Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:16, курсовая работа
Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.…
Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.
Введение 3
Теоретические основы налогообложения 4-19
Теории налогообложения 4-17
Сущность и структура налогов 18-19
Налоговая система государства 20-34
Понятие налоговой системы и ее структура 20-26
Роль налоговой системы в рыночной экономике 26-34
Заключение. 34-35
Список использованной литературы. 35-36
Неоинституционализм
возник на путях преодоления
Современный
институционализм сумел обратить внимание
мировой научной мысли на значимость учета
одного из факторов: неопределенности
и непредсказуемости в поведении деловых
партнеров. В связи с этим институциональный
анализ более объективно оценивает экономическую
реальность. Поэтому при анализе налоговых
отношений между государством и экономическими
агентами, на которые большое влияние
оказывает волюнтаризм, наиболее перспективным
представляется применение методологии
институциональной экономики.
1.2 Сущность и структура налогов.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.
Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определен субъект налога (налогоплательщик) и элементы налога.
В налогах как экономической категории можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться установленным. Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность, которая определяет условия налогообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога. Основными элементами налога являются:
- объект (предмет) налогообложения;
- налоговая база;
- источник налога;
- налоговая ставка;
- единица обложения (налога);
- налоговый оклад;
- сумма налога;
- налоговая льгота;
- порядок исчисления налога;
- налоговый период;
- порядок и сроки уплаты налога и др.
Объект (предмет) налогообложения - это имущество, прибыль, доход, стоимость работ или услуг, с которых в соответствии с законом с субъекта налога взимается налог (сбор, госпошлина).
Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта (предмета) налогообложения.
Источник налога - доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается налог).
Налоговая ставка - размер налога или величина налогового исчисления на единицу измерения налоговой базы.
Налоговый оклад - сумма налога, исчисляемая на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в соответствующий бюджет.
Единица (масштаб) налога - единица измерения объекта (предмета) налога, принятая за основу для начисления оклада налога и выраженная в рублях, тоннах, килограммах, квадратных метрах и других единицах измерения.
Сумма налога - сумма налога, уплачиваемая субъектом налога с объекта (предмета) обложения.
Налоговая льгота - снижение размера налогообложения или предоставление субъекту налога преимущества по отношению к другому плательщику налога.
Налоговый период - календарный год или иной период времени, по окончании которого исчисляется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет.
Элементы налога составляют структуру налога, каждая характеризуется:
-
зависимостью экономики (
- влиянием налогов (сборов) на доходы субъектов налога;
- зависимостью колебания цен на товары (продукты) от налогов (сборов);
-
зависимостью колебания самих
налогов (налоговых ставок) от
изменения параметров
2. Налоговая система государства.
2.1 Понятие налоговой системы и ее структура.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.1
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются в вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.
При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Не
могут устанавливаться
В пункте 1 статьи 12 НК РФ законодатель определяет структуру системы налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации.
Система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя условиями:
1. федеральные налоги и сборы;
2. региональные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы субъектов Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов;
3. местные налоги и сборы.
Выделение трех уровней системы налогов и сборов в Российской Федерации позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.2
Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям:
1.
устанавливаются Налоговым
2.
обязательны к уплате на всей
территории Российской
Региональные налоги и сборы в соответствии с комментируемой статьей характеризуются следующими чертами:
1.
устанавливаются Налоговым
2.
вводятся в действие в
3.
обязательны к уплате на
4.
законодательные органы
а) налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ);
б) порядок и сроки уплаты налога;
в) формы отчетности по региональному налогу;
г) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Законодательство
запрещает устанавливать
Местные налоги и сборы:
1.
устанавливаются Налоговым
2.
вводятся в действие в
3.
обязательны к уплате на
4.
представительные органы
а) налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ;
б) порядок и сроки уплаты налога;
в) формы отчетности по местному налогу;
г) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Так же, как и в отношении региональных налогов, законодатель запрещает установление местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК РФ).
Для местных налогов и сборов в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) законодатель устанавливает особенность, состоящую в том, что такие налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Налоги и сборы, включенные в систему налогов и сборов Российской Федерации, подразделяются на виды в соответствии с несколькими критериями - порядком установления, порядком введения в действие, территорией, на которой налоги и сборы обязательны к уплате.3
При этом следует отметить, что принадлежность налога (сбора) к конкретному уровню системы налогов и сборов не означает, что он является источником доходов только федерального бюджета, или региональных бюджетов, или местных бюджетов. Законодатель, например, может предусмотреть полное или частичное закрепление конкретных федеральных налогов в качестве источника доходов региональных и местных бюджетов. В соответствии с законодательством часть поступлений региональных налогов может направляться в доход местных бюджетов.
Информация о работе Теории налогообложения и роль налоговой системы в рыночной экономике