Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:42, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства в России по упрощенной системе налогообложения.
В дипломной работе были решены такие задачи как:
- произведен анализ влияния смены налогового режима ООО «Хлебокомбинат» на показатели финансовой деятельности организации;
- так же разработана методика выбора оптимального варианта упрощенной системы налогообложения, минимизирующего величину налогового бремени;
- произведен анализ правильности выбора объекта налогообложения ООО «Хлебокомбинат».
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИИ ……………………………….7
1.Сущность упрощенной системы налогообложения ……………………...7
2.Порядок и условия начала и прекращения применения УСНО ………...14
3.Порядок определения расходов …………………………………………...29
4.Порядок определения расходов …………………………………………...32
ГЛАВА 2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В ООО «ХЛЕБОКОМБИНАТ» ………………………………………………...53
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ………...53
2.2. Анализ правильности выбора объекта налогообложения ООО «Хлебокомбинат» ……………………………………………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....67
ГЛОССАРИЙ …………………………………………………………………...69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………72
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………76
Индивидуальным
Субъекты предпринимательской деятельности, применяющие УСНО, не освобождены от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ. Налоговые агенты должны вести учет выплаченных доходов, удержанных у налогоплательщиков и перечисленных в бюджет сумм налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, предоставлять отчетность о суммах исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов. Перечень налогов, сборов и взносов, уплачиваемых организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющие УСНО.
Помимо налогов и сборов субъекты предпринимательской деятельности, применяющие УСНО, обязаны, в установленном законом порядке, уплачивать налоги за пользование природными ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы.
Налоги, сборы и взносы, уплачиваемые субъектами предпринимательской деятельности, перешедшими на УСНО
Взносы на обязательное и добровольное страхование
- Страховой взнос на обязательное пенсионное страхование (на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии).
- Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Добровольные страховые взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности.
Федеральные налоги и сборы:
- Налог на добавленную стоимость;
- Акцизы;
- Государственная пошлина;
- Налог на операции с ценными бумагами;
- Таможенная пошлина;
- Сбор за использование наименований “Россия”, ”Российская Федерация” и образованных на их основе словосочетаний (только для юридических лиц);
- Транспортный налог;
- Таможенная пошлина.
В соответствии со статьёй ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСНО и применяющие её в установленном порядке. Для реализации права
перехода на УСНО организациями
и индивидуальными
должны соблюдаться ряд ограничений, которые показаны на рисунке 1.1 и
описаны ниже.
Рис.1.1. Ограничения для перехода на УСНО
Условия перехода на УСНО:
- доход от реализации товаров (работ и услуг) по итогам первых девяти месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, не должен превышать 15 млн. руб. (без учета НДС). Доход от реализации товаров (работ, и услуг) определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ. Таким образом, внереализационные доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ, не учитываются. Для индивидуальных предпринимателей ограничения по доходам, полученных от предпринимательской деятельности, для перехода на УСНО не установлено.
- перейти на УСНО могут только те организации, у которых стоимость основных средств и нематериальных активов, рассчитанная на основании данных бухгалтерского учета, не превышает 100 млн. руб.
- это условие касается только организаций. Согласно ему на УСНО могут перейти только те организации, в которых доля участия других организаций в уставном капитале составляет не более 25%. Льготу по этому условию имеют только общественные организации инвалидов.
- не имеют права перейти на УСНО организации, имеющие филиалы и представительства. Понятие терминов “представительство” и “филиал” утверждены в ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- на предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, желающих перейти на УСНО, средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек. Порядок определения средней численности работников устанавливает Государственный комитет по статистике Российской Федерации.
- применять УСНО не имеют права организации и индивидуальные предприниматели, которые по виду занимающейся деятельностью, попадают в следующие категории:
- банки;
- страховщики;
- негосударственные пенсионные фонды;
- инвестиционные фонды;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- ломбарды
- производители подакцизных
товаров, а также занимающиеся
добычей и реализацией
- занимающиеся игорным бизнесом;
- нотариусы, занимающиеся
- не вправе перейти на УСНО организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог в соответствии с главой 26.1 НК РФ). Также они не могут применять упрощенную систему налогообложения в отношении, тех отдельных видов предпринимательской деятельности, по которым они переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. По остальным видам предпринимательской деятельности организации и индивидуальные предприниматели вправе применять УСНО в тех случаях, в которых выполнены выше перечисленные условия. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.
Переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется
организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке.
Это означает, что:
1) никто не может
принудить организацию и
2) для того, чтобы начать применять упрощенную систему, необходимо соблюсти определенную процедуру, установленную НК РФ.
