Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:23, курсовая работа
Провозглашенная Конституцией Российской Федерации 1993 г. свобода рынка, в настоящее время, исходя из развития нормативно-правового регулирования для государственных органов, является приоритетной в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. Основным направлением жилищно-коммунальной реформы является переведение жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость и, как следствие, переход на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг населением.
Введение 3
1. Понятие, содержание и нормативно-правовые основы права граждан на коммунальное обслуживание 8
1.1. Понятие и содержание права граждан на коммунальное обслуживание 8
1.2. Нормативно-правовая регламентация обеспечения граждан жилищно-коммунальным обслуживанием 11
2. Содержание механизма предоставления гражданам
жилищно-коммунальных услуг 13
2.1. Структура и правовое содержание механизма предоставления гражданам жилищно-коммунального услуг 13
2.2. Правовое регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства 18
Заключение 30
Библиографический список 33
2.2. Правовое регулирование
в сфере жилищно-коммунального хозяйства
В последние годы проблемы, связанные
с функционированием жилищно-
Следовательно, системный характер проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве требует серьезных политических и экономических решений на государственном уровне. Именно поэтому государственное регулирование публичных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях рынка играет особую роль, так как рынок жилья является одним из самых значительных секторов рыночной экономики, способствует быстрому и свободному перемещению капитала. Но в Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 г.8 констатируется, что общее состояние жилищно-коммунального хозяйства страны не отвечает современным требованиям. Динамика правонарушений, выявленных государственной жилищной инспекцией, свидетельствует о том, что жилищный фонд остро нуждается в ремонте и все более ветшает, наблюдается постоянное снижение качества оказываемых коммунальных услуг, не контролируются обоснованность и достоверность установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги, не проводится экспертиза их экономической обоснованности, не осуществляется конкурсный отбор организаций на выполнение работ по оказанию данных услуг населению и т.п. Только за 2007 г. в два раза увеличилось число жалоб от населения. Судя по динамике их поступления в 2008 г. и соотношению с числом поступивших за аналогичный период прошлого года, в 2009 г. ожидается увеличение числа жалоб уже в три раза, что говорит о быстро нарастающем кризисе в жилищно-коммунальном хозяйстве9. Очевидно, что состояние и специфика жилищно-коммунального хозяйства, его функционирование на современном этапе требуют новых подходов к реформированию.
И поскольку жилищно-коммунальное хозяйство является сферой, непосредственно связанной с благосостоянием населения, удовлетворением его жизнеобеспечивающих потребностей, главной задачей государства сейчас является достижение равновесия между интересами государства и человека, снятие социальной напряженности, достижение конечной цели - повышение качества жизни людей10.
Итак, жилищно-коммунальное хозяйство
- это многофункциональный
При наличии ряда общих родовых признаков с другими отраслями социально-экономического характера, жилищно-коммунальные услуги имеют видовое своеобразие, т.к. непосредственно связаны с воспроизводством жилищного фонда, который в значительной мере определяет ход экономических, социальных, демографических и политических процессов.
Жилищно-коммунальное хозяйство, являясь одной из важнейших отраслей обслуживания, представляет собой наиболее крупную часть народного хозяйства, основой его развития является рост населенных пунктов и потребности населения в услугах жилищно-коммунального хозяйства.
В настоящее время
в системе жилищно-
Согласно проведенным исследованиям, жилищно-коммунальное хозяйство имеет ряд особенностей, которые отличают его от других отраслей. Так, специфическими чертами отрасли являются следующие:
- местный характер
деятельности жилищно-
- процессы производства
и потребления продукции (
- предприятия жилищно-
- нецелесообразность
предоставления коммунальной
- наличие резерва мощностей коммунальных предприятий, связанных с их ориентацией на максимальный уровень потребления услуг;
- независимость численности
основного эксплуатационного
- отличная от других
отраслей структура основных
фондов, при которой удельный
вес пассивной части в 2 раза
выше, чем на промышленных
- особенная структура
затрат на производство коммуна
- многоотраслевой (более 30 отраслей) характер;
- высокая доля муниципальной
собственности на земельные
- конечным потребителем услуг являются домохозяйства, коммерческие и некоммерческие организации, органы власти12.
Следует обратиться к проблеме эффективности сложившихся организационно-правовых форм органов исполнительной власти в процессе их практической деятельности, динамике их преобразований на региональном уровне.
Так, на федеральном уровне к органам исполнительной власти, осуществляющим управление жилищно-коммунальным хозяйством, относятся Правительство РФ, Минрегион России, Росстрой и Ростехнадзор. Функции государственного контроля за деятельностью органов, занятых эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилья и предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг, возложены на Государственную жилищную инспекцию Российской Федерации. Она состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных жилищных инспекций субъектов Федерации.
Учитывая особую значимость стабильности функционирования жилищно-коммунального хозяйства как системы жизнеобеспечения, дальнейшего повышения качества коммунальных услуг, а также постоянный рост правонарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утверждается, что функции государственного контроля, осуществляемого в жилищно-коммунальном хозяйстве, требуют усиления их правовой регламентации и совершенствования юрисдикционной деятельности государственных органов.
На региональном уровне реализацию функций публичной власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляет администрация субъекта Российской Федерации. Как орган исполнительной власти общей компетенции администрация обеспечивает организацию исполнения единой государственной жилищной политики, осуществление связи органов государственной власти с органами местного самоуправления, регулирование, информационно-правовое обеспечение, финансирование, контроль и надзор. Органами отраслевой компетенции в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются ее структурные подразделения (департаменты, комитеты), находящиеся в подчинении заместителей главы администрации.
Стоит напомнить, что жилищно-коммунальное хозяйство находится в состоянии реформирования. Вместе с тем рост правонарушений, выявленных Государственной жилищной инспекцией Российской Федерации, свидетельствует о том, что жилищный фонд остро нуждается в ремонте и все более ветшает, что говорит о быстро нарастающем кризисе в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Таким образом, современная
стратегия реформы жилищно-
Необходимо обратить
внимание, что проблема устранения
пробелов в существующей правовой базе,
регулирующей отношения в сфере жилищно-
Установлено, что качество нормативно-правовой основы, ее полнота и степень соответствия особенностям регулируемого объекта обусловливает эффективность управления жилищно-коммунальным хозяйством. Но практика показывает, что как на федеральном, так и на региональном уровнях отсутствуют последовательные и скоординированные меры по реализации новой модели экономических взаимоотношений, структурных изменений в жилищно-коммунальном хозяйстве на региональном уровне в свете административной реформы. Обращает на себя внимание отсутствие ряда необходимых норм в новом законодательстве, в том числе регулирующих порядок организации управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающих нормативно-правовое сопровождение реформы, механизм ее реализации.
В итоге реформа осуществляется с различными нарушениями в виде несоблюдения федеральных стандартов, превышения роста стоимости жилищно-коммунальных услуг, неустойчивого функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства и т.д. В этой связи реформа жилищно-коммунального хозяйства нуждается в координации деятельности субъектов Российской Федерации по ее проведению и комплексном подходе к построению правовой базы, регулирующей отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а законодательное сопровождение реформ требует постоянной нормотворческой деятельности.
Положение о том, что
низкое качество правовой основы, регулирующей
публично-правовые отношения в сфере жилищно-
Итак, мы определили, что управление жилищно-коммунальным хозяйством относится к ведению субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а участие государства заключается в нормативном регулировании, координации, контроле и обеспечении прав и законных интересов субъектов управления, определении приоритетов в структурной политике, лицензировании, регистрации и пр. Схема управления в жилищно-коммунальном хозяйстве на муниципальном уровне схематично изображена на рисунке 116.
Тем не менее сегодня жилищно-
Отметим, что создание конкурентной среды в жилищной сфере ключевым образом зависит от эффективного разделения функций и формирования договорных отношений между собственниками жилищного фонда (или организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.
Анализ положений о структурных подразделениях администраций субъектов Федерации, выполняющих функции жилищно-коммунального хозяйства, показал, что, так же как и на федеральном уровне, практически у всех субъектов Федерации в компетенционных актах отсутствуют цели, недостаточно полно и четко определены задачи и функции органов управления, наблюдается подмена этих терминов, имеют место значительные расхождения в формулировках как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. В этой связи предложены возможные формулировки целей управления жилищно-коммунальным хозяйством в Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 гг.17 и в положениях об органах исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Рис. 1. Схема управления в жилищно-коммунальном хозяйстве
на муниципальном уровне
На практике органы местного самоуправления принимают решения об увеличении ставок и тарифов оплаты за жилищно-коммунальные услуги. При этом никаких преобразований и мероприятий в сфере жилищно-коммунальных услуг с целью снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг и выявления необоснованных затрат в жилищно-коммунальном хозяйстве и, как следствие этого, снижения тарифов не проводят. Вышеперечисленные проблемы приводят только к росту тарифов и ставок, тем самым вызывают негативное отношение со стороны населения.
Информация о работе Правовое регулирование предоставления ЖКУ