Анализ оплаты труда на предприятии и современные методы стимулирования трудовой активности персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание

Стимулирование играет огромную роль в организации деятельности предприятия, так оно направлено на мотивацию работника к эффективному и качественному труду, который не только покрывает издержки работодателя на организацию процесса производства, оплату труда, но и позволяет получить определенную прибыль. Тогда как полученная прибыль идет не только в карман работодателю, а используется на выплату налогов в федеральный и местный бюджеты, на расширение производства. Таким образом, стимулирование труда наемных работников не является частным делом конкретного предприятия и организации, а играет важную роль в экономическом развитии страны, в процветании национальной экономики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1 Теоретические основы стимулирования труда персонала……………………5

1.1 Понятие стимулирования труда …………………………………………….5

1.2 Основные методы стимулирования труда ………………………………….8

1.3 Исследование системы стимулирования российских и зарубежных предприятий………………………………………………………………………13

2. Анализ оплаты труда на предприятии……………………………………….17

2.1 Общая характеристика предприятия,финансовое состояние
предприятия ………………………………………………………………….17

2.2 Анализ системы материального поощрения работников …………………18

2.3 Рекомендации по совершенствованию системы стимулирования труда…24

Заключение ……………………………………………………………………...33

Список использованной литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Российская Академия предпринимательства

Новосибирский филиал

 

«Кафедра МиГУ»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По курсу:Управление персоналом.

На тему: «Анализ оплаты труда на предприятии и современные методы стимулирования трудовой активности персонала».

 

 

 

 

 

Выполнил:

студентка гр. М29

                                                                                                        Фоминова А.А.

Проверил:

                                                                                                        Преподаватель:

                                                                                                Найчукова Т.В

 

 

 

 

Новосибирск 2012

Содержание:

 

Введение  …………………………………………………………………………3

 

1 Теоретические основы стимулирования труда персонала……………………5

 

1.1 Понятие стимулирования труда  …………………………………………….5

 

1.2 Основные методы стимулирования  труда ………………………………….8

 

1.3 Исследование системы стимулирования  российских и зарубежных предприятий………………………………………………………………………13

 

2. Анализ оплаты труда на предприятии……………………………………….17

 

2.1 Общая характеристика предприятия,финансовое состояние

       предприятия  ………………………………………………………………….17

 

2.2 Анализ системы материального поощрения работников …………………18

 

2.3 Рекомендации по совершенствованию системы стимулирования труда…24

 

Заключение ……………………………………………………………………...33

 

Список использованной литературы…………………………………………...36

 

 

 

Введение

 

 

Стимулирование играет огромную роль в организации деятельности предприятия, так оно направлено на мотивацию работника к эффективному и качественному труду, который не только покрывает издержки работодателя на организацию процесса производства, оплату труда, но и позволяет получить определенную прибыль. Тогда как полученная прибыль идет не только в карман работодателю, а используется на выплату налогов в федеральный и местный бюджеты, на расширение производства. Таким образом, стимулирование труда наемных работников не является частным делом конкретного предприятия и организации, а играет важную роль в экономическом развитии страны, в процветании национальной экономики.

Актуальность данной темы заключается  в том,что стимулирование наемных работников является одной из составляющих управления персоналом. В современной экономике стимулирование работников не ограничивается только мерами материального вознаграждения, а направлено на совершенствование личности работника, формирование в нем заинтересованности в успехе организации в целом.

Объектом исследования является система  оплаты труда, а предметом – методы стимулирования трудовой активности персонала .

Цель данной работы установить, в  чем заключается сущность стимулирования труда персонала организации, проанализировать оплату труда персонала.

Для реализации заданной цели поставлены следующие задачи:

-дать понятие стимулов трудовой  деятельности и их видов;

-определить понятие стимулирования  труда персонала организации;

-рассмотреть существующие системы  стимулирования труда на российских  и зарубежных предприятиях;

- изучить систему оплаты труда на предприятии на примере ООО «Аннушка»;

 

Структура работы такова:в первой главе описаны понятие стимула  и его виды, чтобы понять сущность стимулирования труда и иметь  возможность проанализировать данные явления; во второй главе анализируются системы материального поощрения работников и состояние стимулирования труда персонала организации на примере конкретного предприятия .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты анализа систем стимулирования труда на предприятии

 

1.1 Понятие стимулирования труда

 

С развитием предпринимательской деятельности предприятия получили свободу в решении вопросов организации производства и оплаты труда работников. Целью предоставления широких полномочий предприятиям в решении этих вопросов являлось создание предпосылок для повышения производительности труда, улучшения качества продукции и совершенствования механизма оплаты труда, позволившего бы заинтересовать работников в результатах их труда. На деле же произошло так, что старая система стимулирования работников прекратила свое существование как единая система, а ожидаемой реформы в оплате труда не произошло, что привело, во многом, к утрате заработной платой стимулирующей функции. Поэтому решение проблемы роста производства отечественной продукции, повышения ее качества невозможно в отрыве от решения вопросов стимулирования и оценки труда работников.

