Менеджмент качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2011 в 13:51, реферат

Описание

Качество как категория управления - интегральное понятие, которое характеризует эффективность всех сторон жизнедеятельности предприятия от процесса разработки стратегии, маркетинга и далее включая все этапы жизненного цикла продукта или услуги. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителей

Содержание

Введение
1. системный поход к качеству обслуживания
2. средства и методы управления качеством(в том числе и статистические методы управления качеством)
3. требования международных стандартов к современным системам менеджмента: ИСО 9000, 14001, 22000, OHSAS 1800.
4. аудит и сертификация систем менеджмента качества

Работа состоит из  1 файл

работа менеджмент качества.docx

— 88.14 Кб (Скачать документ)

   Например, в авиакомпании SouthWest Airlines (SWA), прославившейся отменным уровнем  обслуживания пассажиров, существует  внутренняя инструкция, позволяющая  сотрудникам нарушать любые правила,  если это делается в интересах  обслуживания клиентов и не  влечет угрозу безопасности кого-либо. Одна из сотрудниц компании  прославилась тем, что несколько  дней отсутствовала на работе, решив стать добровольной помощницей  для пожилой пассажирки, которая,  оказавшись в незнакомом городе, обратилась к ней за помощью.  Прогульщице вынесли благодарность,  а история об этом стала  одной из легенд SWA.

2. Решения  и действия в масштабе организации.  Высшее управленческое звено,  принимая решения, должно учитывать  их воздействие на качество  сервиса, а также требовать  от своих подчиненных, чтобы  они также исходили в своих действиях из ключевой задачи – удовлетворенности клиентов. На всех уровнях организации действия персонала, направленные на улучшение качества сервиса, должны поощряться, а приводящие к ухудшению – пресекаться.

   Например, в одном крупном магазине  в период его становления запускали  новую услугу – оплату товара  по безналичному расчету. Однако  в силу несовершенства внутренней  координации и ERP-системы покупателю, чтобы воспользоваться ей, нужно  было проделать множество манипуляций  с документами и перемещений  по магазину: от продавца в  отделе – к администратору  – потом снова к продавцу  – потом на склад – и,  чтобы заказать доставку, снова  к администратору. Принятие такого  решения руководством сделало  невозможным для персонала оказание  качественного сервиса, было непонятно,  кто отвечает за конечный результат,  неминуемо возникали ошибки и  конфликты.Для персонала такое  решение наглядно показало, что  «главное – чтобы наши процедуры  были в порядке, удобство покупателя  вторично».Развитие первого из  этих направлений без развития  второго может дать лишь кратковременный  эффект. Второе же направление  должно непрерывно поддерживаться  первым – весь персонал должен  быть в курсе действий руководства,  направленных на повышение качества  сервиса и удовлетворенности  клиентов, правильно интерпретировать  происходящие в компании изменения.

4. Обучение. «Могу»

  Даже  если персонал понимает и признает  тот факт, что удовлетворенность  клиента – это приоритетная  задача, это еще не означает, что  сотрудники в состоянии обеспечить  качественный сервис. Конечно, встречаются  продавцы «от природы». Но, во-первых, их немного, а во-вторых, это  означает, что вложения в их  обучение принесут в разы большую  отдачу.

Можно выделить некоторые важные принципы организации обучения сервисного персонала  продажам и обслуживанию клиентов:

1. Обучение  должно быть ориентировано не  только на освоение неких умений  и навыков, важнейшая задача  обучения – формирование мотивации  применять изученное на практике.

2. Целесообразно  проводить обучение для новых  сотрудников в течение первых  нескольких недель их пребывания  в организации – это позволяет  повысить эффективность адаптации,  показывает новым сотрудникам  направление желательного развития, является дополнительным каналом  трансляции желательных ценностей.

