Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:16, курсовая работа
Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.…
Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.
Введение 3
Теоретические основы налогообложения 4-19
Теории налогообложения 4-17
Сущность и структура налогов 18-19
Налоговая система государства 20-34
Понятие налоговой системы и ее структура 20-26
Роль налоговой системы в рыночной экономике 26-34
Заключение. 34-35
Список использованной литературы. 35-36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Кафедра
экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
«Теории налогообложения и роль
налоговой системы в рыночной
экономике»
Выполнила студентка:
Факультета
Группы
Номер
зачетной книжки
ПЛАН:
Стр.
Введение
Заключение.
Список
использованной литературы.
Введение.
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.…
Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.
Я выбрала тему налогообложения, т.к. она очень актуальна именно в России, в стране с не развитой, но пытающейся выйти из кризиса экономикой.
1.Теоретические основы налогообложения.
1.1 Теории налогообложения.
Исторически налоги связывают с появлением государства. Первые формы налоговых платежей были предназначены для обеспечения интересов публичной власти: финансирования государственных расходов. Для теоретического обоснования экономико-политических отношений по поводу формирования централизованных финансовых ресурсов, складывающихся в государстве, формировались и развивались различные научные концепции, обосновывающие роль налогов в регулировании экономики. Они представляли собой частные и общие налоговые теории.
Частные налоговые теории рассматривают установление налогового режима в отношении отдельных налогов или соотношение различных видов налогов, количества налогов, их качественного состава, ставки налога. Общие налоговые теории обосновывают необходимость и предназначение налога, исследуют особенности отношений, складывающихся между экономическими агентами и государством в процессе формирования, распределения и перераспределения централизованных финансовых ресурсов государства.
Ярким примером частной налоговой теории является теория о едином налоге, проповедуемая физиократами (от греческих слов «физис» – природа, «кратос» – власть). Основоположником этой теории является Франсуа Кенэ (1694-1774) – крупнейший французский политэконом. Ф. Кенэ считал, что налогом надо облагать только чистый продукт, как единственный подлинный экономический «излишек». Любые другие налоги обременяют хозяйство. Что же получалось? Те самые феодалы-землевладельцы, на которых Ф. Кенэ возлагал столь важные и почетные социальные функции, должны были на деле платить все налоги. В тогдашней Франции дело обстояло как раз наоборот: они не платили никаких налогов.
В XIX в. американский экономист Генри Джордж (1839-1897), выдвинувший идею «единого земельного налога», рассматривал его как средство обеспечения всеобщего достатка и «социального мира». В своей работе «Прогресс и бедность» (1879) причину низкой заработной платы и безработицы он видит в искусственном дефиците земли, обусловленным неравным распределением общественных земель. Он предлагает поднять налог на неиспользуемые земли, социализируя, таким образом, ренту без дополнительного налогового бремени, и отказаться от прочих налогов, называя их барьерами для торговли, занятости и формирования капитала.
Признавая положительные моменты единого налога, связанные, в частности, с простотой его исчисления и сбора, тем не менее, следует отметить, что в чистом виде эта теория утопична и практически неприменима. Однако в сочетании с другими системами налогообложения она может сыграть положительную роль. Идеи, лежащие в основе теории единого налога, частично воплощены и в налоговой системе Российской Федерации: в упрощенной системе налогообложения, системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Вместе с тем, ни в одном государстве налоговая система не строится на единственном налоге, разнообразие налоговых отношений предполагает присутствие различных объектов налогообложения, что можно считать залогом устойчивости и эффективности налоговой системы.
Первая общая налоговая теория – теория обмена. Она основывается на возмездном характере налога. Смысл этой теории: через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. В рамках этой теории исследовался вопрос о выгоде сторон, и это близко к современному суждению о налоге как о цене за услуги государства. Обмен не был эквивалентным, но взаимовыгодным для обеих сторон: экономические агенты получали выгоду в виде экономии на издержках, связанных с защитой и охраной их собственности, а государство получало необходимые финансовые ресурсы для своего существования.
Эти идеи были полностью восприняты дальнейшими учениями в рамках классической политической экономии, и в последующем легли в основу всех её направлений и течений, даже тех, которые оппозиционны друг другу. Ни одно общество не придумало никакой более достойной альтернативы налоговым отношениям между государством и его экономическими субъектами, поэтому объективный характер налогов ни в какой теории не подвергается сомнениям. В дальнейших исследованиях во главу угла было поставлено исследование справедливости (рациональности) налогообложения, и основные теоретические дискуссии велись вокруг следующих вопросов: может ли государство для достижения общественных целей использовать силу и каким образом? Каково влияние государственных мероприятий и каковы границы государственного вмешательства в экономику? Как достичь справедливого распределения общественных благ? Какова должна быть плата за услуги, предоставляемые государством свои гражданам?
