Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2011 в 13:51, реферат
Качество как категория управления - интегральное понятие, которое характеризует эффективность всех сторон жизнедеятельности предприятия от процесса разработки стратегии, маркетинга и далее включая все этапы жизненного цикла продукта или услуги. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителей
Введение
1. системный поход к качеству обслуживания
2. средства и методы управления качеством(в том числе и статистические методы управления качеством)
3. требования международных стандартов к современным системам менеджмента: ИСО 9000, 14001, 22000, OHSAS 1800.
4. аудит и сертификация систем менеджмента качества
Одной из главных целей разработки стандарта была гармонизация большого количества международных документов в области безопасности пищевой продукции, таких как Общие принципы пищевой гигиены Комиссии Кодекса Алиментариус (Codex Alimentarius Commission), включая приложение - Система ХАССП и руководство по ее применению, Глобальный Пищевой Стандарт Британского розничного консорциума,Руководящий документ Глобальной инициативы по пищевой безопасности, Руководящие указания по применению Принципов ХАССП одобренные Американским Национальным консультативным комитетом по микробиологическим критериям для пищевых продуктов, национальные стандарты, корпоративные стандарты крупнейших фирм и т.д.
Успешное
внедрение системы управления б
Как показывает опыт, наиболее эффективно разработка и внедрение системы по требованиям стандарта ISO 22000 происходит на тех предприятиях, где уже есть внедренная система менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001.
Сертификация в мире: По данным ИСО («The ISO Survey of Certifications – 2008») на конец 2008 г. в 112 странах мира осуществляли деятельность 8102 компаний, сертифицировавшие свою систему менеджмента безопасности пищевой продукции на соответствие требованиям ISO 22000:2005 (в России – 69).
ISO 22000 в Российской Федерации
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 22000-2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции» утвержден приказом № 66-ст ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ от 17 апреля 2007 г. В сответствии с приказом, национальный стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции». Дата введения ГОСТ Р ИСО 22000-2007 1 января 2008 года с правом досрочного применения.
Сертификат OHSAS 18000 (ОХСАС 18000)
Международный стандарт OHSAS 18000 ориентирован на создание системы управления охраной труда и техникой безопасности организации, как составной частью общей системы менеджмента компании. В России этому стандарту полностью соответствует национальный стандарт ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Система стандартов безопасности труда». Требования данного стандарта применимы к организациям различных направлений деятельности, независимо от конкретного сектора экономики (отрасли промышленности).
Процесс внедрения системы менеджмента здоровья и безопасности на производстве состоит из оценки рисков и их управления. Он способствует снижению человеческих потерь, включая потерю нетрудоспособности и, как следствие, уменьшает потери денежные. Сертификация по стандартам серии OHSAS 18000 снижает вероятность судебных расходов, прямых и косвенных издержек.
Требования международного стандарта OHSAS 18000 полностью совместимы с требованиями стандартов ISO 9000 и ISO 14000. Использование данных стандартов делает более успешным участие Вашего предприятия в мировой торговли, повышает конкурентоспособность и имидж компании. Особенно актуальными международные стандарты становятся в настоящее время, так как наша страна находится на пороге вступления в ВТО. Ведущие отечественные и западные компании уже опередили время и получили сертификат OHSAS 18000.
Аудит и сертификация систем менеджмента качества
Аудит Качества – систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (ИСО 19011:2002 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента»).
По данному определению, необходимо дать несколько пояснений:
Во-первых,
аудит это систематический
Во-вторых, независимый, означает, что специалисты, проводящие аудит, не должны отвечать за результаты той работы, которую они проверяют. Такая независимость обеспечивается по-разному. Для внутреннего аудита независимость обеспечивается выбором аудиторов из различных подразделений организации. Для внешнего аудита независимость обеспечивается «непричастностью» аудиторов к разработке и внедрению системы качества в проверяемой организации. Внешние аудиторы не могут выступать в качестве консультантов по вопросам внедрения системы менеджмента качества для организации, которую они в дальнейшем будут проверять.
В-третьих, аудит это документированный процесс – все этапы аудита, порядок его проведения, требования к аудиту и результаты аудита должны быть представлены документально. В качестве свидетельств аудита могут выступать записи, документы или факты выполнения работы.
В-четвертых, аудит должен проводиться по согласованным критериям аудита. Под согласованными критериями аудита понимаются требования нормативных документов (внешние стандарты, например ИСО 9001:2008 или внутренние стандарты – процедуры, схемы работ, регламенты и пр.). Таким образом, в качестве критериев аудита могут выступать любые нормативные документы, в которых представлены требования подлежащие проверке. Согласованность критериев аудита обеспечивается принятием этих критериев сторонами аудита. Например, организация принимает на себя обязательства соответствовать требованиям стандарта ИСО 9001:2008, а орган по сертификации принимает на себя обязательства провести аудит ее системы качества на соответствие требованиям ИСО 9001:2008.
Цели и задачи аудита
Аудит качества ориентирован на выявление причин возникновения несоответствий в системе качества, процессах или продуктах (услугах) организации. Отсюда возникает и основная цель аудита – собрать объективные свидетельства, которые позволят выявить несоответствия в процессах, продуктах (услугах) или системе качества.
Исходя из основной цели, определяются и задачи аудита:
— В ходе аудита необходимо определить действие и результативность системы менеджмента качества. Т.е. в ходе аудита определяется насколько внедрена система качества в организации, работает ли она, и помогает ли система качества достигать результатов по основной деятельности организации.