3. Обучение  должно быть практически ориентированным  – то есть обучаемый должен  чувствовать связь между происходящим  на тренинге и своей повседневной  работой. Даже сейчас, когда в  России культура проведения тренингов в определенной степени сложилась, нередко встречаются такие казусы:

– личностно  ориентированные тренинги «общения», никак не соотносящиеся с реалиями рабочей ситуации и общей ситуацией  в организации;

– «академически» ориентированное обучение, когда, например, преподаватель с научной степенью в течение 3–4 часов с перерывами на подвижные игры рассказывает кассирам о существующих теориях личности «для общего развития», подразумевая, что это повысит качество обслуживания покупателей.

4. Предлагаемые  на обучении приемы и методы  работы должны соответствовать  тому, что персонал может и  должен делать на рабочем месте.

Например, бизнес-тренер может делать акцент на развитии навыков проактивного поведения  у продавцов-консультантов –  умение подойти и начать разговор с клиентом, умение убеждать, работать с возражениями. А при этом непосредственный руководитель сотрудников может  подразумевать, что продавцу не следует  по своей инициативе обращаться к  покупателю, он должен лишь отвечать на вопросы и выдавать необходимую  информацию, чтобы покупатели ни в  коей мере не ощущали навязчивости или давления. Естественно, такая  организация обучения будет неэффективной.

5. Обучение  должно транслировать позитивное  отношение к клиентам и направленность  на их поддержку. В тренингах  для сервисного персонала попытка  спозиционировать ситуацию взаимодействия  с клиентом как соперничество,  соревнование или манипуляцию  приводит, как правило, к нежелательным  последствиям.

6. При  проведении обучения для опытных  сотрудников важно стимулировать  сотрудников высказывать собственное  мнение, собственную позицию относительно  предлагаемых подходов, обсуждать  возникающие в работе сложности.  Это позволяет, во-первых, выявлять  возражения, сопротивление, непонимание  и более эффективно строить  тактику работы с группой, во-вторых, это зачастую позволяет получить  информацию, необходимую для улучшения  бизнес-процессов, влияющих на  качество сервиса.

   Например, в одной из компаний-операторов  розничной торговли в процессе  тренинга продавцами была предложена  схема документооборота и товародвижения, с помощью которой удалось  сократить срок доставки товара  покупателю в полтора раза  и упразднить из процесса два  устаревших документа, в которых  в силу постепенных изменений  технологий уже отпала необходимость.  Началось все с того, что в  ходе дискуссии один из сотрудников  сказал: «Да какой тут сервис! Склад доставку задерживает, а  на нас потом покупатели орут…» Тренер направил дискуссию в более конструктивное русло – и в результате появилось решение, которое позволило компании повысить эффективность процесса.

5. Управление  и контроль. «Ощущаю»

   Довольно часто в проектах  по улучшению качества обслуживания  руководство исходит из предпосылки:  «Вся проблема в том, что  у нас неподготовленный (или неподходящий) персонал. Нужно набрать «правильных»  людей, правильно их подготовить  – и тогда у нас будет  высокое качество сервиса». Попытки  реализации такого подхода не  дают стабильно хорошего результата, даже если это начинание подкрепляется  централизованными системами адаптации,  внутренним пиаром, тренингами.

Успех в этой области возможен только тогда, когда над качеством сервиса  каждый день работают линейные менеджеры, которые непосредственно и постоянно  транслируют своим подчиненным  то или иное отношение к покупателям, расставляют приоритеты, оценивают  выполнение работы.

Во-первых, руководитель торгового отдела или  администратор практически каждый день подает подчиненным пример того, как нужно относиться к покупателям  и строить общение с ними. Например, когда руководитель невнимателен к  клиентам, игнорирует их просьбы или  в напряженных ситуациях позволяет  себе общаться с ними на повышенных тонах – все эти дурные манеры легко могут перениматься его  подчиненными. Квалифицированный линейный менеджер должен каждым прецедентом  общения с клиентами показывать своим сотрудникам высококлассное обслуживание.

Во-вторых, линейный менеджер постоянно выполняет  функции наставника, и его влияние  на формирование у подчиненных желательных  умений и навыков вряд ли меньше, чем, например, у штатного бизнес-тренера. Линейный менеджер разъясняет своим  сотрудникам, как им следует вести  себя в тех или иных ситуациях, поясняет требования к их деятельности, проводит «разбор полетов».

В-третьих, линейный менеджер организует и координирует работу подчиненных. Расставляя те или  иные приоритеты в работе, он решительным  образом влияет на качество сервиса.

Например, в сети салонов модной одежды решили всерьез заняться вопросом воровства. Администраторам салонов дали четкие указания снизить процент потерь товара в два раза в течение  месяца, более того, теперь их материальное вознаграждение стало зависеть от этого  показателя.

В результате в салонах каждый покупатель попадал  под неусыпный и довольно навязчивый визуальный контроль продавца-консультанта, который буквально следовал за ним  по пятам. Процент потерь действительно  снизился, но также значимо сократились  среднее время пребывания покупателей  в салоне и объем продаж.

   Кроме этого линейный менеджер  влияет на рабочий настрой,  лояльность, удовлетворенность трудом  своих сотрудников, поощряет и  делает замечания – и все  это не может не оказывать  значимое влияние на то, как  сотрудники работают с клиентами.

6. Оценка  и показатели. «Вижу»

Традиционная  система операционных показателей  нацелена на измерение материального  и финансового состояния организации  – объем продаж, товарный запас, маржа, реализованная наценка, доля брака, возвратов, потерь и пр. Соответственно, состояние именно этих показателей  анализируется и контролируется, на основании них принимаются  управленческие решения.

Каким образом такое положение вещей  связано с качеством сервиса?

1. Исходя  из финансовых показателей абсолютно  непонятно состояние дел в  отношении качества работы с  клиентами. Ухудшается ли оно  сейчас или улучшается? Например, в магазине падают продажи  – исходя из состояния финансовых  показателей проблематично сделать  вывод, связано ли это с влиянием  внешних факторов (деятельность  конкурентов, сезонность, мода) или  же это происходит из-за проблем  с качеством сервиса.

2. Исходя  только из финансовых показателей  проблематично оценивать эффективность  мероприятий по улучшению качества  сервиса. Например, были проведены  тренинги для всего линейного  персонала – а объем продаж  практически не изменился. Тренинг  не способствовал формированию  желательных навыков? Неподходящий  персонал? Персонал не хочет применять  полученные умения и навыки? Персонал  по каким-то причинам не может  применять полученные навыки? Клиенты  нечувствительны к уровню сервиса?

   В общем, никак не измеряя  качество сервиса, довольно проблематично  им управлять. Можно выделить  две основные системы измерения  такого рода: оценка сервисного  персонала и оценка работы  персонала с клиентами (качества  сервиса). И то и другое делает  линейный руководитель в процессе  своей повседневной работы, но  помимо этого для обеспечения  гарантированного качества сервиса  должны существовать и централизованные  системы оценки.

   Для оценки персонала может  применяться довольно широкий  диапазон методов. Самыми распространенным  из них являются:

– устный опрос или письменные тесты (знание стандартов обслуживания, инструкций, процедур, законодательства, ассортимента и технических характеристик  товара, ассортимента услуг и пр.);

– моделирование  ситуаций взаимодействия с клиентом (консультация, разрешение конфликтных  ситуаций);

– проверка навыков работы с программным  обеспечением и оборудованием (практические задания).

Оценка  персонала позволяет решать следующие  задачи:

  • стимулировать сотрудников более тщательно относиться к освоению необходимых знаний и умений, стимулировать линейных менеджеров, уделять больше внимания этому аспекту;
  • исходя из выявленных проблем и пробелов в знаниях и умениях планировать обучение и развитие персонала;
  • строить дифференцированную систему оплаты труда, удерживая и стимулируя к эффективному труду квалифицированных сотрудников;
  • выявлять в процессе оценки внутренний кадровый резерв для выдвижения на административные должности;
  • мотивировать сотрудников к развитию за счет обеспечения качественной обратной связи по итогам оценки, формулирование задач ближайшего развития.

Информация о работе Менеджмент качества