Методика анализа качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:37, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы – охарактеризовать методику анализа качества продукции.

Работа состоит из  1 файл

Методика анализа качества продукции.docx

— 133.40 Кб (Скачать документ)

Введение

     Важнейшим источником роста эффективности  производства является постоянное повышение  технического уровня и качества выпускаемой  продукции. Но не каждое предприятие  затрачивает свои материальные и  другие ресурсы на постоянное улучшение  качества и модернизацию технологий. Такие организации пытаются удерживать свою продукцию на постоянном достаточно высоком уровне качества. В этих целях создаётся отдел управления и контроля за качеством выпускаемой  продукции.

     В настоящее время, время рыночной экономики, на рынке складывается ситуация жесточайшей конкуренции и следовательно  потребитель становится более разборчивым  в выборе товаров. В связи с  этим любой фирме необходимо зарекомендовать  себя на рынке как производителя  качественной и доступной продукции. Но также зарекомендованное имя  фирмы может быть уничтожено одним  её неверным шагом – снижением  качества выпускаемых товаров, в  этом случае потребитель производит выбор продукции конкурентной фирмы.

     Цель  написания курсовой работы – охарактеризовать методику анализа качества продукции.

     Основные  задачи при написании курсовой работы:

     рассмотреть задачи и источники информации анализа  качества продукции,

     охарактеризовать  обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции,

     Рассмотреть средний коэффициент сортности.

     Качество  продукции является одной из причин конкурентоспособности предприятий, именно этот признак в основном привлекает всё больше покупателей, чем качественнее продукт, тем большее количество людей будут его приобретать, а следовательно предприятие  будет конкурентоспособно.

     Качество  продукции одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день и  любое предприятие, которое имеет  своей целью, завоевать больший  сегмент рынка вкладывает большое  количество средств именно в качество производимой продукции. 

Глава 1 Аналитическая часть

1.1 Виды сравнительного  анализа

     Виды  сравнительного анализа:

    1. горизонтальный
    2. вертикальный,
    3. трендовый,
    4. одномерный,
    5. многомерный.

     Горизонтальный  сравнительный анализ применяется  для определения абсолютных и  относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей  от базисных: планового, предшествующего, среднего и т.д. (абсолютное отклонение, темп роста, темп прироста, относительный показатель плана, относительный показатель реализации плана).

     Вертикальный  сравнительный анализ – для изучения структуры экономических явлений  и процессов путем расчета  удельного веса частей в целом, соотношение  удельных весов (финансовый анализ).

     Трендовый анализ – при сравнении темпов роста и прироста показателей  за ряд периодов выявляется основная тенденция (тренд) развития явления  в динамике.

     При одномерном сравнительном анализе  сопоставляется один или несколько  показателей одного предприятия  или несколько предприятий по одному показателю.

     При многомерном сравнительном анализе  проводится сопоставление результатов  деятельности нескольких предприятий  по нескольким показателям. Используется для определения рейтинга каждого  предприятия  в совокупности предприятий ( индексы Доу-Джонса, Никкей, Наздаг и др.).

     Обязательное  условие сравнительного анализа  – сопоставимость сравниваемых показателей, которая включает следующие моменты:

    • единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей (факторный детерминированный анализ).
    • единство периодов времени, за которые производится сравнение.
    • сопоставимость условий производства.
    • сопоставимость методики исчисления показателей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2  Статистические показатели

     Статистический  показатель – это качественно  определенная переменная величина, количественно  характеризующая объект исследования или его свойства. Качественную определенность обеспечивает набор признаков, содержащихся в его определении. Количественная определенность показателя связана  с признаками места и времени.

       В процессе развития экономики  показатели видоизменяются, появляются  новые показатели, ликвидируются  ранее действующие.

        Учитывая сложный взаимосвязный  характер социально-экономических  явлений, их нельзя охарактеризовать  с помощью одного или нескольких  разрозненных статистических характеристик.  Необходима система взаимоувязанных  статистических показателей, представляющих  собой статистическую модель  экономики и общества.

     2. Классификация статистических показателей. 

         Статистические показатели делятся  на однородные группы по различным  признакам.

     По  степени охвата совокупности:

            -Индивидуальные;

            -Групповые;

           -Общие.

            В зависимости от того, каким  образом статистический показатель  характеризует изучаемую совокупность:

            -Абсолютные;

            -Относительные;

           -Средние.

             Абсолютные характеризуют масштабы, объем изучаемого явления, различают:

             - Натуральные;

             - Денежные;

             - Трудовые.

