Контрольная работа по "Управлению качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:45, контрольная работа

Описание

Качество и экономика на протяжении всей истории цивилизации была нерасторжимо связанными понятиями. Еще Аристотель вкладывал в понятия качества различие между предметами по признаку «хороший- плохой». В китайских рукописях первого тысячелетия нашей эры иероглиф качества состоял из двух элементов: «равновесие» и «деньги».

Содержание

1. Экономическая эффективность управления затратами на обеспечение качества на предприятиях АПК.
2. Значение повышения качества: как фактор повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.

3. Сертификация продукции: сущность, необходимость ее применения, уровни.
4. Эволюция подходов к менеджменту качества.

Работа состоит из  1 файл

качество_1.docx

— 80.55 Кб (Скачать документ)

Более сложной стала мотивация  труда, т. к. теперь учитывалась точность настроенности процесса, анализ тех  или иных контрольных карт, карт регулирования и контроля. К профессиональному  обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования  и контроля. Стали более сложными и отношения поставщик — потребитель. В них большую роль начали играть стандартные таблицы и статистический приемочный контроль.

Третий  этап. В 1950-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) контроля качества – TQC (Total Quality Control). Ее автор, американский ученый А. Фейгенбаум, который опубликовал в 1957 г. статью «Комплексное управление качеством». К главным задачам TQC относятся прогнозированное устранение потенциальных несоответствий в продукции на стадии конструкторской разработки, проверка качества поставляемой продукции, комплектующих и материалов, а также управление производством, развитие службы сервисного обслуживания и надзор за соблюдением соответствия заданным требованиям к качеству. Фейгенбаум призвал обратить внимание на вопросы изучения причин несоответствий и первым указал на значение системы учета затрат на качество.

Поскольку на качество влияет множество факторов, то идея этого  подхода заключается в выделении  основных из них. Кроме того, нужно  также учитывать взаимосвязь  факторов, чтобы воздействуя на один из них, предвидеть реакцию других. Для обеспечения комплексности  контроля и управления качеством  необходимо учитывать все этапы  производства, четкую взаимосвязь подразделений, участвующих в решении проблем качества. Например, для рассмотрения претензий потребителей заранее должны быть установлены исполнители, порядок и сроки рассмотрения и удовлетворения этих претензий. 
 
В Японии идеи TQC были встречены с восторгом и получили дальнейшее развитие в работах профессора К. Исикавы, который рассматривал качество как задачу менеджмента; требовал участия всех сотрудников в мероприятиях по его улучшению и ввел термин «отношения потребитель – поставщик». В отличие от американских концепций, он говорил об «управлении качеством в масштабе компании» («Company Wide Quality Control»). Филип Б. Кросби (Германия) является одним из известнейших приверженцев всеобщей концепции качества. В начале 60-х гг. ХХ в. он подробно изложил свою программу «ноль дефектов», вызвавшую в Германии острые дискуссии. Кросби сконцентрировал внимание на задачах в области управления предприятием, предложил внедрять предпринимательскую культуру, в основе которой лежит осознание значения качества и образ мышления, ориентированный на достижение «нуля дефектов».  
 
Системы TQC развивались в Японии с большим акцентом на применение статистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества. Японцы долгое время подчеркивали, что они используют подход TQSC, где буква S означала Statistical (статистический). 
 
На этом этапе появились документированные системы качества, устанавливающие ответственность и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества. Системы мотивации стали смещаться в сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, а моральное увеличивалось. Главными мотивами качественного труда стали работа в коллективе, признание должностей коллегами и руководством, забота фирмы о будущем работника, его страхование и поддержка его семьи. Все большее внимание уделяется учебе. В Японии и Южной Корее работники учатся в среднем от нескольких недель до месяца, используя в том числе и самообучение.

Конечно, внедрение и развитие концепции TQC в разных странах мира осуществлялось неравномерно. Явным  лидером стала Япония, хотя все  основные идеи TQC были разработаны в  США и в странах Европы. В  результате американцам и европейцам пришлось учиться у японцев, однако это обучение сопровождалось и нововведениями. 
 