Понятие стимулирования связано с  понятием производственного коллектива. Производственный коллектив и каждый его член являются объектами стимулирования. При управлении производственным коллективом основное внимание должно уделяться организации трудового процесса и стимулированию работников. Организации управления производственным коллективом должно предшествовать четкое формулирование стоящих перед ним задач, главными из которых являются производство продукции, работ, услуг и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов наемных работников и интересов имущества предприятия, организация стимулирования работников по результатам выполненной работы.

Стимулирование направлено на увеличение объема, расширение ассортимента, повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции с учетом достижений научно-технического прогресса. В свою очередь, эффективная и качественная работа влечет за собой снижение себестоимости и повышение рентабельности производства, что дает возможность дополнительно материально поощрить работников.

Говоря о стимулировании наемных  работников, мы подразумеваем всех работников предприятия, а не только производственных рабочих. В связи с этим необходимо разделять понятия "эффективность труда" и "производительность труда" работников. Производительность труда работников определяется не только усилиями самого работника, но и зависит от других причин: ввода новой техники и технологии, применения новых видов сырья и материалов, внедрения более совершенных форм организации производства и труда. Эффективность же труда работников целиком зависит от них самих, от их личных качеств и способностей при прочих равных условиях.[1]

На сегодняшний день важно восстановить роль материального стимулирования на предприятии.

Таким образом, стимулирование наемных  работников на предприятии тесно  связано с научной организацией труда, в которую входит нормирование труда, представляющее из себя четкое определение круга трудовых обязанностей работника и тех качественных и количественных результатов труда, которые от него требуются.

Говоря о стимулировании работников, надо учитывать и такое понятие  как мотивация труда. Мотивация  определяется двумя понятиями: потребность и вознаграждение. Потребности бывают первичные и вторичные. К первичным относятся физиологические потребности человека: еда, вода, одежда, жилище, отдых и т.п. Вторичные потребности являются по своему характеру психологическими: потребности в привязанности, уважении, успехе.

Можно выделить следующие методы мотивации трудовой деятельности(рис 1)

Рисунок 1 - Методы мотивации труда  работников

При стимулировании труда как предоставлении работнику вознаграждения за труд, которое он использует для удовлетворения своих потребностей, необходимо учитывать, что разные люди по-разному подходят к этому вопросу, определяя для себя различные ценности. Так, для человека высокого материального достатка лишнее время для отдыха может быть более значимо, чем дополнительный заработок, который он получил бы за сверхурочную работу. Для многих людей, например, работников, занимающихся интеллектуальным трудом, более значимыми будут уважение со стороны коллег и интересная работа, чем дополнительные деньги, которые он мог бы получить, займись торговлей или став коммерческим агентом.

Поэтому вознаграждение за труд может  быть двух типов: внутреннее и внешнее.

Внутреннее вознаграждение - это  удовольствие, получаемое человеком  от работы, от уважения со стороны коллег, от причастности к коллективу.

Внешнее вознаграждение - это материальные выгоды, продвижение по служебной  лестнице, повышение социального  статуса.

Поэтому при стимулировании работников, не только материальном, руководителю необходимо выявлять потребности работников, чтобы потребности более низкого уровня удовлетворялись прежде, чем потребности более высокого уровня.

К сожалению, в современных российских условиях во многом утрачены стимулы  в работе, формирующие у сотрудника ощущение внутреннего вознаграждения. Как показывают исследования, абсолютное большинство работников ставит во главу угла материальный фактор и лишь незначительное их число (в основном руководители) говорит о необходимости получения удовольствия от работы и ощущения своей значимости.Таким образом, невозможно правильное стимулирование наемных работников без учета их трудовых мотиваций. Именно на этом принципе и должна строиться система стимулирования, которая должна быть гибкой, легко изменяющейся по отношению к разным категориям персонала, а не костной, не позволяющей правильно оплатить труд в соответствии с его эффективностью и качеством и учесть все нематериальные стимулы к труду.[2]

 

1.2 Основные методы стимулирования  труда

 

В условиях перехода к рыночной экономике  система управления стимулированием  труда подвергается существенной трансформации. По сути, эта система призвана создать новый мотивационный механизм трудовой активности персонала на предприятиях торговли всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.Основной целью управления стимулированием труда является обеспечение роста доходов персонала и дифференциации их выплат в соответствии с трудовым вкладом отдельных работников в общие результаты деятельности торгового предприятия.