Если организация или индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения и решили для себя, что им это выгодно, то они должны в установленные ст. 346.13 НК РФ сроки подать заявление в налоговый орган по месту учета.
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСНО, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСНО, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление по рекомендуемой форме № 26.2-1(Прил. 1), утвержденной приказом МНС РФ от 19.09.02 № ВГ-3-22/495. При этом организации сообщают о размере доходов за первые девять месяцев текущего года, величина которого, как уже было отмечено выше, не должна превышать 15 млн. руб.
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена УСНО. В случае изменения объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на УСНО налогоплательщик должен уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года предшествующего году, в котором впервые применена УСНО. Выбранный объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения УСНО.
Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСНО, вправе подать заявление о переходе на УСНО одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговые органы. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять УСНО в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
После получения заявления о переходе на УСНО налоговый орган проводит проверку правомерности такого перехода. По результатам такой проверки налоговый орган в месячный срок со дня регистрации заявления в письменной форме посылает налогоплательщику о возможности либо о невозможности применения УСНО, где формы уведомления № 26.2-2 и 26.2-3, утверждены приказом МНС России от 19.09.02 № ВГ-3-22/495.
Пунктом 4 ст. 346.13 НК РФ установлено два ограничения, при нарушении которых налогоплательщик утрачивает право применения УСНО:
- доходы за налоговый период, определенные по правилам ст. 346.15, не должны превысить 15 млн. руб.;
- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не должна превышать 100 млн. руб.
В случае превышения указанных пределов налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения, начиная с того квартала, в котором оно было допущено. В этом случае налоги, от которых налогоплательщик был освобожден при переходе на УСНО, уплачиваются с начала того квартала, в котором было утрачено право применения УСНО, при этом не уплачиваются штрафы и пени за несвоевременную уплату ежемесячных платежей указанных налогов за этот квартал.
Об утрате права на применение УСНО налогоплательщик обязан в письменной форме (рекомендуемая форма сообщения № 26.2-5, утвержденная приказом МНС России от 19.09.02 № ВГ-3-22/495) сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) в течении 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил 15 млн. руб. При этом обязанность об уведомлении налогового органа о превышении лимита остаточной стоимости объектов основных средств и нематериальных активов не установлена.
Налогоплательщики, применяющие УСНО, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагают перейти на общий режим налогообложения. О таком переходе налогоплательщик уведомляет налоговые органы в письменной форме, где рекомендованная форма уведомления № 26.2-4, утверждена приказом МНС России от 19.09.02 № ВГ-3-22/495.
Налогоплательщик, перешедший с УСНО на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСНО не ранее чем через один год, после того как он утратил право на применение УСНО.[10, с.54]
Составление заявления
Форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения приведена в приказе МНС России от 19-09.2002 № ВГ-3-22/495, форма № 26.2-1(Прил. 1).
Напоминаем, что форма
заявления носит рекомендательн
- полное название организации
- основной государственный номер (ОГРН - для юридических лиц или ОГРНИП - для индивидуальных предпринимателей).
Организациям, созданным после 1 июля 2002 года, и предпринимателям, которые получили свидетельство после 1 января 2004 года, ОГРН был присвоен при дарственной регистрации. А предприятиям, зарегистрированным до 1 июля 2004 года, и предпринимателям, зарегистрированным до 1 января 2004 года, эти номера присвоены в процессе их перерегистрации;
- ИНН/КПП для организаций и ИНН для предпринимателей.
Если организация или предприниматель подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с документами, необходимыми для государственной регистрации, то ОГРН, ИНН и КПП в заявлении не указываются;
- дата перехода на упрощенную систему налогообложения.
Перейти на упрощенную систему налогообложения можно с начала календарного года, следовательно, по этой строке необходимо указать «01 января* того года, с которого налогоплательщик собирается применять УСНО.[18, с. 144]
Организации и предприниматели, представляющие заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с документами для государственной регистрации, должны в этой строке указать не конкретную дату, а вписать «со дня государственной регистрации»;
- объект налогообложения, выбранный налогоплательщиком. Ею могут быть
как доходы, так и доходы, уменьшенные на величину расходов;
- сумма доходов от реализации товаров, работ, услуг (без учета НДС) за 9 месяцев того года, в котором подается заявление;
- средняя численность сотрудников за 9 месяцев года, в котором организация или предприниматель составляет заявление.
Правила расчета численности работников установлены постановлениями Госкомстата РФ от 28.10.2003 № 98, от 01.12.2003 № 105 и от 15.12.2003 №112.
Работодатель ведет ежедневный учет списочной численности