Модель пяти сил конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:45, контрольная работа

Описание

Наиболее известной и широко используемой моделью оценки привлекательности отрасли является модель пяти сил конкуренции Портера. В модели Портера предполагается, что существует пять основных сил, которые формируют структуру отрасли: интенсивность соперничества среди конкурентов, находящихся внутри отрасли, угроза со стороны потенциально-возможных конкурентов, которые находятся вне отрасли, но собираются туда войти, угроза со стороны товаров заменителей, переговорная сила покупателей и переговорная сила поставщиков.

Содержание

Введение……………………………….…………………………………………3 Часть 1. Модель пяти сил конкуренции Майкла Портера
1 Модель Майкла Портера………………………………………………….3
2. Риск входа потенциальных конкурентов……………………….…………4
3. Соперничество существующих в отрасли компаний……………..………6
4. Переговорная сила поставщиков и покупателей…………………….…...9
5. Давление со стороны поставщиков……………………………………….10
6. Угроза появления заменяющих продуктов……………………………….11
Часть 2. Анализ туристической отрасли в Пскове по модели конкуренции М. Портера………………………………………………...………………………12
3 Часть. Методы решения проблем в туристической отрасли в Пскове по модели конкуренции М. Портера……...………………………………...14
Заключение...…………..……………………………………………………...15
Список использованной литературы……………………...………………16

Работа состоит из  1 файл

стр управ.docx

— 38.96 Кб (Скачать документ)

·        Барьеры выхода и корпоративные  ставки . Очень высокий барьер выхода - это сильнодействующий катализатор, ухудшающий привлекательность отрасли в период зрелости и упадка рынка. Когда отрасль находится на последней стадии своего жизненного цикла, происходит сокращение числа участников, так как отсутствуют возможности поддержки полного состава игроков как это было бы при лучших структурных условиях. Тем не менее, кода выход из отрасли очень труден или даже невозможен, это происходит, например, когда предприятие имеет специфические активы и издержки выхода очень высоки, постепенное сокращение неосуществимо. В результате, снижение прибыли ожидает всех конкурентов. Не только материальные факторы могут облегчись выход из отрасли. Иногда, даже более важным фактором становится так называемые эмоциональные барьеры или стратегические взаимосвязи с другими областями бизнеса, правительством и социальными ограничениями, все это предотвращает или значительно задерживает решение о выходе из отрасли. И, наконец, существуют фирмы, которые умышленно стараются остаться навсегда в отрасли, с целью стать «competitive harasser». Это обычно случается там- где фирмы имеют множество направлений деятельности, т.е. они сталкиваются друг с другом в различных отраслях, при этом каждая имеет определенные преимущества на определенном участке рынка. В случае, когда мультиотраслевой участник сталкивается с атакой со стороны конкурентов на своем основном поле деятельности, фирма может ответить такой же атакой, но не в пределах своей основной области, а в области главной деятельности того конкурента.

4. Переговорная  сила поставщиков и покупателей 

В первоначальной модели структуры  отрасли Портера, он рассматривает  власть покупателей и поставщиков  как зеркальное отражение друг друга. Это становится совершенно понятным после изучения факторов, способствующих наличию власти в этих случаях.

Власть поставщиков 

·        Количество важных поставщиков 

·        Наличие  товаров - субститутов 

·        Дифференциация или издержки переключения продукции  поставщиков 

·        Угроза со стороны поставщиков интеграция вперед

·        Угроза со стороны отрасли: интеграция назад 

·        Содействие поставщиков в качестве и услугах  продукции отрасли 

·        Общие  издержки отрасли, компенсируемые поставщиками

Власть покупателей 

·        Количество важных покупателей 

·        Наличие  товаров - субститутов 

·        Издержки переключения для покупателей 

·        Угроза со стороны покупателей: интеграция назад 

·        Угроза со стороны отрасли: интеграция впереди 

·        Содействие в качестве и услугах продукции  покупателей 

·        Общие  издержки покупателей, компенсируемые отраслью

·        Прибыльность покупателей 

По Портеру понятие  «переговорная сила покупателей  и продавцов», предполагает, что  существует определенная угроза всей отрасли от чрезмерного использования  власти этими двумя агентами. Слова  Портера можно интерпретировать следующим образом. Правильная стратегия, к которой должна стремиться фирма, должна иметь, качестве главною компонента попытку нейтрализовать переговорную силу покупателей и поставщиков. В сегодняшнем мире, это утверждение является спорным. Фирмы прекрасно понимают, что поставщики являются центральными партнерами, дружественные взаимоотношения между которыми надо воспитывать и усиливать. Более того, покупатели - это основная и важная клиентура фирмы, и фирма должна воспринимать их не как соперников, а как объектов долгосрочных дружеских отношений, основанных на целостности и производительности.