Методологические основы классической политэкономии базировались на концепции «естественных прав» и «общественного договора», которая была абстракцией, идеальным образом рыночного хозяйства, где все люди – простые товаропроизводители, действующие в условиях совершенной конкуренции. В классической политической экономии не содержится однозначного ответа на вопрос о первенстве государства или налогов. Эта концепция отражала не реальный процесс происхождения, становления и развития государства, а программные требования податного населения: купцов, ремесленников, крестьян, позднее также буржуазии, рабочих, которые, в отличие от духовенства и дворянства, платили подати и боролись с абсолютистским государством.
Трактовка происхождения государства и права как результата свободного договора свободных индивидов ведет происхождение от теории «общественного договора» (социального контракта). Эта концепция родилась в эпоху религиозных войн, когда освященная традициями феодальная регламентация стала постепенно уступать место сознательному регулированию гражданского общества. Это было время обостренного понимания справедливости, честность и бизнес казались многим несовместимыми. На первый план вышли проблемы развития контрактной этики, культуры соблюдения договоров. Происходит коренное переосмысление прав и свобод, дарованных каждому индивиду «от рождения».
Основоположниками теории общественного договора были английские философы Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), в трудах которых мы находим обоснование понятия частной собственности как необходимой предпосылки гражданского общества и договорную интерпретацию полномочий государственной власти. Их теория положила начало новому гражданскому правосознанию и сделала возможной постановку вопроса о взаимных обязательствах государства и граждан.
Собственно о налогах Т. Гоббс упоминает достаточно кратко в главе 24 «О питании государства и о произведении им потомства» своего труда «Левиафан». Особое внимание он уделял исследованию роли государства в экономике. В качестве основной он считал функцию государства в распределении общественного богатства. Он выделил следующие подфункции: распределение земель между подданными, установление правил внутренней и внешней торговли, создание и развитие системы денежного обращения. Среди основных налогов он признавал поземельный налог, акцизы и пошлины. При этом королевские земли он считал ненадежной статьей дохода.
Д. Локк развил и углубил теорию общественного договора Т. Гоббса. Основным отличием в его воззрениях было утверждение о возможности расторжения гражданами со своей стороны заключенный с верховной властью договор, в каком праве Т. Гоббс им отказывал. В области налоговых отношений Д. Локк придерживался принципа добровольного согласия граждан с возлагаемым на них налоговым бременем.
Несмотря на ярко выраженный теологический характер воззрений этих мыслителей, в их теории четко прослеживается идея о налоге как части имущества, которую следует отдать государству в обмен на охрану остальной его части. Обмен носит не обязательно эквивалентный, но выгодный характер.
Как видим, Гоббс и Локк приблизились к пониманию рациональности, получившему дальнейшее развитие в классической политэкономии. Исследованием данной категории занимались, в частности, в рамках шотландской философии нравственности (А. Смит, Д. Рикардо, Д. Юм, А. Фергюссон, Ф. Хатчисон), сформулировавшей индивидуалистскую концепцию рационального поведения в обществе. Шотландский экономист и философ А. Смит (1723-1790) развил мысль о том, что при определенных условиях частные интересы действительно могут гармонически сочетаться с интересами общества, а в достижении такой гармонии одну из определяющих ролей играют налоги.
Классическая теория налогов (теория налогового нейтралитета), основоположниками которой по праву считаются А. Смит и Д. Рикардо, возникла в результате развития отдельных положений и разрозненных комментариев, сделанных английским экономистом, родоначальником буржуазной классической политической экономии У. Петти (1623-1687). В «Трактате о налогах» в I главе «О различных видах государственных расходов» он выделял следующие виды государственных расходов: военные расходы, расходы на содержание правителей (в т.ч. расходы по отправлению правосудия), расходы на содержание пастырей человеческих душ и руководителей их совести, расходы на школы и университеты, расходы на содержание сирот, найденных и подкинутых детей, а также всякого рода немощных людей, и, кроме того, людей, которые нуждаются в получении работы, расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты и другие предметы, нужные для блага пользования всех.
Информация о работе Теории налогообложения и роль налоговой системы в рыночной экономике