Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:23, курсовая работа
Провозглашенная Конституцией Российской Федерации 1993 г. свобода рынка, в настоящее время, исходя из развития нормативно-правового регулирования для государственных органов, является приоритетной в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. Основным направлением жилищно-коммунальной реформы является переведение жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость и, как следствие, переход на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг населением.
Введение 3
1. Понятие, содержание и нормативно-правовые основы права граждан на коммунальное обслуживание 8
1.1. Понятие и содержание права граждан на коммунальное обслуживание 8
1.2. Нормативно-правовая регламентация обеспечения граждан жилищно-коммунальным обслуживанием 11
2. Содержание механизма предоставления гражданам
жилищно-коммунальных услуг 13
2.1. Структура и правовое содержание механизма предоставления гражданам жилищно-коммунального услуг 13
2.2. Правовое регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства 18
Заключение 30
Библиографический список 33
Содержание
Введение |
3 |
1. Понятие, содержание и нормативно-правовые основы права граждан на коммунальное обслуживание |
8 |
1.1. Понятие и содержание права граждан на коммунальное обслуживание |
8 |
1.2. Нормативно-правовая
регламентация обеспечения |
11 |
2. Содержание механизма предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг |
13 |
2.1. Структура и правовое
содержание механизма |
13 |
2.2. Правовое регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства |
18 |
Заключение |
30 |
Библиографический список |
33 |
Введение
Провозглашенная Конституцией
Российской Федерации 1993 г. свобода
рынка, в настоящее время, исходя
из развития нормативно-правового
В современных условиях
реформирования жилищно-коммунального
хозяйства, необходимости соблюдения
и обеспечения прав граждан основная
роль в регулировании предоставления
жилищно-коммунальных услуг отводится
административно-правовому
Необходимость привлечения
частного капитала в отрасль требует
существенных изменений в системе
взаимоотношений органов
Разработка обоснованного механизма управления жилищной сферой возможна лишь на нормативной основе. Заключение любого договора с подрядчиком и выдача конкретных заданий исполнителям должны соответствовать нормативному уровню обслуживания, определяемому системой научно обоснованных норм.
Применение того или иного нормативного уровня обслуживания требует различного ресурсообеспечения. Наряду с разработкой соответствующих норм и нормативов должна быть создана тарифная система, позволяющая оценить все виды проводимых работ с учетом их объема и качественных параметров и устанавливать конкретные тарифы в сфере жилищного хозяйства для расчета с потребителями и подрядчиками. Это особенно важно для определения стоимостного эквивалента выделенных уровней обслуживания.
Обеспечение деятельности монополий и формирование предсказуемой и долгосрочной политики в сфере тарифного регулирования становятся одной из ключевых задач органов государственной власти.
Неразработанность на теоретическом уровне ряда таких вопросов, как понятие и содержание права граждан на жилищно-коммунальное обслуживание при обеспечении достойного уровня жизни в системе конституционных прав и свобод, об особенностях нормативно-правового регулирования данного права, об особенностях и механизме предоставления качественного жилищно-коммунального обслуживания, механизма предоставления гражданам услуг на получение и использование энергии затрудняет процесс совершенствования административного и жилищного законодательства, а также законодательства иных отраслей права, регламентирующих предоставление и обеспечение жилищно-коммунальных услуг населению. Такое положение отрицательно сказывается на обеспечении конституционных гарантий социального государства и приоритета прав и свобод человека и гражданина, а также реализации существующих норм в правоприменительной практике.
Отмеченные и иные проблемы теории, законодательства и правоприменительной практики нуждаются в их научно-теоретическом изучении и оценке для выработки соответствующих предложений по совершенствованию правового регулирования института жилищно-коммунального обслуживания.
Несмотря на то, что отдельные проблемы жилищного права были предметом исследований как советского, так и современного периода, необходимо отметить, что все эти исследования проводились в рамках изучения либо гражданско-правовых аспектов правоотношений по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, либо в рамках исследования конституционного права на жилище, но специального исследования, посвященного проблемам совершенствования административно-правового регулирования обеспечения граждан Российской Федерации жилищно-коммунальным обслуживанием, не проводилось.
Изучением основ правового
регулирования обеспечения
Проблемы становления и эволюции правового статуса отдельных видов жилищно-коммунальных услуг на разных этапах существования отечественной государственности в российской правовой науке изучались М.М. Агарковым, А.В. Венедиктовым, К.А. Граве, О.С. Иоффе, М.С. Корнеевым, Д.И. Мейером, В.П. Павловым, И.А. Покровским, А.А. Титовым, Ю.К. Толстым, О.Н. Садиковым, Н. Савельевым, Е.А. Сухановым, Р.О. Халфиной, Л.Н. Чернышовым, Н.Ф. Шершеневичем, Е.Д. Шешениным и др.
