Методика анализа качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:37, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы – охарактеризовать методику анализа качества продукции.

Работа состоит из  1 файл

Методика анализа качества продукции.docx

— 133.40 Кб (Скачать документ)

     Разновидностью  относительных показателей интенсивности  являются относительные показатели уровня экономического развития, характеризующего производство продукции в расчете  на душу населения и играющие важную роль в оценке развития экономики  государства. Так как объемные показатели производства по своей природе являются интервальными, а показатель численности населения - моментным, в расчете используют среднюю за период численность населения.

     По  форме выражения относительные  показатели интенсивности и уровня экономического развития близки средним  показателям, что нередко приводит к их смешиванию или отождествлению. Разница же между ними заключается  в том, что при расчете среднего показателя мы имеем дело с совокупностью  единиц, каждая из которых является носителем осредняемого признака. Например, при расчете среднедушевого дохода осредняется масса индивидуальных доходов отдельных людей. При  расчете же относительного показателя интенсивности каждая единица не является носителем признака (при  определении плотности населения  отсутствует какое-либо закрепление  конкретной территории за конкретными  людьми).

     Относительный показатель сравнения (ОПС) представляет собой соотношение одного и того же абсолютного показателя, характеризующего разные объекты (предприятия, фирмы, районы, области, страны и т.п.):

     Показатель, характеризующий объект А

     ОПС = ---------------------------------------------------------------------

     Показатель, характеризующий объект Б

     Например, располагая данными на конец 2000г. о  золотых запасах органов денежно-кредитного регулирования России (12,36 млн. тройских унций), Канады(1,18 млн. тройских унций) и США (261,61 млн. тройских унций), можно  на основе относительных показателей  сравнения сделать вывод о  том, что золотой запас нашей  страны в 10,5 раза превышает золотой  запас Канады, но в то же время  составляет лишь 4,7% от объема золотого запаса США (12,36/261,61*100%).

     При выборе относительных величин необходимо соблюдать следующие правила:

     1) относительные величины вычисляют  после критической оценки всех  сторон изучаемого явления и  четкого определения понятий  и категорий явлений; например, после раскрытия содержания категорий рабочих;

     2) сопоставимые данные по качественно  однородным группам, в частности  относительные величины удельного  веса получают на основе типологической  и структурной группировки; 

     3) рассчитывают относительные величины  по достаточно большому числу  единиц совокупности; для совокупности  с малым числом единиц неуместно  вычисление относительных величин; 

     4) для более полного освещения  явлений необходима система относительных  величин, вычисленных по ряду  существенных признаков. В такой  системе объективно отражаются  закономерности развития явления:  результаты развития отраслей, предприятий  и других подразделений; 

     5) величина полученной относительной  величины зависит от правильно  выбранной базы сравнения; 

     6) взятые для сравнения абсолютные  величины должны быть сопоставимы: 

     а) в границах одного и того же места  и периодов времени, с учетом сезонных колебаний;

     б) по одному и тому же кругу единиц наблюдения; в) по условиям и способам сбора данных первичного учета и  их статистической сводки; г) по методологии  расчета;

     7) сравнивают логически взаимосвязанные  абсолютные величины в числителе  и знаменателе отношения. Сопоставимость  данных, полученных в результате  единовременного и текущего наблюдений, достигается путем специального  расчета средних величин и  др.

     8) в процессе экономико-статистического  анализа следует рассматривать  во взаимосвязи абсолютные и  относительные величины. Так, например, для различных предприятий 1% промышленной  продукции имеет различное абсолютное  значение. 

2.1  Задачи и источники  информации анализа  качества   продукции

     Важным  показателем, характеризующим выпуск продукции, является качество продукции. Под качеством продукции понимается совокупность таких ее свойств, которые  обуславливают способность данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с  ее назначением.

     Количественная  характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различают обобщающие, индивидуальные, единичные и косвенные показатели качества продукции. Показатели качества характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

     Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например, удельный вес:

     новой продукции в общем ее выпуске;

     высшей  категории качества;

     сертифицированной и несертифицированной продукции;

     аттестованной и неаттестованной продукции;

     продукции соответствующей мировым стандартам;

     забракованной продукции и зарекламированной  продукции;

     экспортируемой  продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны и др.

     Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции  характеризуют одно из ее свойств:

    • полезность (жирность молока, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и т.д.);
    • долговечность;
    • безотказность;
    • ремонтопригодность;
    • отказ;
    • технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость и т.д.);
    • эстетичность изделий.

     Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес  забракованности продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

     В процессе анализа качества продукции  решаются следующие задачи:

     -оценивается  технический уровень продукции; 

     -выявляются  отклонения этого уровня по  отдельным изделиям по сравнению  с базовым уровнем    и  теоретически возможным; 

     -анализируется  структура выпуска продукции  по параметрам, характеризующим  качество ее изготовления и  поставки;

     -выявляются  факторы, сдерживающие рост технического  уровня продукции; 

     -обосновываются  возможности повышения качества  продукции, сокращения брака и  потерь.

     Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически  все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических  процессах изготовления, применяемых  средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т.д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая  документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико–химических  показателей, журналы и графики  бездефектной сдачи продукции и  др.

     Для обобщенной оценки выполнения плана  по качеству продукции используются разные методы, в том числе балльный. Сущность этого метода оценки в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции, и путем фактического и планового его уровня находится  процент выполнения плана по качеству.

     При анализе качества продукции характеризуется  сортностью, определяется средний коэффициент, который рассчитывается несколькими  способами. Наиболее простым из них является расчет исходя из сортовых коэффициентов и удельных весов продукции соответствующего сорта.

     Сортовые  коэффициенты характеризуют отношение  цены изделий каждого сорта к  цене тех же изделий высшего сорта.

     Сортовые  коэффициенты умножаются на плановый и фактический удельные веса изделий  соответствующего сорта, переводя всю  продукцию в условный высшей сорт; полученные результаты суммируются. Чем  выше сортность продукции, тем ближе  значение среднего коэффициента приближается к единице.

     Для того чтобы определить влияние изменения  сортности на объем товарной продукции, необходимо отклонение по среднему коэффициенту сортности умножить на фактический  выпуск продукции в денежном выражении  и разделить на фактический средний  сортности, т.е. расчет производится по формуле 

     где/\Kс - изменение среднего коэффициента сортности (Кс1 – Кс0 ).

     На  объем производства некоторых видов  продукции (например, производство стройматериалов) оказывает влияние коэффициент  выхода годной продукции:

     где ТП – стоимость годной продукции, тыс.руб;

     На  выпуск продукции оказывает влияние  уровень производственного брака. Обычно на предприятиях брак анализируют  по отдельным видам продукции  и полуфабрикатов, по местам его  обнаружения и возникновения, по виновникам и причинам, по размерам нанесенного ущерба.

     Брак  – это изделия или работы, которые  не отвечают установленным требованиям  и непригодны для использования  по прямому назначению.

     В зависимости от характера дефекта  различают исправимый (частичный) брак и неисправимый (окончательный) брак, когда исправление невозможно по техническим причинам или экономически не выгодно.

     По  месту обнаружения различают  внутренний (обнаруживается на самом  предприятии) и внешний (выявляется заказчиком).

     Различают также брак по виновникам: брак по вине работников предприятия и брак по вине поставщиков. Знание этих различий необходимо для точного определения  экономических потерь от брака.

     Объем произведенного брака определяется путем суммирования себестоимости  окончательно забракованных изделий  и расходов на исправление брака. При этом внутренний окончательный  брак оценивается по цеховой или  производственной себестоимости, внешний  брак учитывается по полной себестоимости. Расходы на исправление брака  включают в себя дополнительные затраты  на материалы, заработную плату, а также  и общехозяйственные расходы.

     Аналитическая оценка размера производственного  брака дается исходя из его абсолютной величины в рублях и относительной  величины в процентах к производственной себестоимости товарной продукции.

     Размер  потерь продукции из-за производственного  брака определяется путем умножения  процента производственного брака  по себестоимости продукции на фактический  объем товарной продукции предприятий.

     На  некоторых предприятиях (например, при производстве керамических изделий) производственный брак предусматривается  в плане. Это так называемый планируемый  брак. Потери продукции из-за производственного  брака в этом случае определяются путем умножения процента сверхпланового брака на фактический объем товарной продукции в оптовых ценах.

     При анализе следует выявить основные причины брака (недостаточный уровень  квалификации рабочих, работа на неисправном  оборудовании, использование несовершенных  приспособлений и инструментов, средств  измерительной техники, отступление  от технологического процесса, использование  материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки  и т.д.).

     Показатели  качества продукции анализируются  путем сравнения фактических  данных с данными предыдущих отчетных периодов, планом, аналогичными данными  других родственных предприятий.

     Расчет  влияния качества продукции на стоимостные  показатели работы предприятия:

     -выпуск  товарной продукции (/\ТП );

Информация о работе Методика анализа качества продукции