Управление стимулированием труда  охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ:

1) Выбор форм и систем заработной  платы представляет собой начальный  этап организации стимулирования  труда персонала. 

2) Построение на предприятии  тарифной системы заработной  платы представляет собой важный  этап организации стимулирования труда на тех предприятиях, где заняты работники различной квалификации и где имеются существенные различия в сложности выполняемых работ. Зарубежный опыт показывает, что тарифная система заработной платы разработана и применяется всеми крупными торговыми фирмами. Однако принципы ее построения существенно различаются. В основе европейской практики построения тарифной системы заработной платы на предприятиях торговли лежит принцип дифференциации окладов (ставок) в зависимости от уровня квалификации работников; американской - от сложности выполняемых работ; японской - от стажа работы в данной фирме.

Определенное распространение  в нашей практике могут получить на предприятиях торговли так называемые «гибкие тарифные системы», в основе которых лежит минимальный уровень заработной платы, устанавливаемый на предприятиях торговли для работников самой низкой квалификации (он может превышать на предприятии установленный государством минимум заработной платы), и система коэффициентов повышения размера заработной платы, выплачиваемой по тарифам, по мере повышения квалификации работника (такая система коэффициентов квалификации может быть заимствована из государственной тарифной системы или разработана предприятием торговли самостоятельно). При построении тарифной системы на предприятиях торговли следует иметь в виду, что максимальным размером тарифные оклады и ставки не ограничиваются.

3) Построение системы дополнительного  стимулирования отдельных аспектов  трудовой активности работников  призвано усилить трудовую мотивацию персонала. Эта система использует различные формы -- премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности; доплаты и надбавки; различные единовременные поощрения за результаты труда; премиальные выплаты по итогам работы за год и другие (социальные выплаты персоналу в различных их формах в эту систему не входят, так как они не связаны со стимулированием труда).

 

Каждая премиальная система  включает в себя в качестве обязательных элементов: показатели премирования; условия  премирования; размеры и шкалу премирования; круг премируемых работников.

Показатели премирования, за выполнение которых осуществляются стимулирующие  выплаты, являются основой построения премиальной системы. Они выступают  в форме конкретных результатов  хозяйственной деятельности торгового предприятия, характеризующих работу индивидуального исполнителя, группы исполнителей или персонала в целом. Выбор показателей премирования требует соблюдения некоторых условий, от которых в конечном счете зависит действенность премиальной системы. Во-первых, показатели премирования должны быть конкретными, четко сформулированными, исключающими различное толкование и полностью понятными для работников. Во-вторых, выполнение каждого показателя должно легко учитываться. В-третьих, премиальная система не должна содержать более двух показателей премирования. Необходимо в каждом конкретном случае выбирать самые важные производственные показатели, которые наиболее полно характеризуют выполняемую работу.

Размеры и шкала премирования определяют величину премии. Для этого прежде всего устанавливается исходная база премирования. Она представляет собой ту количественную характеристику (или степень выполнения) показателя премирования, начиная с которой выплачивается премия. Собственно шкала премирования устанавливает конкретную форму связи между степенью выполнения показателя премирования и размером премии.Круг премируемых работников предопределяется выбранным показателем премирования; за его выполнение премируются только те работники, которые имеют к нему непосредственное отношение.Доплаты и надбавки представляют собой одну из дополнительных форм стимулирования персонала, непосредственно примыкающую к тарифной системе, т.е. рассматриваются как временное или систематическое увеличение тарифной части заработка.Доплаты к заработной плате представляют собой денежные выплаты, с помощью которых компенсируются дополнительные затраты или сложные условия труда отдельных работников. Основными их видами являются доплаты за совмещение профессий и увеличение объемов выполняемых работ; за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников; за руководство бригадой или другим структурным подразделением при полном объеме выполнения основной работы; за работу в ночное время, в выходные или праздничные дни и др.

Информация о работе Анализ оплаты труда на предприятии и современные методы стимулирования трудовой активности персонала