— Аудит должен дать информацию об эффективности системы качества - т.е. аудит должен показать работает ли система качества именно как система, либо от этой системы работают только отдельные элементы, а все остальные требования выполняются только формально, либо не выполняется вовсе.
— Необходимо определить уровень соответствия стандартам и процедурам СМК - т.е. аудит показывает, насколько близко к правилам, установленным в процедурах системы качества, выполняется работа в организации и есть ли различия между реальной работой и тем, что установлено в документации системы качества.
— Следующей
задачей будет являться проверка
качества выполнения работ - т.е. в ходе
аудита может проверяться соответствие
результатов работ, тем требованиям,
которые установлены в
— Аудит должен позволить оценить влияние изменений в организации на систему менеджмента качества - организация никогда не стоит на месте, в любой организации происходят какие-либо изменения. Эти изменения в той или иной степени могут влиять на систему качества. Аудит системы качества может показать, как эти изменения отразились на системе качества, происходят ли в системе качества изменения, адекватные изменениям организации.Главный результат, к которому должен приводить аудит – это определение возможностей для улучшения в работе организации. Поэтому в любом аудите существенное значение имеют объективные свидетельства, которые аудиторы обнаруживают в ходе проведения аудита. Получить такие свидетельства можно только в том случае, когда критерии аудита и правила оценки несоответствий являются четкими и не допускают различного толкования.
Участники аудита
Аудит это процесс, в выполнении которого всегда задействовано множество участников. В зависимости от того, какие задачи решаются участниками в этом процессе можно выделить несколько основных ролей. Как правило, вне зависимости от того внешний это аудит или внутренний существуют следующие роли участников аудита:
— Заказчик
аудита – стандарт ИСО 19011:2002 определяет
заказчика аудита как организацию
или лицо, заказавшее аудит. Заказчик
аудита, это сторона наиболее заинтересованная
в его проведении и получении
результатов аудита. Заказчиком аудита,
как правило, выступает руководство
проверяемой организации. В том
случае, когда проводится внутренний
аудит руководство организации
заинтересовано в том, чтобы аудиторы
объективно и точно оценили работу
системы качества и предоставили
данные о всех несоответствиях в
работе и возможностях по оптимизации
работы. В том случае, когда проводится
внешний аудит руководство
— Аудиторы
– лица обладающие компетентностью
для проведения аудита (ИСО 19011:2002). Качество
и результативность проведения аудита
во многом зависит от квалификации
и подготовки аудиторов. В связи
с этим квалификации аудиторов уделяется
особое внимание. Общие требования
к квалификации аудиторов представлены
в стандарте ИСО 19011:2002. Как правило,
они применяются к
— Технические эксперты – это лица, предоставляющие аудиторам специальные знания или опыт. В ходе аудита, могут возникать вопросы, для проверки которых знаний и квалификации аудиторов оказывается недостаточно. В таких случаях к аудиту могут привлекаться технические эксперты. Привлечение технических экспертов возможно как при внутреннем аудите, так и при внешнем. В случае внутреннего аудита техническими экспертами могут выступать сотрудники подразделений, которые выполняют работу, аналогичную проверяемой, но при этом они не должны проверять свою работу или работу своего подразделения. Например, если в организации существуют два проектных отдела, то специалист из одного отдела может выступать в качестве технического эксперта при аудите второго отдела и наоборот. В случае внешнего аудита технические эксперты привлекаются внешними аудиторами из сторонних организаций.
— Проверяемая сторона. В качестве проверяемой стороны выступают сотрудники проверяемой организации. В случае как внутреннего, так и внешнего аудита проверяемой стороной может быть любой сотрудник организации, в том числе и руководство организации, и внутренние аудиторы.
Статус аудита систем менеджмента качества
Аудит
систем менеджмента качества относится
к видам аудита, которые не регламентируются
федеральным или международным
законодательством. Соответственно, не
существует обязательных законодательных
норм для определения порядка
и правил аудита систем качества, определения
требований к аудиторам и необходимой
отчетности. Связано это с тем,
что сертификация систем качества относится
к добровольной области сертификации
и все работы, связанные с построением
и внедрением системы качества являются
добровольной инициативой организации.
Соответственно, для организаций, занимающихся
аудитом систем качества нет необходимости
в получении лицензий, либо других
разрешительных документов для ведения
этой деятельности. Для проведения
внутренних аудитов таких документов
тем более не требуется.Однако, несмотря
на отсутствие законодательных норм,
существуют определенные правила, регламентирующие
проведение аудитов систем менеджмента
качества. Примером таких правил, выступает
международный стандарт ИСО 19011:2002 «Руководящие
указания по проведению аудита систем
менеджмента качества и/или систем
экологического менеджмента». Этот стандарт
может использоваться как для
случая внутреннего аудита, так и
для внешнего аудита. Кроме того,
для регламентирования работы органов
по сертификации, разработаны определенные
правила проведения аудитов органами
по сертификации, установлены требования
к их работе и требования к аудиторам.
Эти правила устанавливаются
системой сертификации, в которой
аккредитована организация, осуществляющая
сертификацию систем качества. Для
целей внутреннего аудита организация
сама разрабатывает свои собственные
правила по проведению аудита СМК. Эти
правила устанавливаются в