В странах Европы большое внимание стали уделять документированию систем обеспечения качества и их регистрации или сертификации третьей (независимой) стороной. Системы взаимоотношений «поставщик — потребитель» также начинают предусматривать сертификацию продукции третьей стороной. При этом более серьезными стали требования к качеству исходных материалов в контрактах, более ответственными гарантии их выполнения.

Следует заметить, что этап развития системного, комплексного управления качеством не прошел мимо Советского Союза – было рождено много  отечественных систем. Среди них: Саратовская система бездефектного  изготовления продукции (БИП); Ярославская  научная организация работ по увеличению моторесурса (НОРМ), созданная  в Ярославском объединении «Автодизель»; Рыбинская научная организация  труда, производства и управления (НОТПУ), разработанная на Рыбинском моторостроительном заводе; Горьковская система «качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КАНАРСПИ). 
 
В основу системы БИП был положен самоконтроль труда непосредственно исполнителем. Исполнитель нес ответственность за качество изготовленной продукции. 
 
Система НОРМ предусматривала планомерный, систематический контроль моторесурса двигателей и циклическое его увеличение на основе повышения надежности и долговечности всех узлов и деталей, определяющих планируемый моторесурс. В системе НОРМ планирование количественного показателя качества и его реализация осуществлялись на всех стадиях жизненного цикла продукции. 
 
Для НОТПУ характерно комплексное использование методов научной организации труда, производства и управления с постоянным совершенствованием технологии и технологического оборудования для каждого рабочего места и для предприятия в целом. Предусматривалась количественная оценка уровня организации труда, производства и управления в рамках предприятия, цехов, участков.

Одна из лучших — система  КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), заведомо опередившая  свое время. Система включала комплекс инженерно-технических и организационных  мероприятий, обеспечивающих выпуск продукции  высокого качества и надежности с  первых промышленных образцов. Характерными особенностями КАНАРСПИ были:

    • комплексность задач обеспечения качества продукции;
    • поисковый характер системы, предполагающий всемерное развитие исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие конструкторских, технологических и испытательных служб предприятия;
    • организация работ по получению объективной и своевременной информации о качестве выпускаемых изделий;
    • интенсивное использование периода подготовки производства для выявления и устранения причин, снижающих качество изделий;
    • проведение конструкторско-технологической отработки в процессе создания серийного образца;
    • активное участие предприятия-изготовителя и эксплуатирующих организаций в совершенствовании конструкции изделия и повышении технологического уровня его эксплуатации;
    • универсальность, т.е. возможность применения в различных отраслях промышленности.

 
Многие принципы КАНАРСПИ актуальны  и сейчас. Автором системы был  главный инженер Горьковского авиационного завода Т. Ф. Сейфи. Он одним из первых понял роль информации и знаний в  управлении качеством, перенес акценты  обеспечения качества с производства на проектирование, большое значение придавал испытаниям.  
 
Четвертый этап. В 80-е гг. начался переход от тотального контроля качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества – стандарты ИСО 9000 (1987г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества. В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004-1, -2, -3, -4, большее внимание уделив вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.

Специфика тотального управления качеством состоит в том, что  если раньше на предприятиях принимались  компромиссные решения по таким  параметрам, как объем выпускаемой  продукции, сроки поставки, затраты  и качество, то теперь на первый план выдвигается качество продукции, и  вся работа предприятия подчиняется  этой цели. Таким образом, управление всеми сферами деятельности предприятия  организуется исходя из интересов качества. 

Если TQC — это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQМ  — еще и управление целями и  самими требованиями. В TQМ включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система  мер, вызывающая у потребителя уверенность  в качестве продукции. Система TQМ является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQМ базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка — стремление к нулю дефектов, к нулю непроизводительных затрат, к поставкам точно в срок. При этом осознается, что достичь пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться, не останавливаясь на достигнутых результатах. Эта идеология имеет специальный термин «постоянное улучшение качества» (quality improvement). 
 
TQC – всеобщий контроль качества; QPolicy – политика качества; 
QPlanning – планирование качества; QI – улучшение качества; 
QA – обеспечение качества. В системе TQM используются адекватные целям методы управления качеством. Одной из ключевых особенностей системы является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива. 
 