5.  Давление  со стороны поставщиков 

Модель 5 конкурентных сил  Портера учитывает только поставщиков-контрагентов, способных влиять на положение предприятия  в отрасли. Кроме того, такие поставщики должны иметь влияние на положение  в отрасли в целом. Очевидно, что  на практике сюда относят только крупные  предприятия. Модель Портера выделяет поставщиков в качестве конкурентной силы потому, что поставщики стремятся получить за свои товары наивысшие цены, между ними и фирмами обычно возникает острая борьба. Власть поставщиков зависит от характера рынка сырья и комплектующих, от возможностей выбора и величины издержек в момент разрыва отношений между сторонами. Если рынок поставщиков открытый и большой и имеются хорошие товары-заменители с дешевым переключением на них, то поставщики не имеют большой рыночной власти. В этом случае для создания здоровой конкуренции полезно разделить поставки между различными поставщиками.

Рыночная власть поставщиков  невелика и тогда, когда они работают с отраслью, являющейся их главным  потребителем, и когда их благополучие напрямую связано с благополучием  отрасли. Согласно модели Портера, в  этих случаях с поставщиками устанавливаются  рабочие отношения и от них  можно требовать своевременных  поставок качественной продукции в  необходимое время и в необходимых  объемах для снижения затрат на хранение запасов.

Если же на рынке поставщиков  доминируют несколько компаний, продукция  их уникальна, а переключение на другого  поставщика сложно или дорого, то поставщики имеют реальную рыночную власть. По правилам модели Портера в этом случае регулируют цены они. Поставщик имеет  рыночную власть и тогда, когда он может поставлять комплектующие  изделия дешевле, чем это обойдется  фирме при самостоятельном их изготовлении.

Модель конкуренции Портера  утверждает, что поставщики будут  обладать значительной рыночной властью, если:

·    доминирует небольшое число компаний, а уровень производства в них выше, чем в отрасли, в которую поставляется данная продукция;

·    продукция группы является уникальной или высокодифференцированной или высоки издержки переключения компаний-покупателей;

·    отсутствуют конкурирующие поставщики продукции в отрасль;

·   отрасль не является значимой для поставщиков.

6 . Угроза появления  заменяющих продуктов 

Не только фирмы, действующие в отрасли и потенциально возможные конкуренты являются главными факторами, описывающие привлекательность отрасли. Следует также добавить фирмы,  предлагающие  товары субституты, которые могут,  как заменить выпускающиеся в данной отрасли товары, так и предоставить новые возможности удовлетворения спроса. Субституты могут влиять на отраслевую привлекательность разными способами. Их присутствие устанавливает потолок прибыльности.

Угроза воздействия товаров - субститутов на прибыльность отрасли  зависит от нескольких факторов, таких  как наличие совершенных субститутов, издержки переключения, агрессивность  производителей товаров - субститутов, а также различия в цене между самим продуктом и его заменителем.

Субституты не являются чисто  внешним малозначащим фактором, а  требуют тщательного стратегического  анализа.

Часть 2. Анализ туристической отрасли в Пскове по модели конкуренции М. Портера

Для фирм, занятых в туристической  отрасли в Пскове превалирует  угроза появления новых организаций. Трудно обеспечить рост производства услуг, например, при узости слоя потребителей, способных тратить средства на отдых  и туризм. При том, что уровень  первоначального капитала, необходимого для проникновения в отрасль, невелик.

Глобализация туристской деятельности способствует появлению  новых, чаще высококачественных услуг, что вызывает усиление конкуренции  среди туристических организаций. Чтобы не потерять свой бизнес и  удержать потребителей, туристические  организации вынуждены снижать  цены за счет лучшей организации труда  и экономии ресурсов, постоянно работать над усовершенствованием своих  услуг, расширять ассортимент и  овладевать более современными средствами продвижения туристского продукта.

Туристические организации  все больше усилий расходуют на удержание  постоянных и завоевание потенциальных  потребителей туристских услуг.

Приверженность потребителей к услугам конкретных туристических  организаций снижает власть потребителей на рынке этих услуг. Следовательно, снижается и уровень конкурентной борьбы между организациями. Напротив, рост числа туристических организаций, оказывающих аналогичные и стандартизованные  услуги, доступность информации об этих организациях и их услугах усиливают  власть потребителей.

