Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа
Стимулирование играет огромную роль в организации деятельности предприятия, так оно направлено на мотивацию работника к эффективному и качественному труду, который не только покрывает издержки работодателя на организацию процесса производства, оплату труда, но и позволяет получить определенную прибыль. Тогда как полученная прибыль идет не только в карман работодателю, а используется на выплату налогов в федеральный и местный бюджеты, на расширение производства. Таким образом, стимулирование труда наемных работников не является частным делом конкретного предприятия и организации, а играет важную роль в экономическом развитии страны, в процветании национальной экономики.
Введение …………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы стимулирования труда персонала……………………5
1.1 Понятие стимулирования труда …………………………………………….5
1.2 Основные методы стимулирования труда ………………………………….8
1.3 Исследование системы стимулирования российских и зарубежных предприятий………………………………………………………………………13
2. Анализ оплаты труда на предприятии……………………………………….17
2.1 Общая характеристика предприятия,финансовое состояние
предприятия ………………………………………………………………….17
2.2 Анализ системы материального поощрения работников …………………18
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы стимулирования труда…24
Заключение ……………………………………………………………………...33
Список использованной литературы…………………………
При организации оплаты труда работодатель должен:
- определить форму и систему оплаты труда работников своего предприятия;
- разработать систему
- выбрать критерии и определить
размеры доплат как для
Проанализируем как происходит организация заработной платы на ООО «Аннушка»(таблица 1).
№ п/п |
Наименование заработной платы |
Зарплата в рублях |
А |
1 | |
1 |
Повременная оплата труда |
296.898,00 |
2 |
з/п работников работающих по договорам |
8.630,00 |
3 |
Начисления -за работу в ночное время |
8.290,00 |
-доплата за сверхурочные |
3.240,00 | |
-доплата за работу в праздники |
2.734,00 | |
4 |
З/п во время учебных отпусков |
2.209,00 |
5 |
Оплата отпусков текущего месяца |
26.785,00 |
6 |
Выплата пособий по временной нетрудоспособности |
3.480,00 |
7 |
Надбавки, обуслов. район. регулир. труда в т.ч. | |
-начисл. по район коэф. за отраб. время |
228.124,00 | |
-за работу в праздничные дни |
1.914,00 | |
-за работу сверхурочно |
2.268,00 | |
-за работу в ночное время |
5.803,00 | |
8 |
Северные надбавки в т.ч.: | |
-отработанное время |
260.714,00 | |
-за работу в праздничные дни |
2.187,00 | |
-за работу сверхурочно |
2.592,00 | |
-за работу в ночное время |
6.632,00 | |
9 |
Итого: |
862.500,00 |
Таблица 1. организация заработной платы на ООО «Аннушка».
Исходя из данных таблицы можно сделать вывод о том, что основный вид заработанной платы это повременная оплата труда. При повременной оплате работникам устанавливаются нормированные задания. При этом для выполнения отдельных функций и объемов работ могут быть установлены нормы обслуживания или нормы численности работников.
На анализируемом предприятии используется повременно-премиальная система оплаты труда, которая рассчитывается исходя из отработанного времени плюс премия.
Такой вид оплаты труда совершенно не подходит для торгового предприятия, он скорее подойдет для предприятия где присутствует производственный процесс.
Проведем анализ элементов заработанной платы по категориям персонала.
Весь персонал организации можно разделить на две групп:
1) управленцы (главный бухгалтера, главный экономист, управляющий сбытом, менеджер по рекламе, менеджеров по оптовой и по розничной торговле).
2) работники (торговые агенты и продавцы).
