Организация транспортно складского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание

Цель курсового исследования состоит в комплексном изучении теоретических основ и практических проблем организации транспортно–складского хозяйства.
Задачи курсового исследования:
охарактеризовать сущность транспортно–складского хозяйства;
дать характеристику организационной структуры транспортно–складского хозяйства;
определить технико–экономические показатели функционирования транспортно–складского хозяйства;
охарактеризовать организационную структуру транспортно – складского хозяйства на предприятии;
провести анализ показателей деятельности транспортного хозяйства;
осуществить оценку результативности функционирования складского хозяйства предприятия;
на основе проведенного анализа предложить направления совершенствования организации транспортно – складского хозяйства в ОАО «Ламзурь С».

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы организации транспортно–складского хозяйства на предприятии 6
1.1 Понятие и сущность транспортно–складского хозяйства 6
1.2 Организационная структура транспортно–складского хозяйства 11
1.3 Технико–экономические показатели функционирования транспортно – складского хозяйства 27
2 Анализ организации транспортно–складского хозяйства ОАО «Ламзурь С» 36
2.1 Характеристика организационной структуры транспортно – складского хозяйства на предприятии 36
2.2 Анализ показателей деятельности транспортного хозяйства 42
2.3 Оценка результативности функционирования складского хозяйства предприятия 47
3 Направления совершенствования организации транспортно – складского хозяйства в ОАО «Ламзурь С» 52
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложение А (обязательное) 68

Работа состоит из  1 файл

Организация транспортно-складского хозяйства.docx

— 385.16 Кб (Скачать документ)

Перевозимые на предприятия грузы делятся на три основные группы:

  • штучные грузы: тяжеловесные (оборудование, поковки, крупные слитки), тарноупаковочные (ящики, контейнеры, рулоны, бочки и т.п.), длинномерные (более 3 м): трубы, круглый лес, пиломатериалы, сортовой и профильный прокат и др., короткомерные (до 3 м): детали, заготовки и пр., штучные массовые (до 50 кг): заготовки, детали, болванки и т.п.;
  • сыпучие грузы: песок, уголь, гравий, формовочные материалы и др.;
  • наливные (жидкие) грузы: химические жидкости, нефтепродукты и пр.

Необходимо  отметить, что грузы каждой группы имеют определенные особенности  перевозки, погрузки, выгрузки, хранения, требуют применения определенных способов транспортировки, технологии грузопереработки, транспортно – складской тары. Эти особенности учитываются при выборе типа транспортных средств и организации их работы.

Способ  транспортировки грузов может быть тарный и бестарный. Тарный способ предусматривает  транспортировку грузов в специальной  таре (тазы, контейнеры, ящики и т.п.). он обеспечивает хорошую сохранность груза, позволяет сократить время на погрузку и разгрузку, упрощает учет грузов в случае использования мерной тары. Бестарный способ применяется для навалочных, штучных, жидких грузов и при пневмотранспортировке. Этот способ не трудоемок, не требует затрат на тару и упаковку груза и может использоваться в том случае, когда не возникает опасений за повреждение продукции и снижение ее качества. Бестарный способ требует больших затрат на изготовление и монтаж транспортных устройств, но позволяет достичь высокой степени механизации и автоматизации операций транспортировки [2, C. 104 - 112]. Проанализировав все вышесказанное можно сказать, что организация транспортного хозяйства предприятия включает выполнение следующих работ:

  • стратегическое планирование обновления транспортных средств;
  • анализ производственной структуры предприятия, разработка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем, обеспечения прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов);
  • анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;
  • выбор и обоснование использования транспортных средств;
  • расчет норм и нормативов расхода (потребности) в материальных ресурсах на ремонтно–эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;
  • составление балансов грузооборота (по горизонтали указываются отправители грузов, по вертикали – их получатели);
  • проектирование схем грузопотоков;
  • оперативно–календарное планирование транспортных операций;
  • диспетчирование работы транспорта предприятия;
  • учет, контроль и мотивация повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства.

Рациональная  организация транспортного хозяйства  служит предпосылкой снижения себестоимости  продукции.

Складское хозяйство отдельного предприятия  является большой и очень сложной  системой, управление которой требует  использования особых правил и приемов  для обеспечения ее эффективного функционирования. От правильной и  рациональной организации складского хозяйства предприятия зависит  ускорение оборачиваемости оборотных  средств и снижение себестоимости  выпускаемой продукции. Структура складского хозяйства (рисунок 1.1) предприятия определяется в зависимости от номенклатуры потребляемых материалов, типа и объемов производства, уровня его специализации и кооперирования.

Система складского хозяйства имеет двухуровневую  структуру. На уровне предприятия создаются  материальные, производственные и сбытовые склады. Материальные склады подчинены отделу материально–технического снабжения. Это склады производственных запасов сырья, материалов и других материальных ресурсов до их включения в процесс производства. К производственным складам относятся склады полуфабрикатов, оборудования и запасных частей к нему, центральный инструментальный склад. Эти склады подчинены соответственно отделам производства, производственно–диспетчерскому отделу, главного механика и инструментальному отделу предприятия. На сбытовых складах хранится готовая продукция предприятия, и подчинены они отделу сбыта.


