Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:29, курсовая работа
В каждом обществе и государстве всегда уделялось огромное внимание управлению и регулированию повседневной жизни. Без этого трудно поддержать ее устойчивость и обеспечить развитие. Сейчас, в эпоху глобальной экономики особенно важно, чтобы руководитель любого уровня понимал, что успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством возможно лишь при знании научных основ управления и умении творчески применить эти знания, т.е. при владении искусством управления.
Введение 3
Природа постоянного улучшения
4
Способы улучшения бизнес-процессов и их элементов
7
Постоянное развитие
23
Значение в современности
25
Модель постоянных улучшений
28
Эволюция системы
30
Практическое задание №1
34
Практическое задание №2
39
Заключение 52
Список используемой литературы 53
Улучшения продукции можно
Улучшения процессов обычно
Цель улучшения процессов - снижение
изменчивости (вариабельности) характеристик
качества и устранение или
уменьшение степени влияния
Что означают улучшения для организации? Деятельность каждой компании направлена, в конечном счете, на создание новой ценности для потребителя, который, добавив свою, донесет ее до конечного пользователя - людей. Все равно за все платят люди - либо непосредственно из кошелька, либо в виде налогов. Не существует организаций, которые производили бы нечто для другой организации и это нечто не добавляло бы ценности для каких-либо людей - конечных пользователей. Таким образом, создание и улучшение качества продукции - это, в конечном итоге, добавление ценности для людей, а значит, улучшение качества жизни . Улучшение качества жизни, в свою очередь, порождает новые потребности и ожидания в отношении продукции и инициирует инновации и улучшение ее качества. Улучшение качества жизни включает, естественно, и сохранение или улучшение окружающей среды [5].
Рис.7. Качество жизни
Улучшение - не просто
требование стандарта. Это
Рис.8.
Удовлетворение потребностей.
Решение проблемы приводит объект в соответствие с ожидаемой или запланированной ценностью. Улучшение - это, напротив, скорее создание
новой
ценности.
В основе этого процесса лежит уже описанный нами цикл PDCA, но хотелось бы отметить, что существуют случаи, в которых цикл PDCA однажды просто перестает работать и давать результат. Для объяснения этого процесса хотелось бы обратиться к Модели постоянных улучшений И. Рыжкина.
Цикл улучшения первоначально был разработан для помощи командам по совершенствованию существующих процессов. Любые процессы имеют жизненный цикл точно так же, как продукты и услуги. Они разрабатываются, внедряются, работают и в какое-то время ликвидируются. Как следствие, все процессы необходимо постоянно анализировать для выявления возможностей их улучшения. Сущность цикла состоит в том, что команде для выполнения любого процесса следует выполнить «Определение», «Анализ» и «Улучшение» двигаясь по часовой стрелке[6].
Рис.9.
Цикл Рыжкина.
Т.к. «нет предела совершенству» и совершенствование по циклу Шухарта-Деминга происходит раз за разом, то Рыжкин изображает этот цикл в виде пружины: «Модели постоянных улучшений. Пружины Рыжкина»[6].
Цикл «Определение-Анализ-Улучшение» – это упрощенная версия цикла Шухарта-Деминга (PDCA).
Этап «Определение»:
- определение процесса;
- формирование команды;
- планирование работы.
Этап «Анализ»:
- создание базы данных;
- выявление проблем;
- расстановка приоритетов.
Этап «Улучшение»:
- выработка улучшений;
- детальная разработка плана;
- внедрение;
- изучение результатов
-
распространение полученного
Рис.10.
Пружина Рыжкина.