Элементы заработанной платы по категориям персонала (таблица 2)
Должность |
Кол-во
чел. |
Отработанное время, ч. |
Размер зарплаты, годы | |||
2002 |
2003 |
2004 |
Премия % | |||
Директор |
24 |
10000 |
10000 |
10000 |
10 | |
Гл.бухгалтер |
2 |
20 |
8000 |
8000 |
8000 |
10 |
Бухгалтерия |
24 |
13000 |
13000 |
13000 |
10 | |
Упр.сбытом |
24 |
6000 |
6000 |
6000 |
10 | |
Гл.экономист |
24 |
6500 |
6500 |
6500 |
10 | |
Плановый отдел |
2 |
24 |
13500 |
13500 |
13500 |
10 |
Менеджер по рекламе |
20 |
5500 |
5500 |
5500 |
10 | |
Отдел маркетинга |
3 |
24 |
15000 |
15000 |
15000 |
10 |
Менеджер по торговле |
2 |
24 |
5500 |
5500 |
5500 |
10 |
Маркетолог |
24 |
5200 |
5200 |
5200 |
10 | |
Склад |
15 |
15 |
75000 |
75000 |
75000 |
10 |
Торг.агенты |
10 |
24 |
50000 |
50000 |
50000 |
10 |
Продавцы |
10 |
30 |
50000 |
50000 |
50000 |
10 |
Итого: |
50 |
- |
650700 |
650700 |
650700 |
150 |
Таблица 2. Элементы заработанной платы по категориям персонала
Из данных таблицы видно, что заработанная плата вот уже на протяжении трех лет не меняется, хотя предприятие является прибыльным.
Основную часть заработанной платы составляет доля отработанного времени - это 90% от общей суммы зарплаты.
Премиальная часть заработанной платы составляет лишь 10% - это ничтожно мизерная доля в заработанной плате. Причем премиальная часть всегда одинаковая, она не зависит от прибыли предприятия и от выработки каждого работника по отдельность.
Исходя из сказанного выше можно сделать вывод о том, что у работников и у управленцев нет стимула эффективнее работать и приносить предприятию большую прибыль, потому что на их заработанной плате это не сказывается. При разной усидчивости они получают одинаковую заработанную плату.
Исходя из таблицы можно заключить, что система стимулирования на рассматриваемом торговом предприятии практически не развита.
Из методов стимулирующего характера на предприятии используется только начисления стимулирующего характера:
-за работу в ночное время;
-доплата за сверх урочные;
-доплата за работу в
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что существует реальная необходимость в разработке эффективной системы стимулирования труда в «Аннушке».
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы стимулирования труда
Система стимулирования работников торговых предприятий в общем виде должна содержать дополнительные выплаты и премиям. Заработанная плата работников должна состоять из нескольких частей:
-во-первых, исходя из описания трудовых функций на «Аннушке» необходимо установить базовые ставки на основе состояния рынка труда. Каждый агент по сбыту или торговый агент, рядовой продавец должен иметь у себя не только описание своих функций, но и соответствующее описание для более высокого должностного уровня;
-во-вторых, необходимо ввести
-в-третьих, можно ввести
Для работников торговых предприятий формализовать профессиональные требования непросто. В сфере маркетинга важны знание товаров и рынков, способность убеждать клиентов, осуществлять эффективные межличностные коммуникации, интуиция и импровизация. Однако главное условие повышения вознаграждения - рост бизнеса на продуктовом направлении или на закрепленной территории. Экономические реалии, такие как сокращение жизненного цикла продукции, расширение ее многообразия, индивидуализация производства, энергичная переориентация на запросы потребителей, ужесточение конкуренции по качественным критериям, усиливают давление на деятельность сбытовиков и соответственно вносят коррективы в системы стимулирования.
Можно предположить, что если на «Аннушке» внедрить децентрализованную политику вознаграждения, внедрить альтернативные формы поощрения, усложнить маркетинговые цели, то благодаря эффективной политике стимулирования можно добиться наилучших результатов, повысить прибыль предприятия.
Разрабатывать систему стимулирования на предприятии необходимо в нескольких направлениях (Рисунок 2)
Рисунок 2 . Организационная структура предприятия
Исходя из организационной структуры
предприятия можно сказать, что
разрабатывать систему
Первый уровень - стимулирование высшего звена организационной структуры.
В «Аннушке» к этому уровню можно отнести:
-главного бухгалтера;
-главного экономиста;
-управляющего сбытом;
-менеджера по рекламе;
-менеджеров по оптовой и по розничной торговле.