На уровне цехов функционируют цеховые  склады (кладовые) — это склады материалов и заготовок, инструмента (ИРК) и промежуточные склады (для хранения межоперационных, межучастковых и межцеховых заделов). Межцеховые страховые заделы при традиционной форме организации поставок в технологической цепи предприятия хранятся в цехе–потребителе, при управлении цепью поставок в режиме JIT – в цехе–поставщике, при этом значительно сокращается размер запасов и необходимых складских помещений для их хранения. Они выполняют те же функции, что и склады предприятия, но подчиняются начальникам цехов.

 

Рисунок 1.1 – Структура складского хозяйства

 

Функции подразделений складского хозяйства:

  • планирование работ;
  • приемка, обработка (в том числе сортировка) грузов;
  • организация надлежащего хранения (создание условий для исключения повреждений порчи; поддержание необходимой температуры, влажности);
  • постоянный контроль и учет движения материальных ценностей;
  • своевременное обеспечение производственного процесса материалами, комплектующими изделиями и т.д.;
  • создание условий, предотвращающих хищение материальных ценностей;
  • строгое соблюдение противопожарных мер безопасности (особенно на складах ГСМ, ЛВЖ, красок и лаков, резинотехнических изделий, химикатов и т.п.);
  • комплектование готовой продукции, ее консервация, упаковка подготовка отгрузочной документации и отгрузка.

Склады  предприятия могут быть классифицированы по различным признакам:

  • по виду и характеру хранимых материалов – универсальные, на которых хранятся различные материалы производственно–технического назначения широкой номенклатуры; специализированные, предназначенные для хранения определенных видов материалов и изделий. Среди специализированных выделяются специальные склады с соответствующими оборудованием и режимом хранения. К ним относятся хранилища нефтепродуктов, химикатов, газов, топлива, а также рудные и шихтовые дворы и т.д.;
  • техническому устройству (по типу здания, конструкции) – открытые (площадки) предназначены для хранения материалов и изделий, не подверженных влиянию атмосферных осадков; полузакрытые (навесы) – для хранения материалов, не подверженных влиянию температурных изменений, но подверженных атмосферным воздействиям (огнеупоры, сменное оборудование); закрытые – это здания и другие хранилища, полностью защищающие содержимое от атмосферных воздействий; специальные, их устройство обусловлено специфическими физико–химическими свойствами некоторых продовольственных товаров и соответствующим режимом их хранения (бункеры, резервуары холодильники, овощехранилища);
  • месту расположения – центральные обслуживают весь завод и занимают, как правило, отдельную площадь на территории завода (непроизводственную); прицеховые находятся при каких–либо цехах, служат для хранения материальных ценностей группы цехов (спецодежды, мыла, хозяйственных товаров и прочих ценностей); склады участков, бригад; склады рабочих мест;
  • механизации складских операций – немеханизированные; механизированные; комплексно–механизированные; автоматизированные; автомат;
  • степени огнестойкости – несгораемые; трудносгораемые; сгораемые [3, C. 45 - 63].

При организации  склада встают задачи нескольких уровней:

  1. Обоснование целесообразности предполагает комплексный анализ производственного процесса, для которого предназначен склад, с целью поиска решений организации процесса без склада или выявления альтернатив складированию. Предусматривается также обоснование размера склада и экономической целесообразности его возведения.
  2. Размещение склада – задача выбора географического местоположения не характерна для внутризаводских складов, для них решается задача выбора места размещения на территории завода (общезаводские склады) или цеха (цеховые склады). При этом решение основывается на общих принципах рационального размещения производственных подразделений предприятия и зависит от назначения склада (вида объектов хранения, для которых предназначен склад). Размещение складов на территории предприятия должно обеспечить наиболее короткие по расстоянию и оперативные по времени доставки маршруты движения грузов со складов в цехи и из цехов на склады. Для этого должны в максимальной степени использоваться существующие на предприятии схемы грузопотоков и транспортные магистрали, объем строительства новых транспортных коммуникаций должен быть сведен к минимуму.
  3. Архитектурно–строительное решение – при строительстве новых складов, перепрофилировании, реконструкции и техническом перевооружении действующих используются типовые проекты. Выбор типового проекта определяется назначением склада, его специализацией, требуемой мощностью, необходимым уровнем автоматизации складских процессов, требованиями по сопряжению связей с существующими производственными и инфраструктурными объектами предприятия. При сооружении склада необходимо оборудовать его подъездные пути, пункты погрузки–разгрузки, учесть требуемые погрузочно–разгрузочные фронты. Нужно также выдержать все архитектурно–строительные и санитарно–технические нормы и нормативы, обеспечить соблюдение правил экологической и противопожарной безопасности, охраны труда.
  4. Компоновочное решение предполагает решение задачи рациональной организации внутреннего пространства склада. Цель – в максимальной степени использовать внутреннее пространство склада (а не только его площадь). Большое значение имеет планировка внутреннего пространства склада, т. е. порядок распределения объемов, зон и мест хранения отдельных объектов внутри склада, а также трассировка маршрутов их завоза и вывоза, внутрискладского перемещения и грузопереработки. Например, материалы массового спроса, поступающие на склад и расходуемые в производстве в большом количестве, необходимо хранить ближе к местам их приема и выдачи.
  5. Оснащение склада предполагает выбор средств технологического оснащения для технологического процесса, реализуемого на складе, и средств информационной поддержки. Решение зависит от назначения и специализации склада; вида, формы, весогабаритных характеристик и количества одновременно находящихся на хранении объектов, объема их годового поступления; вида и масштаба работ, предусмотренных складским технологическим процессом, принятого для них уровня автоматизации; типа, характера и расположения складских помещений.

При всем разнообразии технологических процессов  и средств их оснащения, которые  используются на складах различного назначения, можно выделить три основные группы средств технологического оснащения, общие для всех складов. Это средства оснащения склада, предназначенные для хранения материальных объектов (стеллажи, платформы и т. д.), подъемно–транспортные устройства  (краны – штабелеры, вилочные погрузчики и т. п.), тара (контейнеры, паллеты, поддоны и др.). Прочие средства технологического оснащения склада могут быть представлены контрольно–измерительными устройствами и инструментом (контроль мер и весов, технический контроль качества при приемке и отпуске материалов), устройствами или технологическими линиями сортировки, упаковки и т. п., в том числе автоматическими. Средства информационной поддержки складского процесса для ведения учета запасов и их движения, документирования приемки–выдачи материальных ценностей, оперативного поиска требуемых объектов хранения и свободных мест (ячеек) хранения. Например, информационно–программные комплексы, персональные компьютеры, локальные вычислительные сети, сканеры для считывания штриховых кодов и маркировка со штрих кодами на таре или упаковке грузов, простейшим средством являются учетные карты (на бумажных носителях). Более развитые информационные системы применяются для управления технологическими процессами на автоматических складах.

  1. Организация складского процесса предполагает решение задачи рациональной организации складского процесса во времени и пространстве как части производственного процесса. При этом преследуется цель: насколько возможно и где только возможно организовать выполнение складских работ поточными методами. При организации складских процессов необходимо добиваться:
  • рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, что способствует рациональной организации процесса переработки грузов и снижению затрат;
  • эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;
  • широкого применения универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно–транспортных устройств;
  • минимизации маршрутов внутрискладского перемещения грузов, что позволяет увеличить пропускную способность склада и сократить эксплуатационные затраты;
  • оптимизации партий отгрузок и применения централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;
  • максимального использования возможностей информационной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с оформлением документов и обменом информацией.

Работа  склада организуется в соответствии с технологическими картами. Технологическая карта (складская) – вид технологической документации, в которой расписан технологический процесс грузопереработки на складе. Помимо некоторых перевозочных документов (накладные транспортно–грузовые и т. д.), к числу наиболее важных документов, используемых при приемке и выдаче груза на складах различного назначения, относятся следующие. Приходный ордер – документ, применяемый для оформления и первичного учета поступающих на склад товарно–материальных ценностей; выписывается в тех случаях, когда расчетные документы поставщика или их копии не могут быть использованы в качестве приходных документов. Наряд (на отпуск) – документ, на основании которого со склада осуществляется отпуск или поставка потребителю заказанного количества товаров определенного наименования и в требуемые сроки. Отборочный лист – документ, на основании которого на складе ведется комплектация партии выдачи или отправки по заявке потребителя; может иметь форму бумажного или электронного документа. Учетная карта отражает движение материалов, полуфабрикатов и инструмента (приход и расход), а также их наличие [14, C. 73 - 92].

Бухгалтерией  проводится систематический контроль работы заводских и цеховых складов  по приходно–расходным документам и учетным картам, с учетом установленных норм потерь и естественной убыли, путем периодического проведения инвентаризаций складов с сопоставлением фактических и документальных остатков материальных ценностей.

Складские работники несут материальную ответственность  за сохранность и правильное использование  материальных ценностей. Анализ работы складов проводится в следующих основных направлениях: анализ и оценка правильности учета движения материальных ценностей по складу; анализ и совершенствование операций по продвижению материалов из заводских складов в цеховые, из цеховых — на производственные участки; анализ и пересмотр установленных размеров страховых запасов, точек заказа, максимальных запасов; определение размеров и анализ причин материальных потерь на складах.

Итак, рациональная организация складского хозяйства должна способствовать:

  • сокращению затрат времени на обработку транспортных средств и обслуживание потребителей;
  • повышению производительности труда и снижению издержек по складированию и хранению материалов;
  • ликвидации излишних перегрузок и перемещения грузов;
  • выполнению норм выработки с учетом соблюдения правил техники безопасности при производстве складских работ;
  • рациональному использованию погрузочно–разгрузочного оборудования, транспортных средств, складских площадей и объемов;
  • увеличению объема складских поставок и дополнительных услуг, оказываемых потребителям снабженческо–сбытовыми организациями.

Информация о работе Организация транспортно складского хозяйства