Модель выполнена в виде пружины. В свободном состоянии пружина может быть бесконечно длинной и не давать особого эффекта, то есть предприятие будет развиваться очень слабо - (а). Если сверху к пружине приложить некую силу Р1 - (b), то она начнет сжиматься и стараться разжаться, то есть предприятие начнет развиваться. Для достижения большего эффекта усилие к «пружине Рыжкина» необходимо прилагать и сверху (Р1) и снизу (Ро), тогда эффект будет гораздо большим - (c). При этом на начальном этапе возникнут силы сопротивления снизу. Поэтому в качестве усилия нельзя использовать репрессивный метод управления. В данной модели усилие – это обучение, мораль, лидерские качества руководителя, коммуникация, командная работа и самодисциплина. Для того, чтобы силы сопротивления превратились в положительные для предприятия реакции, необходимо вовлекать персонал в процесс постоянных улучшений. Т.е., если вовлеченность в процесс постоянных улучшений будет всеобщая, то от этого выиграют и исполнители и руководители[6].
При ослаблении усилия сверху, реакция снизу тоже будет уменьшаться, поэтому высшее руководство должно непрерывно воздействовать на пружину не только на начальном этапе, но и в течение всего периода проведения преобразований.
На
начальном этапе «пружина Рыжкина»
может иметь коническую форму - (d).
Это означает, что сначала над
цилом «определение-анализ-улучшение»
работает небольшая группа специалистов
и диаметр витка из-за отсутствия опыта
и навыков на этом этапе большой. В дальнейшем,
когда в работу будут привлекаться все
больше и больше людей, будет приобретаться
необходимый опыт и знания, диаметр витков
будет уменьшаться, а процессы улучшаться
всё быстрее и быстрее.
Вообще цикл PDC(S)A на самом деле шире, чем научный метод. Научный метод применяется к проверке теорий, а цикл PDC(S)A мы применяем в реальной жизни, в том числе и тогда, когда точной (или никакой) теории нет, а будущее можно предсказать только приблизительно. Если с этим тезисом согласиться, то ясно, что не цикл PDC(S)A — есть некое упрощение научного метода, а научный метод — есть цикл PDC(S)A применительно к ограниченным условиям научного эксперимента.
Наконец, нельзя не отметить того, что широко известный и изучаемый во всех школах менеджмента метод управления по целям (Management by Objectives — MBO) состоит из четырех следующих этапов:
выработка целей;
планирование действий;
проверка и оценка работы;
корректирующие меры.
То есть снова почти все тот же цикл, но выраженный другими словами.
И последнее замечание. В некоторых источниках отмечается, что исходная концепция цикла была основана на разделении функций [2].
Рисунок
11. Старая модель.
Но, как подчеркивает М. Имаи, такое понимание цикла Шухарта-Деминга оказывается недостаточным. Отсюда берет начало исправленный и дополненный цикл Шухарта-Деминга нарисован с циклом PDCA внутри круга "Делай (рабочий)", и в круге "Контролируй" к контролеру добавлен менеджмент. Но нам кажется, что этого тоже недостаточно. На самом деле в каждом из кругов надо нарисовать внутренний круг того же цикла, поскольку любая деятельность совершается по данной схеме, просто для каждого из участников эта схема осуществляется на своем уровне полномочий и ответственности[1].
Рисунок
12. Новая модель.
Основной вывод из вышесказанного состоит в следующем. Каждая организация должна тщательно продумать, какая из модификаций цикла Шухарта-Деминга наиболее соответствует ее культуре, традициям, процессам и текущей ситуации. Если готовой модификации нет, то ее надо создать под себя. Неизменными должны быть лишь такие моменты, как постоянство (цикличность) работ по совершенствованию процессов, принятие решений на основе фактов (научный подход).
Еще
один важный момент, заслуживающий
отдельного упоминания, — это необходимость
внедрить методологию анализа и
решения проблем во всей организации
(фирме). Дело в том, что, как становится
постепенно все более ясно для
многих специалистов, подавляющее большинство
проблем любой организации
К
сожалению, далеко не всем организациям
удается достичь желаемого
Ясно,
что подразумевается такое
Английское слово "specification" можно перевести и как технические условия (ТУ), и как техническое задание (ТЗ), и как допуск, и как спецификация на чертеже. Также как "допуск", имея в виду, что это те требования потребителя, которые изготовитель должен удовлетворить, и что они согласовываются между потребителем и изготовителем на этапе заключения контракта.
