Теории налогообложения и роль налоговой системы в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание

Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.…
Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы налогообложения 4-19
Теории налогообложения 4-17
Сущность и структура налогов 18-19
Налоговая система государства 20-34
Понятие налоговой системы и ее структура 20-26
Роль налоговой системы в рыночной экономике 26-34

Заключение. 34-35
Список использованной литературы. 35-36

Работа состоит из  1 файл

Налоги и их функции1.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

      Систему налогообложения можно считать  стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности) .

      Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

      Сейчас в России действует почти три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание временем, но в челом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеются существенные различия по странам, и налоговая система Швеции отличается от действующей в Германии, а налоги в Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС налоговая система унифицируется и с 1 января 1993 года останутся лишь несущественные различия.

      Но  стабильность системы налогообложения - не догма. Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Опыт США и других развитых стран совершенно однозначно свидетельствует о том, что налоговая система в основном является функцией двух аргументов - экономической политики государства и состояния народного хозяйства в данный период. Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года.

      Повышение роли налогов в нашей стране, превращение  их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.

      Как мировой, так и отечественный  опыт свидетельствуют о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет.

      Одно  из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами. И это далеко не формальность. К примеру, в России правительство предлагало установить ставку налога на прибыль предприятий 40% (такой она была в проекте закона), однако парламентарии приняли иное решение - 32%, разница очень существенная.

      Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам означает также демократизацию экономической жизни страны.

      Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.

      А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.

      Налоги  органически вписываются в формируемую  в нашей стране систему экономических  отношений, основанную на действии прежде всего закона стоимости. При разумных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.

    Заключение.

    Налоговые отношения - отношения перераспределительного характера, поэтому от их развития также зависит общественный прогресс. В то же время они, основываясь на первичных распределительных (денежных) отношениях, зависят от их совершенства, их адекватности состоянию экономического базиса. Из этого следует, что вся совокупность производственных отношений (экономических, финансовых, бюджетных, кредитных, ценовых налоговых) зависит от уровня производительных сил. Самым непосредственным образом определяет этот уровень. Таким образом, совершенствование экономики - это создание ограниченного единства между всеми фазами воспроизводства: производством, распределением, обменом, потреблением.

 Совершенствование  налоговых отношений - наиболее  трудная область деятельности правительственных и властных органов РФ. Налоги - это отношения собственности, а поскольку именно проблемы собственности вызывают в настоящее время наибольшее противостояние между ветвями законодательной и исполнительной власти и тем более нет единства мнений и в составе самого правительства и парламента, то к решению чисто экономических проблем примешиваются и политические интересы. Разрешение экономикой политических противоречий требует длительного времени и усилий всех заинтересованных лиц, начиная от верхних эшелонов власти и заканчивая каждым конкретным человеком. Все это свидетельствует о том, что в настоящее время не могут быть созданы налоговые отношения, отвечающие мировым стандартам. Более того, они не могут быть идентичны этим стандартам, поскольку каждой стране присущи свои индивидуальные особенности политического и экономического развития. Тем не менее унификация налоговых систем развитых стран мира позволяет ускорить процессы международной интеграции, что обеспечивает успешность решения многих экономических, политических и социальных проблем.

    Список  использованной литературы.

  1. Крохина Ю.А. Финансовое право России. – М.: НОРМА, 2004.
  2. Теория и история налогообложения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение»/ И.А. Майбуров.-М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2007.
  3. Тарасова В.Ф.- налоги и налогообложение: учебник/ В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н.Семыкина; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой.- М.: КНОРУС, 2009.
  4. Алиев Б.Х., Абдулгалимов А.М., Алиев М.Б.- теория и история налогообложения: учеб. пособие.- М.: Вузовский учебник, 2008.
  5. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П.- основы налоговой системы: Учебник для вузов.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2002.
  6. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000.
  7. Поляка Г.Б. , А.Н. Романова Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие для вузов /под ред.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  8. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник. М., ИНФРА - М, 2000
  9. Барулин С.В. Теория и история налогообложения: Учеб. пособие. М: Экономистъ, 2006.
  10. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение. Москва :Форум-Инфра- М, 2007.
  11. Налоговое право России: Учебник для вузов/Г.А. Тосунян, Н.С. Бондарь; Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: Изд-во норма, 2003.
  12. Налоги и налоговое право: Учебное пособие/Под ред. А.В.Брызгалина. – М.: Аналитика-Пресс, 1997.

Информация о работе Теории налогообложения и роль налоговой системы в рыночной экономике