Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:29, курсовая работа
В каждом обществе и государстве всегда уделялось огромное внимание управлению и регулированию повседневной жизни. Без этого трудно поддержать ее устойчивость и обеспечить развитие. Сейчас, в эпоху глобальной экономики особенно важно, чтобы руководитель любого уровня понимал, что успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством возможно лишь при знании научных основ управления и умении творчески применить эти знания, т.е. при владении искусством управления.
Введение 3
Природа постоянного улучшения
4
Способы улучшения бизнес-процессов и их элементов
7
Постоянное развитие
23
Значение в современности
25
Модель постоянных улучшений
28
Эволюция системы
30
Практическое задание №1
34
Практическое задание №2
39
Заключение 52
Список используемой литературы 53
Появление несоответствий можно рассматривать как возникновение некоторой проблемы. Решение проблемы ведет к улучшению процесса, а, следовательно, и к достижению запланированных результатов, удовлетворению потребителей и всех заинтересованных сторон и реализации принципа "постоянного улучшения".
Цикл Шухарта-Деминга или PDCA[2] предлагает следующее решение этой проблемы:
Таблица 2 - «PDCA»
1. | Определение целей и задач | P |
2. | Определение способов достижения целей | |
3. | Обучение и подготовка кадров | D |
4. | Выполнение работ | |
5. | Проверка результатов выполнения работ | C |
6. | Осуществление
соответствующих управляющих |
A |
Кратко идеи Шухарта можно изложить так: он начинал с того, что "процесс контроля качества состоит из трех шагов: технического задания (допусков) на то, что требуется, производства того, что нужно для соответствия заданию, и инспекции того, что произведено, чтобы посмотреть, удовлетворяются ли требования" [3]. Далее Шухарт писал [4]:
"По устаревшей концепции
Допуск
Производство
Инспекция
Рис.1.
Устаревший цикл.
Но в мире, подверженном вариабельности, этого нельзя сделать так просто, и экономически обоснованным будет лишь установление некоторого среднего значения процесса и границ, внутри которых это среднее находится. А для этого надо сначала добиться статистической стабильности процесса. Только после этого границы, возникшие на этапе II (поскольку они зависят от системы в целом), и выявленные на этапе III, можно будет сравнить с границами допуска, заданного потребителем, чтобы уже после этого можно было уточнить требования. И эту последовательность действий возможно придется повторить не один раз — вот, собственно, почему У. Шухарт изобразил круг и подчеркнул: допуск, производство, инспекция — не независимы друг от друга [2].
Рис.2. Цикл Шухарта.
И на всех этих этапах
В своей книге Г. Нив подробно рассказывает о том, как У.Э. Деминг трансформировал цикл Шухарта в форму, наиболее часто встречаемую сегодня [4]. У.Э. Деминг, чтобы перейти от контроля качества к менеджменту организации, дал более общие названия каждому из этапов, и, кроме того, добавил еще один, четвертый этап, с помощью которого он хотел обратить внимание американских менеджеров на то, что они склонны слишком поспешно действовать, не проанализировав полученную на втором этапе информацию. Именно поэтому этот этап называется либо "проверка" (check), либо "изучение" (study), и соответственно цикл Шухарта-Деминга называют либо PDCA, либо PDSA.
Рис.3. Расшифровка цикла У.Э.Демингом.
Планирование — разработка целей и процессов, требуемых для достижения результатов в соответствии с заданием потребителей и политикой организации.
Осуществление — внедрение процесса, выполнение действия.
Проверка
(изучение) — постоянный контроль и
измерение процессов и
Действие
— осуществление действий по постоянному
улучшению показателей
Этот цикл универсален и применим почти ко всем процессам в организации.
Иную модель этого процесса представляет компания «Ксерокс»[2].
Рис.4.
Модель компании «Ксерокс.