Как в советской, так и в современной экономической науке имеется ряд работ, посвященных разработке отдельных вопросов оказания и повышения качества как всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства, так и отдельных их разновидностей таких ученых как Н.П. Бочаров, В.В. Бузырев, В.В. Бушуев, А.Г. Воронин, Ю.Ю. Галямов, Е.В. Егоров, Д.М. Жуков, С.В. Матиящук, Т.А. Позднякова, М.В. Потапова, Л.С. Ржаницына, С.К. Сиваев, В.С. Чекалин, А.С. Широков.
Несмотря на имеющиеся
отдельные работы по исследованию значения
и гарантированности прав граждан
на оказание им отдельных видов жилищно-коммун
Данная работа призвана восполнить указанный пробел и выявить место и роль механизма предоставления жилищно-коммунальных услуг при проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства и оказании жилищно-коммунальных услуг населению в административно-правовом регулировании реализации системы социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Объектом исследования является вся совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе административно-правового регулирования оказания жилищно-коммунальных услуг в Российской Федерации.
Предмет исследования —
нормы административного права,
посредством которых осуществля
Целью исследования является выявление особенностей административно-правового регулирования обеспечения граждан коммунальными услугами, систематизация и оценка законодательства Российской Федерации, решение актуальных проблем, связанных с обеспечением государством и предоставлением населению услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Для достижения поставленной цели были определены следующие основные задачи:
- исследовать специфику и способы правового закрепления права граждан на коммунальное обслуживание в Российской Федерации;
- проанализировать место и роль права на жилищно-коммунальное обслуживание как составляющей права на жилище в системе социально-экономических прав и свобод в Российской Федерации на современном этапе;
- систематизировать и дать характеристику нормативно-правовым основам права на коммунальное обслуживание с формально-юридической и содержательной стороны на современном этапе развития законодательства;
- раскрыть понятие, содержание и элементы механизма реализации права гражданина на коммунальное обслуживание;
- показать правовое регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- рассмотреть проблемы правового регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и предложить пути их решения.
Методологической основой настоящего исследования являются общенаучные и частнонаучные методы исследования: системный подход, исторический, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-юридический, функциональный и другие методы.
Нормативную базу исследования
административно-правового
Структура работы отражает цель и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения, а также списка использованной литературы и нормативно-правовых актов.
1. Понятие,
содержание и нормативно-
на коммунальное обслуживание
Эволюция конституционного регулирования права на жилище и жилищно-коммунальное обслуживание имеет свою специфику. Она выражается в том, что исследованию различных аспектов проблемы сущности и содержания права граждан на жилище придавалось традиционно важное значение не только в теории гражданского и жилищного права, но и в теории и истории государства и права (с позиции рассмотрения места права на жилище в системе прав и свобод человека), в конституционном (государственном) праве (исходя из последовательного закрепления права граждан на жилище, начиная с 1977 г. в конституциях СССР, РСФСР и Российской Федерации как вида социально-экономических прав) и в праве социального обеспечения (с точки зрения рассмотрения права граждан на жилище в системе мер социальной поддержки населения). При этом, изучая право на жилище, исследователи практически не изучали саму природу данного права, также как и природу права на коммунальное обслуживание.
Изучив многообразие существующих в науке точек зрения на природу и содержание права на жилище1, можно предложить следующую его структуру:
- владение, пользование, распоряжение жилыми помещениями;
- пользование общим имуществом собственников помещений;
- содержание и ремонт жилых помещений;
- переустройство и
перепланировка жилых
- управление многоквартирными домами;
- создание и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
- предоставление коммунальных услуг;
- внесение платы
за жилое помещение и
- контроль за использованием
и сохранностью жилищного
Роль права на коммунальное обслуживание в системе составляющих права на жилище является существенной. Право на жилищно-коммунальное обслуживание есть совокупность следующих правомочий: возможность граждан получать жилищно-коммунальные услуги, нести обязанности по оплате указанных услуг; защищать свои нарушенные права на жилищно-коммунальное обслуживание2.
Как составляющую права на жилище, право на коммунальное обслуживание обеспечивают органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые создают условия для осуществления данного права. Таким образом, указанное право признано государством за всеми гражданами Российской Федерации и в отношении указанных лиц органы государственной власти и органы местного самоуправления должны создавать условия для его осуществления. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации, оказывающие коммунальные услуги, являются традиционными участниками жилищных правоотношений, однако, в ходе реформирования жилищной сферы их права и обязанности существенно изменились. Государство приняло на себя обязанность по созданию условий для осуществления гражданами права на коммунальное обслуживание, поскольку не может быть права без соответствующей обязанности и, наоборот, обязанности без корреспондирующего ей права.
Право граждан Российской Федерации на жилище, а вместе с ним и на коммунальное обслуживание по содержанию есть право социальное и является одним из основных прав, составляющих основу правового статуса граждан Российской Федерации.
Социальные права призваны обеспечивать человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность, поскольку человек может быть свободен только тогда, когда он защищен от нищеты и произвола властей. Но во многих странах, в том числе и в России, подобные нормы носят пока декларативный характер.
Информация о работе Правовое регулирование предоставления ЖКУ