Контрольная работа по "Управление качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:13, контрольная работа

Описание

Примеры развития передовых промышленных стран показывают, что решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что требует массового обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества от рядового потребителя до руководителя любого уровня.
В настоящий момент в России качество продукции и услуг, их безопасность играют все большую роль в экономике страны. Значительная часть специалистов и политиков стала осознавать, что выход из кризисного состояния производства лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции, строгого соблюдения технических параметров уже выпускаемых изделий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Качество продукции – один из основных факторов успешной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики…………..……..4
2. Принципы обеспечения качества и управление качеством продукции………………………………………………………………………….7
3. Создание систем качества на предприятиях, этапы и краткая характеристика…………………………………………………………………...19
4. Политика качества …………………………………..………………....26
Заключение………………………………………………………………..29
Список использованных источников……………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

Если на предприятии  нет необходимой материальной базы или работники не заинтересованы в высоком качестве своего труда, это означает, что нет той основы, которая требуется для создания высококачественной продукции. При этом вектор качества будет равен нулю, и восходящая спираль превратится в плоскую петлю, т.е. работа по управлению качеством будет проходить вхолостую, без повышения качества продукции.

В дополнение к сказанному интересно отметить, что подобная модель обладает более широкими возможностями и может применяться не только в области качества. Более широкие возможности данной модели объясняются, по-видимому, тем, что она отражает общую зависимость эффективного управления предприятием от материальной базы, персонала и организации работ. При этом процесс управления предприятием представляется в виде петли, состоящей из общеуправленческих функций по аналогии с петлей качества. Тогда при наличии необходимой материальной базы и активного квалифицированного персонала процесс (петля) управления предприятием превращается в восходящую спираль с повышением эффективности производства после каждого цикла управления.

Принцип обеспечения  качества основан на формировании и  взаимодействии трех основных факторов: материальной базы, квалифицированного и заинтересованного персонала и четкого управления предприятием и, в том числе, качеством. Причем главным фактором является заинтересованность персонала в хорошей работе.

Принцип управления качеством состоит в том, что оно рассматривается как один из аспектов общего управления предприятием и представляет собой процесс воздействия на производство путем последовательной реализации функций управления качеством.

Рассмотрев принцип  обеспечения качества и принцип управления качеством, можно сделать важное замечание, касающееся соотношения между ними. То что эти принципы взаимосвязаны, было ясно с самого начала, когда мы говорили, что управление качеством - это процесс воздействия на производство с целью обеспечения качества. Теперь можно утверждать, что обеспечение качества - более широкое понятие, включающее управление качеством. Ибо, если обеспечение качества - это процесс формирования требуемого качества под воздействием трех основных факторов, то управление качеством является только частью общего управления предприятием.

 

 

 

  1. Создание систем качества на предприятиях, этапы и краткая характеристика

Под созданием систем качества понимают их разработку и  внедрение в деятельность предприятия. Как правило, решение о создании системы качества принимает руководство предприятия под воздействием требований конкретных заказчиков или ситуации на рынках сбыта.    

 Система качества  представляет собой совокупность  структур, выполняющих функции управления  качеством установленными методами. Поэтому разработка системы качества в основном заключается в том, чтобы сначала, с учетом рекомендаций стандартов ИСО 9000, определить состав необходимых функций системы качества, а затем структуры, которые выполняют или будут выполнять эти функции. После этого разрабатываются новые, перерабатываются или используются имеющиеся нормативные документы для выполнения всех функций.      

 Внедрение системы  качества предполагает проведение  внутренних проверок системы  с целью проверки правильности распределения функций между подразделениями, возможностей их выполнения, а также достаточности и качества необходимой нормативной документации.     

 Создание системы  качества начинается, как правило,  с проведения информационного  совещания с руководством предприятия. Затем руководство принимает решение о создании системы качества и создает службу качества во главе с представителем высшего руководства. После этого служба качества разрабатывает план-график создания системы качества и проводит разработку и внедрение системы в производственную деятельность предприятия.

 

 

 

 

Этапы создания систем качества

Информационное совещание    

 Проведение такого  совещания необходимо для того, чтобы довести до руководства  и управленческого персонала  информацию, содержащую следующие сведения:   

  - роль и значение управления качеством для обеспечения успешной деятельности предприятия;    

- назначение и смысл рекомендаций  международных стандартов ИСО  9000 по созданию систем управления  качеством;    

- основные обязанности и ответственность руководства предприятия, управленческого и производственного персонала в создаваемой системе качества;    

-   структура системы качества и принцип ее функционирования;    

-   структура и функции службы качества и ее статус;   

-   процедура создания и сертификации системы качества.

 

Принятие решения  о создании системы качества      

 Следующий шаг в  создании системы качества –  принятия руководством официального  решения о ее создании. Такое  решение может быть оформлено  в виде приказа, в соответствии с которым:    

- назначается представитель  руководства – руководитель службы  качества, ответственный за создание  и функционирование системы качества;    

- формируется служба  качества, как правило, в составе  ОТК, отдела управления качеством, метрологической службы и отдела стандартизации, а в ряде случаев – с участием центральной заводской лаборатории и испытательных подразделений;  

- устанавливаются основные  этапы, исполнители, сроки разработки  и внедрения системы качества  и, при необходимости, сроки ее сертификации.