Процесс анализа и решения проблем в этой компании состоит из шести этапов:
выявление и отбор проблемы — определение и описание текущего и желаемого состояний (выявление несоответствия);
анализ проблемы — выявление ключевых причин и ранжирование их по важности (поиск причин возникших несоответствий);
выработка
возможных решений —
выбор и планирование реализации решения — выработка плана проведения и оценки изменений (разработка плана корректирующих действий);
реализация решения — выполнение согласованных планов (реализация планов корректирующих действий);
оценка решения — согласованная оценка результативности решения. Принятие решения о рассмотрении новой проблемы (оценка результативности корректирующих действий).
Несложно заметить, что этапы 1-4, по сути, — это развернутый этап планирования по циклу Шухарта-Деминга, этап 5 совпадает с этапом "Do", этап 6 включает два последних этапа из цикла PDC(S)A. Стоит обратить внимание на то, что этап 1 — планирование — в компании "Ксерокс" развернут очень подробно. Это отражает важность этапа в системе ценностей данной компании.
Среди пропагандистов цикла в Японии, выделяется Масааки Имаи. В одной из своих ключевых работ он анализирует два цикла: один — для совершенствования, а второй — для эксплуатации. Во втором цикле слово "Планируй" заменено словом "Стандартизируй". После стандартизации следует совершенствование, и циклы систематически повторяются. Стоит подчеркнуть, что М. Имаи считает невозможным начинать работу по циклу PDCA, если до того процесс не был стабилизирован в результате применения цикла SDCA. Иными словами, мы должны все время руководствоваться этими двумя взаимно дополняющими друг друга циклами. Стоит также заметить, что западному стилю менеджмента (равно как и российскому, на наш взгляд) присуща модификация цикла PDCA, которую М. Имаи назвал циклом PDCF: планируй — делай — проверяй — увольняй (от английского Fire — увольнять).
В свою очередь, компания "Форд" разработала свою методологию, получившую название "Метод 8D для командного решения проблем". Этот метод состоит из следующих этапов:
D0 — подготовка к процессу 8D;
D1 — создание команды;
D2 — описание проблемы;
D3
— разработка временных мер
по изоляции проблемы от
D4 — определение и верификация основных причин и точки выхода (точка выхода — это то место в процессе, где надо обнаружить и ограничить влияние основной причины);
D5
— выбор и верификация
D6
— внедрение и валидация
D7 — предотвращение повторного появления проблемы;
D8 — признание вклада команды и отдельных людей.
Так же, в рамках этой темы нельзя не остановиться на системе корректирующих и предупреждающих действий, выполняемых в соответствии с требованиями стандартов ISO серии 9000.Здесь мы встречаем немало трудностей, например, многие российские компании, выросшие из традиционных советских заводов, пытаются улучшить деятельность существующих организационных структур, которые никогда раньше не были ориентированы на удовлетворение клиента. При этом часто используют модели, как правило, не предназначенные для целей улучшения.
Например, сертификация системы
качества на соответствие
Изменения собственно
В свою очередь, хотелось бы отметить, что реинжиниринг ключевых процессов, напростив, как правило, порождает естественные радикальные изменения организационной структуры компании, направляя ее на лучшее удовлетворение клиентов с наименьшими затратами. Организационная структура компании вторична, ибо она призвана рационально обслуживать естественные для продукции компании бизнес-процессы, а не наоборот.
Исходная точка применения
Кроме того, в стандарте ИСО
9001:2000 предполагается наличие
Таким образом, применение
Исходя из этого, наиболее рациональным шагом на данный момент является анализ основных бизнес-процессов. Во многом их придётся пересмотреть, необходимость реинжиниринга определяется уже тем, что конкуренты это обязательно сделают или уже делают, даже не задумываясь над этим. А главный мотив - это постоянные радикальные изменения ожиданий клиентов от продукции и услуг вашей компании.
Постоянное улучшение на уровне высшего руководства – вот что хотелось бы добавить ко всему вышеуказанному.
Например Хаммер М. и Чампи Дж.в своей книге « Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе» предлагают использовать модель решения проблем, состоящую из следующих четырех этапов: