Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:14, реферат
Переход к рыночным отношениям требует определенных изменений и дополнений уже существующих функций управления предприятиями. Приватизация предприятий способствовала их преобразованию в самостоятельные хозяйствующие субъекты, несущие полную ответственность за результаты своей деятельности.
Введение…………………………………………………….......................2
1. Процесс и управление организацией……………………….................4
2. Составляющие процесса управления……………………....................5
3. Понятие функций менеджмента и их классификация……………….7
4. Сущность и содержание функций менеджмента……………….….10
5. Характеристика основных функций менеджмента………..……….16
5.1. Функция организации……………………………………………...16
5.2. Функция мотивации………...……………………………………...17
5.3. Функция планирования……………………………………………19
5.4. Функция контроля……………………………………………….…20
Заключение…………………………………………..……………….….23
Список используемой литературы…………………………………….25
− определение и детализация целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования;
− определение видов деятельности по достижению этих целей;
− поручение различных задач индивидуумам и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
− координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство, то есть каждый член группы должен знать, что он должен сделать, сроки выполнения работы и кто им руководит;
− единство цели – работает ли каждый член организации на общую цель, то есть никто не должен работать против целей организации;
− размах контроля или размах менеджмента – отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое им число работников.
Так, высшие руководители управляют не более чем десятью подчиненными, тогда как руководители низшего уровня управления могут руководить гораздо большим числом сотрудников. В связи с этим можно выделить два важных фактора, определяющих нормы управляемости (количество сотрудников, которыми может управлять один менеджер), − это время и частота. То есть, сколько времени нужно менеджеру проводить с каждым сотрудником и как часто. Естественно, что этот критерий во многом зависит от умения менеджера общаться с подчиненными, сложности решаемых задач, интереса и вовлечённости в трудовой процесс.
Таким образом, организация – это вторая функция управления. Из всего множества значений термина «организация» в смысле управленческой функции чаще всего используются два:
− организация – структура системы в виде взаимоотношений, прав, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место, когда люди объединены совместным трудом;
− организация – процесс, посредством которого создается и сохраняется структура организации.
Поведение человека всегда мотивированно. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Во всех случаях следует искать мотив поведения.
Мотивация – процесс побуждения себя
и других к деятельности для достижения
личностных целей и целей организации.
Традиционный подход основывается на
вере в то, что сотрудники – всего лишь
ресурсы, активы, которыми должны заставить
эффективно работать.
Человек, получивший в процессе обучения и повышения квалификации, накопления производственного опыта знания и навыки, хочет применить свое умение в труде. И чем больше ему это удается, тем больше степень удовлетворенности, а соответственно и степень выраженности мотивов. В данном случае сотрудник считает цель организации своими целями.
Стремление человека реализовать
себя в своем деле бесспорно. Так
уж он устроен. Там, где управление и
организация труда
В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен:
а) во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника. Данные критерии, сведенные воедино, формируют личную философию, которая представляет собой основополагающее поведение. Разработав личную философию, менеджеры могут создать такую рабочую среду окружения, которая будет способствовать мотивации сотрудников. Данная окружающая среда, или организационный климат, окажет существенное влияние на отношение к делу работников, воздействует на сотрудников, которые значительно легче и менее болезненно воспринимают правила и регламент организации;
б) во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации рабочих;
в) в-третьих, активно общаться со своими
сотрудниками, поскольку, для того,
чтобы работник был полностью
мотивирован и работал с полной
отдачей, он должен четко представлять
себе и понимать, чего от него ждут.
Это важно не только потому, что
сотрудники знают об ожиданиях своих
менеджеров, но им нужно говорить и
о том, как они выполняют свою
работу. Прямое общение с руководителем
свидетельствует о его
6.3. Функция планирования.
Она предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. По сути, это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.
План
представляет собой сложную социально-
Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации.
На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим.
Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием и является основой основ планирования.
Все три типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным (или общим) планом, или бизнес-планом функционирования организации.
Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий. Все виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложных - моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой техники планирования позволяет уменьшать неопределенность, повышает точность прогноза, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияние на план.
С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более эффективно на нее реагировать. Поэтому следует помнить, что неопределенность – одна из основных причин, по которой планирование может помочь организации лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменения внешней среды.
6.4. Функция контроля.
Итак, составлен план организации, создана ее структура, заполнены рабочие места и определены мотивы поведения сотрудников. Остается еще один компонент, который необходимо добавить к функциям управления, то есть контроль.
Контроль, как правил, ассоциируется с властью, командованием, «поймать», «улучшить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания контроля.
В самом
общем виде контроль означает процесс
соизмерения (сопоставления) фактически
достигнутых результатов с
Некоторые
организации создали целые
Окончательная цель контроля состоит в том, чтобы обслуживать различные планы и цели менеджмента. В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования-критерии: Эффективность контроля, эффект влияния на людей, выполнение задач контроля, определение границ контроля.
Различают следующие виды контроля.
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения.
В процессе
предварительного контроля можно выявить
и предвидеть отклонения от стандартов
в различные моменты. Он имеет
разновидности: диагностический и
терапевтический.
Диагностический контроль включает такие
категории, как измерители, эталоны, предупреждающие
сигналы и т.п., указывающие на то, что в
организации что-то не в порядке.
Терапевтический контроль позволяет не
только выявить отклонения от нормативов,
но и принять исправительные меры.
Текущий
контроль осуществляется в ходе проведения
работ. Чаще всего его объект – сотрудники,
а сам он является прерогативой их непосредственного
начальника. Он позволяет исключить отклонения
от намеченных планов и инструкций.
Для того чтобы осуществить текущий контроль,
аппарату управления необходима обратная
связь. Все системы с обратной связью имеют
цели, используют внешние ресурсы для
внутреннего применения, следят за отклонениями
для достижения этих целей.
Цель заключительного контроля – помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена (при текущем – в процессе ее выполнения).
Хотя
заключительный контроль осуществляется
слишком поздно, чтобы отреагировать
на проблемы в момент их возникновения,
он, во-первых, дает руководству информацию
для планирования в случае, если
аналогичные работы предлагается проводить
в будущем, во-вторых, способствует
мотивации.
Контроль хотя и важен, но может быть весьма
дорогостоящим. Поэтому решение о том,
какой тип контроля применить, требует
тщательного обдумывания. В связи с этим
при организации и поведении контроля
следует учитывать ряд факторов и дать
ответ на следующие вопросы:
Несомненно,
что в будущих контрольных системах будут
использованы новые приспособления и
новые достижения, однако базис, на котором
они создаются, останется тем же.
Функция контроля не является конечным
пунктом всего процесса управления организацией.
На практике такого конечного пункта не
существует вообще, т.к. каждая управленческая
функция движима другой. Возникает своего
рода постепенное круговое движение. Например,
информация, полученная в процессе контроля,
может использоваться на этапе планирования,
организации и мотивации сотрудников.
Менеджеры высокого уровня большую часть своего рабочего времени тратят на осуществление функций планирования и контроля, а более низкого уровня больше заняты подбором кадров, организацией их труда. Однако на всех уровнях управления они в определенной мере используют и выполняют все четыре функции управления: планирования, организации, мотивации и контроля.
Заключение
В зависимости от позиций менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей мере. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации.
Существует
большое разнообразие типов организации.
Для всех организаций характерно
то, что в их рамках осуществляется
систематизированное
Организация
не может существовать без менеджмента.
Во внутриорганизационной жизни
он выполняет функцию
Изучение
процесса управления с точки зрения
его функций позволяет
Информация о работе Функции управления, их взаимосвязь в процессе управления