Оплата работников, руководящих должностей должна, осуществляется в соответствии с несколько иными принципами, чем система стимулирования для рядовых работников. Во-первых, для них трудно бывает определить конкретные результаты деятельности, а следовательно, основания для дополнительного вознаграждения должны быть другими по сравнению с рядовыми работниками. Во-вторых, решающей для управленцев является не постоянная, а переменная часть вознаграждения, причем чем выше должность, тем меньшую величину составляет доля твердого оклада. В-третьих, рост окладов руководителей с их возрастом должен замедляться, так как в начале карьеры нарастание опыта и ответственности, а также потребностей происходит более быстрыми темпами.
Также необходимо вводить такой вид поощрения как премия из фонда директора. Базой для начисления премии из фонда директора будет служить дополнительная прибыль, заработанная предприятием. Предполагается установить обязательный плановый объем прибыли, если предприятие план перевыполняет, то как следствие этого работникам начисляется премия из фонда директора. Премия будет начисляться пропорционально прибыли. Таким образом если предприятие перевыполнило план на 10 %, то работникам начисляется премия в размере 10 % к основной заработанной плате, если на 20 %, то к основной заработной плате прибавляется 20 % и т.д.
Таким образом каждый работник, начиная
от руководителя высшего звена и
кончая рядовым продавцом
Специфическими формами
1) Бонус наличностью за
2) Отложенные до определенного
момента в будущем премиальные
выплаты, так называемые «
Итак, заработанная плата управляющих в «Аннушке» должна состоять:
Наименование з/п |
Доля в общей сумме |
Основная (базовая) часть |
50 |
Переменная часть |
45 |
Премия из фонда директора |
15 |
Таблица 3. Наименование заработанной платы управляющих
Второй уровень - работники.
В этой группе можно отнести:
-торговых агентов;
-продавцов.
Систему стимулирования для данной категории работников должна включать в себя дополнительные к зарплате формы вознаграждения.
Цель этих вознаграждений состоит в следующем:
-мотивация сотрудников и повыш
удовлетворение актуальных или ощущаемые потребностей сотрудников, включая потребности, касающиеся безопасности, финансовой помощи и обеспечения доходов в дополнение к оплате;
демонстрация того, как фирма заботится об удовлетворении потребностей своих сотрудников.
Для того чтобы у работников был стимул приносить предприятию большую прибыль необходимо разделить их заработанную плату на несколько частей (см. таблицу 4)
Наименование з/п |
Доля в общей сумме |
Основная (базовая) часть |
50 |
Надбавки за выработку |
40 |
Надбавки за выслугу лет |
5 |
Коллективные премии |
15 |
Премия из фонда директора |
10 |
Таблица 4. Составные части заработанной платы
Надбавки за выработку подразумевают под собой выполнение определенного норматива. Норматив должен устанавливаться раз в квартал, повышаясь или понижаясь в зависимости от выполнения норм, степени использования рабочего времени, соблюдения трудовой дисциплины. Каждый из этих факторов должен оцениваться отдельно, а затем интегрироваться в общую оценку, влияющую на процент надбавки за выработку. Надбавка за выработку, таким образом, может повышаться или понижаться в зависимости от выполненной работником нормы.
На данный момент норматив составляет 2500000 рублей с одной бригады продавцов (в квартал).
Если данный показатель повышается на 10%, то надбавки за выработку с 40% повышаются до 50 %, если 15 %, то до55 % и т.д., от общего
Если бригада продавцов
Например, в третьем квартале 2009 г. план выработки был перевыполнен бригадой продавцов на 10%, кроме того данная бригада принесла большую прибыль, среди аналогичных бригад, и более того предприятие получило сверх запланированной прибыли, т.е. по усмотрению директора может быть выдана прибыль из фонда директора. Рассчитаем размер зарплаты одно из продавцов по новой системе стимулирования труда: по новым расчетам основная часть заработанной платы будет составлять50% от 5000 р. (5000 р. эту зарплату работник получает в соответствии со старой системой стимулирования) т.е. базовая часть = 2500 р.