В таком случае можно сказать, что У. Шухарт — основоположник системы корректирующих и предупреждающих действий, описанных в стандартах ИСО.
Справедливости ради стоит заметить, что сам У.Э. Деминг не пользовался вариантом PDCA и называл его "отвратительным", если верить примечанию Дж. Клаусона к письму от 12.01.2004 в сети Деминга (DEN:Connie's letter). Можно предположить, что этот вариант возник под влиянием книги К. Исикава и других японских источников при переводе их на английский. Но в этом случае надо учесть, что японские специалисты трактуют слово "check" гораздо шире, чем просто проверка: в него входит и изучение того, что получилось[1].
№ | Требования | Пункт ГОСТ Р ИСО 9001-2008 |
Принцип 1 – Постоянное улучшение | ||
1 | Организация ставит
своей целью повышение |
1.1 b |
2 | Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества , постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта. | 4.1 |
3 | Организация должна принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов. | 4.1 f |
4 | Высшее руководство
должно обеспечивать, чтобы политика
в области качества включала в
себя обязательство соответствовать
требованиям и постоянно |
5.3 b |
5 | Высшее руководство
должно обеспечивать планирование создания,
поддержания и улучшения |
5.4.2 a |
6 | Высшее руководство
должно назначить представителя
из состава руководства |
5.5.2 b |
7 | Анализ системы
менеджмента качества организации
в целях обеспечения ее постоянной
пригодности, достаточности и |
5.6.1 |
8 | Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя рекомендации по улучшению. | 5.6.2 g |
9 | Входные данные анализа со стороны руководства должны включать в себя все решения и действия, относящиеся к повышению результативности системы менеджмента качества и ее процессов. | 5.6.3 a |
10 | Входные данные анализа со стороны руководства должны включать в себя все решения и действия, относящиеся к улучшению продукции по отношению к требованиям потребителей. | 5.6.3 b |
11 | Организация должна
определить и обеспечивать ресурсы,
требуемые для внедрения и
поддержания в рабочем |
6.1 a |
12 | Организация должна
определить и обеспечивать ресурсы,
требуемые для повышения |
6.1. b |
13 | На соответствующих
стадиях должен доводиться систематический
анализ проекта и разработки в
соответствии с запланированными мероприятиями
с целью выявления любых |
7.3.4 b |
14 | Организация должна
планировать и применять |
8.1 |
15 | Мониторинг
восприятия потребителями может
включать в себя получение информации
из таких источников, как исследования
удовлетворенности |
8.2.1 примечания |
16 | Анализ данных должен представлять информацию, относящуюся к характеристикам и тенденциям процессов и продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий. | 8.4 c |
17 | Организация должна постоянно повышать результативность системы менеджмента качества посредством использования политики и целей в области качества. | 8.5.1 |
Принцип 2 – Лидерство руководителя | ||
1 | Высшее руководство должно обеспечивать наличие свидетельств принятия своих обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а так же постоянному улучшению ее результативности. | 5.1 |
2 | Высшее руководство должно обеспечивать определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности. | 5.2 |
3 | Высшее руководство должно обеспечивать соответствие политики в области качества предъявляемым требованиям. | 5.3 |
4 | Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая необходимые для выполнения требований к продукции. | 5.4.1 |
5 | Высшее руководство должно обеспечивать планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества. | 5.4.2 |
6 | Высшее руководство должно обеспечивать определение и доведение до сведения персонала организации ответственности и полномочий. | 5.5.1 |
7 | Высшее руководство
должно назначить представителя
из состава руководства |
5.5.2 |
8 | Высшее руководство
должно обеспечивать установление в
организации соответствующих |
5.5.3 |
9 | Высшее руководство
должно анализировать через |
5.6.1 |