В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала. Мотивация достигает состояния, когда люди настолько увлечены работой, что отказываются от части отпуска, задерживаются на работе, продолжают работать дома. Появляется новый тип работников – трудоголики. Обучение становится всеохватывающим и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности. Существенно изменяются формы обучения, становясь более активными – используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и т.п. Обучение превращается и в часть мотивации, ибо хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. Разрабатываются и используются специальные приемы развития творческих способностей работников. 
 
На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Однако в стандартах ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок просто отсутствует.

Но несмотря на то, что  система не решает всех задач, необходимых  для обеспечения конкурентоспособности, популярность ее лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное  место в рыночном механизме. Внешним  же признаком того, имеется ли на предприятии система качества в  соответствии со стандартами ИСО  серии 9000, является сертификат на систему.

В результате во многих случаях  наличие у предприятия сертификата  на систему качества стало одним  из основных условий его допуска  к тендерам по участию в различных  проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в страховом  деле: так как его наличие свидетельствует  о надежности предприятия, то предприятию  часто предоставляются льготные условия страхования. 
 
Для успешной работы предприятий на современном рынке наличие у них системы качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, и сертификата на нее является, может быть, не совсем достаточным, но необходимым условием. Поэтому и в России уже имеются десятки предприятий, внедривших стандарты ИСО серии 9000 и имеющих сертификаты на свои системы качества.

Пятый этап. В 90-е гг. усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества, усиливается внимание руководителей  предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

Появляются и корпоративные  системы управления качеством, которые  ставят своей целью усиление требований международных стандартов и учитывают  специфику таких корпораций. Так, Большая тройка американских автомобильных  компаний разработала в 1990 г. (1994 г. —  вторая редакция) стандарт QS 9000 «Требования  к системам качества». Хотя он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и еще пяти крупнейших производителей грузовиков. 
 
Внедрение стандартов ИСО 14000 и QS 9000, а также методов самооценки по моделям премий по качеству — главное достижение пятого этапа развития систем управления качеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Аристов, О.В. Управление качеством: учебник для вузов /
  2. О.В. Аристов. – М.: ИНФРА-М, 2008. - 240 с
  3. Басовский, Л.Е. Управление качеством: учебник для вузов / Л.

Е. Басовский, В.Б. Протасьев. – М.: ИНФРА-М, 2008. -212 с.

  1. Горбашко, Е.А. Управление качеством: [учеб. Пособие]/ Е.А.
  2. Горбашко. –СПб.: ПитерБ 2008. -284 с.
  3. Ефимов, В.В. Средства и методы управление качеством: учеб.

пособие для вузов / В.В. Ефимов. –М.: КНОРУС, 2009. -232 с.

  1. Замедлина, Е.А. Управление качеством: конспект лекций / Е.
  2. А. Замедлина. –Ростовн./Д: Феникс, 2008. -186 с.
  3. Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии:
  4. Учебник для вузов./ Г.Д. Крылова. – М.: ЮНИИТ-ДАНА, 2007. -671 с.
  5. Мазур, И.И. Управление качеством [учеб.пособие] / И.И. Мазур, Ю. –М.: Омега- Л. – 2007.
  6. Нечаев, В.И. Экономика предприятий АПК: Учебное пособие. /В.И. Нечаев, П.Ф. Парамонов, И.Е. Халявка. – СПб.: Издание «Лань», 2010.- 464 с.
  7. Управление качеством: учеб. Пособие для вузов / Ю.Т. Шестопал

[и др. ]. – М.: ИНФРА –М, 2008. -331 с.

  1. Менеджмент в агропромышленном комплексе: учебник для вузов/ Р.Г. Мумладзе [ и др.].- М.: КНОРУС, 2009. -384 с.
  2. Методические указания для практических занятий и самостоятельной работе по дисциплине «Управление качеством» / Г.Н. Зверева. – Волгоград, 2008.
  3. Романова, М.В. Управление проектами: учеб.пособие / М.В.
  4. Романова. – М.: Форум: Инфра-М, 2007. – 256 с.
  5. Управление качеством: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова [и др.];

под ред. С.Д. Ильенковой. -2-е  изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 334 с.

  1. Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент: учебник

для вузов / Р.А. Фатхутдинов.- 6-е изд. – СПб.: Питер, 2008. -496 с.

 

 

 

Волгоград 2013 г.


Информация о работе Контрольная работа по "Управлению качеством"