             Натуральные характеризуют объект  в натуральных единицах измерения.  Для соизмерения объектов с  различными потребительскими свойствами  применяют условно натуральные  единицы измерения. Пересчет в  натуральные показатели осуществляется  с помощью коэффициентов, характеризующих  отношение фактических потребительских  свойств товара к некоторому  условному эталону. Иногда пересчет  осуществляется применительно к  товарам, выпущенным в различных  по объему упаковках. Система  условно натуральных показателей  преобладала в административно-командной  экономике.

             Денежные – показатели в денежном  измерении.

             Трудовые – показатели применяются  для измерения затрат труда,  производительности труда, потерь  рабочего времени.

             Относительные показатели – представляют  соотношение двух и более статистических  характеристик, измеряется в коэффициентах,  процентах. Виды:

            Относительные величины динамики (показывают изменение явления  во времени)– это частное отделение  текущего отчетного показателя  на значение аналогичного показателя  в прошлом:

             - Базисные;

             - Цепные.

             Базисные в качестве базы сравнения  один и тот же уровень показателя  в прошлом

     Цепные  – отношение текущего показателя и показателя предыдущего периода

         Между цепными и базисными  относительными величинами динамики  существует определенная взаимосвязь.  Базисная относительная величина  динамики равна произведению  цепных относительных величин  динамики, взятых в виде коэффициентов  за весь анализируемый период .

            Относительная величина планового  задания где

            - планируемый уровень,

            - предплановый уровень.

            Относительная величина выполнения  плана где

            - фактический или отчетный показатель.

        Произведение относительной величины  выполнения плана на относительную  величину планового задания дает  относительную величину динамики.

             Относительная величина структурыпоказывает  отношение части к целому (доля), где

            - часть,

            - целое.

            Относительная величина координациипоказывает  соотношение частей целого между  собой.

            Относительная величина интенсивности–  это соотношение двух разнородных  величин

     Чаще  всего эти величины используются для характеристики интенсивности  производства, потребления какого-либо товара. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.1. Понятие и виды  статистических показателей

     Как правило, изучаемые статистикой  процессы и явления достаточно сложны, и их сущность не может быть отражена посредством одного отдельного взятого  показателя. В таких случаях используется система статистических показателей.

     Система статистических показателей - это совокупность взаимосвязанных показателей, имеющая  одноуровневую или многоуровневую структуру и нацеленная на решение  конкретной статистической задачи. Так, например, сущность промышленного предприятия  заключается в производстве какой - либо продукции на базе эффективного взаимодействия средств производства и трудовых ресурсов. Следовательно, для полной экономической характеристики функционирования предприятия необходимо использовать систему, включающую прежде всего такие показатели, как прибыль, рентабельность, численность промышленно-производственного  персонала, производительность труда, фондовооруженность и др.

     В отличие от признака, статистический показатель получается расчетным путем. Это может быть простой подсчет  единиц совокупности, суммирование их значений признака, сравнения двух или нескольких величин или более  сложные расчеты. Различают конкретный статистический показатель и показатель-категорию.

     Конкретный  статистический показатель характеризует  размер, величину изучаемого явления  или процесса в данном месте и  в данное время (под привязкой  к месту понимается отношение  показателя к какой-либо территории или объекту). Так, если мы называем конкретную величину стоимости промышленно-производственных фондов, то обязательно должны указать, к какому предприятию или отрасли  и какому моменту времени она  относится. Однако в теоретических  работах и на этапе проектирования статистического наблюдения (при  построении системы статистических показателей, обосновании методики их расчета) также оперируют и  абстрактными показателями или показателями - категориями.

     Показатель-категория  отражает сущность, общие отличительный  свойства конкретных статистических показателей  одного и того же вида без указания места, времени и числового значения.Например, показатели розничного товарооборота  предприятий торговли и общественного  питания в Москве и Санкт-Петербурге в 2000 и 2002гг. отличаются местом, временем и конкретными числовыми значениями, но имеют одну и ту же сущность (продажа  товаров через розничную торговую сеть и сеть предприятий общественного  питания), которая отражена в показатели - категории “розничный товарооборот предприятий торговли и общественного  питания”.

     Все статистические показатели по охвату единиц совокупности разделяются на индивидуальные и сводные, а по форме  выражения - на абсолютные, относительные и средние. Индивидуальные показатели характеризуют отдельный объект или отдельную единицу совокупности - предприятие, фирму, банк, домохозяйство и т.п. Примером индивидуальных абсолютных показателей может служить численность промышленно-производственного персонала предприятия, оборот торговой фирмы, совокупный доход домохозяйства. 

Информация о работе Методика анализа качества продукции