 

Разработка плана - графика создания системы качества     

 Во исполнение решения  руководства разрабатывается план-график  создания системы качества. Для  разработки плана- графика может  быть использован типовой план. В плане должно быть предусмотрено выполнение следующих работ:  

-  разработка политики в области качества;   

- определение функций и задач  системы качества с учетом  качества рекомендаций стандартов  ИСО 9000 и особенностей предприятий;   

- определения состава структурных подразделений, которые должны выполнять функции в системе качества;  

- разработка структурной и, в случае необходимости, функциональной схемы системы качества;   

- определение состава и состояния документации системы качества;  

- разработка новых и корректировка действующих нормативных документов системы качества;   

- разработка Руководства по качеству;  

- внутренние проверки системы качества в процессе ее внедрения и доработки системы по результатам проверок.

 

Определение функций  и задач системы качества   

 На этой стадии  сначала необходимо провести  тщательный анализ процесса создания  продукции и представить его  в виде подробного перечня  этапов работ. Основу перечня  составляют стадии жизненного  цикла продукции, характерные  для данного предприятия. Полный цикл охватывает проектирование, снабжение (закупки), подготовку производства, изготовление и испытания продукции и сервисное обслуживание при эксплуатации.    

 Более детальный,  но не исчерпывающий перечень  этапов создания продукции для  вариантов производства с полным циклом работ включает:

  1. Определение потребностей рынка и анализ контрактов.
  2. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
  3. Разработку технологических процессов, нестандартного оборудования и оснастки.
  4. Снабжение материалами и комплектующими изделиями.
  5. Подготовку производства, в том числе:

- обеспечение производства  комплектом конструкторской, технологической  и нормативной документации;

- подготовку технологического  оборудования, инструмента,           приспособлений и оснастки; 

- подготовку средств  измерений и испытательного оборудования.    

6. Подготовку персонала.    

7. Изготовление продукции  с проведением операционного  контроля.   

8. Испытания и приемку  готовых изделий.   

9. Упаковку и хранение  продукции на предприятии.   

10. Транспортировку продукции  и ее хранение на объектах.   

11. Монтаж и отладку.     

12. Испытания и сдачу  в эксплуатацию.   

13. Гарантийное и послегарантийное  обслуживание и ремонт при           

 эксплуатации.

 

Определение состава структурных подразделений системы качества   

 После определения  функций  системы качества, необходимых для управления качеством на всех этапах создания продукции, нужно определить структурные подразделения, которые будут выполнять эти функции. Для этого необходимо проанализировать функции, выполняемые существующими подразделениями, и сравнить их с перечнем функций, включаемых в создаваемую систему качества с учетом рекомендаций ИСО 9000. В результате устанавливаются подразделения – исполнители каждой функции и каждому подразделению его новые функции официально включаются в функциональные обязанности.

 

Разработка структурной  схемы системы качества

    Структурная схема системы качества строится на основе структурной схемы предприятия и дает возможность показать «устройство» системы – состав и взаимосвязь всех структурных подразделений, выполняющих функции в системе качества. Отдельным блоком можно показать управляющее ядро системы качества – службу качества, в которую, как было отмечено, включаются отдел технического контроля, метрологическая служба, служба стандартизации, а также отдел управления качеством, выполняющий функции организации, координации и методического руководства работой по качеству.

 

Разработка функциональной схемы управления качеством   

 В отличие от структурной схемы, показывающей устройство системы качества, построение функциональной схемы позволяет наглядно представить процесс управления качеством. Если предприятие захочет лучше понять и показать заказчикам и аудиторам, как «работает» система качества, то необходимо будет в дополнение к структурной разработать функциональную схему. Целесообразность разработки функциональной схемы заключается не только в наглядном представлении «работы» системы качества, но, главное, в том, что она позволяет выявить и устранить возможные пробелы при организации работ по качеству, когда для выполнения некоторых функций может не оказаться нужных исполнителей. Поэтому разработка функциональной схемы поможет обеспечить четкую организацию работ по управлению качеством.

 

Определение состава  и состояния документации системы  качества  

 После определения  функций системы качества и  структурных подразделений, которые  будут их выполнять, следующий  этап – определение состава  нормативно – методических документов  системы качества. В самом деле, определив, кто и что должен делать в системе качества, нужно сказать, как, какими методами это должно делаться, по какой документации.   

 Для выполнения  большинства функций требуется,  как правило, несколько документов. Например, для управления несоответствующей (бракованной) продукцией нужно, как минимум, иметь:   

- стандарт по анализу,  учету и изоляции брака;   

- стандарт по удовлетворению  претензий потребителей;   

- стандарт по разрешениям  на отступления от документации  при     

      изготовлении продукции.   

 Наибольшее количество  документов требуется обычно  для проведения операционного  контроля в производственном  процессе.

 

Разработка нормативных  документов системы качества и Руководства  по качеству     

 После определения  состава  и состояния документации системы качества следующий этап – разработка и корректировка конкретных нормативных документов, в которых должны быть изложены методы выполнения функций и задач в системе качества. На этом этапе происходит наполнение системы качества требуемым внутренним содержанием. Для разработки и корректировки нормативных документов отдел управления качеством должен составить, утвердить у руководства и отследить соответствующий план-график с указанием исполнителей и сроков работ.   

 Для окончательного формирования документации системы качества кроме указанных документов необходимо разработать еще один, обобщающий документ, в котором давалось бы общее описание системы качества. Такое описание предусматривают стандарты ИСО 9000 в виде Руководства по качеству. Указания по разработке Руководства по качеству приведены в стандарте ИСО 10013 «Руководящие указания по разработке руководств по качеству», согласно которому Руководство должно содержать:     

- сферу применения  и статус самого Руководства;     

- краткую характеристику  предприятия и выпускаемой продукции;      

- политику предприятия  в области качества;     

- распределение функций,  ответственности и полномочий  высших        

 руководителей в  области качества;     

Информация о работе Контрольная работа по "Управление качеством"