборы (% ВВП) | доля в налоговых доходах (%) | |||
2008 | 2009 | 2008 | 2009 | ||
Акцизы (без ГСМ) | 0,4 | 0,3 | 4,1 | 3,1 | |
Всего налоговых | 8,9 | 9,2 | 100 | 100 | |
По данным ФНС, в 2009 году акцизы на сигареты и спирт (без алкогольных акцизов) принесли федеральному бюджету 59,255 млрд. руб. Сбор алкогольных акцизов в 2009 году, по данным Счетной палаты, составил 55,4 млрд. руб. [25, с. 26].
Информация о работе Теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов понятие и сущность акцизов