Рыночная власть поставщиков  и ее влияние на конкуренцию в  отрасли определяется тем, что туристические  организации для обеспечения  деятельности вынуждены закупать сырье, материалы, комплектующие изделия, оборудование, технологии, а при  организации туров нуждаются  в услугах авиакомпаний, автотранспорта, морского транспорта, ресторанов, гостиниц. Власть поставщиков может существенно  отразиться на деятельности туристической организации и качестве оказываемых туристских услуг. Туристические организации трудятся в условиях жесткой конкурентной борьбы. Конкуренция в туризме носит локальный, региональный, национальный и глобальный характер. Ввиду открытости туристических организаций любое нововведение (новые туры, маркетинговые новшества, новые технологии обслуживания) может быть быстро скопировано другими отраслевыми организациями.

Текущий анализ состояния  отрасли туризма в Пскове с  использованием пяти рыночных сил показал  следующее:

1. Входные барьеры, влияющие на проникновение в отрасль новых организаций:

– эффект масштаба (производственного  и маркетингового), благодаря которому обеспечивается низкий уровень цен  и производственных затрат на туристские услуги;

– значительный уровень  необходимого капитала для внедрения  в данную отрасль и высокие  риски, связанные с производством  новых услуг;

– существующие предпочтения потребителей, их привязанность к  действующим торговым знакам на туристские услуги;

– наличие продуктовой  дифференциации (способность туристских организации обеспечить уникальность производимых товаров и услуг).

2. Рыночная власть потребителей:

– трудность найти подобные туристские услуги у конкурирующих  организаций;

– уникальность предлагаемых туристских услуг;

– стабилизация цен на туристские услуги.

3. Рыночная власть поставщиков:

– хорошо отлаженная система  отношений при организации чартерных  авиарейсов;

– гибкие и отлаженные отношения  с хотел ерами;

– отсутствие трудностей в  снабжении туристических организаций  необходимыми материалами, оборудованием, технологиями.

4. Рост рынка, определяющий соперничество отраслевых организаций:

– индивидуализация качественного  обслуживания туристов способствует повышению  спроса на туристские услуги;

– малочисленность туристических  организаций, оказывающих подобные услуги;

– отсутствие иностранных  организаций, оказывающих услуги по данным направлениям.

5. Угроза появления услуг – заменителей:

– отсутствие склонности потребителей к услугам - заменителям;

– высокая стоимость переключения на другие услуги.

Действующие в настоящее  время конкурентные силы в отрасли  слабые, а прибыльность отрасли - высокая.

Часть 3. Методы решения проблем в туристической отрасли в Пскове по модели  конкуренции М. Портера.

Успех туристической организации  зависит от привлекательности отрасли  не меньше, чем от хорошо разработанной  и полностью реализованной стратегии. При благоприятной рыночной конъюнктуре, когда спрос на туры превышает  предложения и доступ на рынок  новых организаций ограничен, туристическая  организация может обеспечить высокую  прибыльность даже при среднем уровне менеджмента.

Анализ отрасли с использованием «пяти сил конкуренции» дает возможность  определения состояния конкуренции  в отрасли на текущий момент и  в долгосрочной перспективе. Теория эволюции отрасли базируется на концепции  жизненного цикла продукции (отрасли) и теории кривой опыта. Согласно концепции  жизненного цикла отрасли (также  как и товары) могут быть зарождающимися, растущими, зрелыми и отраслями, переживающими спад. Для исследования поведения пяти рыночных сил, прежде всего, необходимо установить, в какой  стадии развития находится отрасль. Теория опытной кривой основывается на предположении о зависимости  затрат организации от объема производства и рыночной доли организации.

 

Заключение

Таким образом, применяя модель пяти сил Портера для анализа  конкурентной окружающей среды, можно  оценить величину каждой из пяти конкурентных сил. Согласно модели Портера, чем сильнее  конкурентные силы, тем ниже прибыльность компаний, присутствующих на этом рынке, и, следовательно, конкурентная привлекательность  отрасли падает.

Модель Портера позволяет  сделать следующий вывод: для  успешного противостояния конкурентным силам необходимо разработать такую  стратегию, которая оградила бы компанию от действия пяти конкурентных сил  Портера и обеспечила бы компании создание такой позиции, которая  даст ей надежное конкурентное преимущество в отрасли.

Информация о работе Модель пяти сил конкуренции