Премии в области качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:55, реферат

Описание

В реферате представлен обзор мировых премий качества: премии Деминга, национальной премии качества Малколма Болдриджа, Европейской и Японской премий качества, а также премии Правительства Российской Федерации в области качества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КОНКУРСОВ КАЧЕСТВА 4
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВЫХ ПРЕМИЙ КАЧЕСТВА 5
2.1. Премия Деминга (Deming Application Prize - DAP) 5
2.2. Национальная премия качества Малколма Болдриджа (Malcom Baldrige National Quali-ty Award — MBNQA) 8
2.3. Европейская Премия Качества (The European Quality Award - EQА) 12
2.4. Японская премия качества 15
2.5. Российская премия качества (Премия Правительства РФ в области качества) 17
3. НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ НАГРАДЫ ЗА КАЧЕСТВО 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24

Работа состоит из  1 файл

премии качество.docx

— 183.77 Кб (Скачать документ)

Результаты деятельности компании оцениваются степенью:

  • удовлетворения людей, т.е. удовлетворенности сотрудников компании (внутреннего потребителя) условиями и результатами своей работы в компании, выражающейся в тех чувствах, которые они питают к той организации, в которой работают;
  • удовлетворения потребителя, которое оценивается восприятием внешним потребителем (прямым и косвенным) как самой компании, так и ее продукции или сервиса;
  • воздействия на общество, оцениваемого тем, как общество воспринимает компанию в целом, т.е. мнение различных людей и организаций на роль компании в обеспечении качества жизни людей, соприкасающихся с результатами ее работы, в сохранении окружающей среды, включая сохранение ресурсов мирового масштаба;
  • деловых результатов (результатов бизнеса), оцениваемых степенью соответствия фактических результатов бизнеса компании запланированным ею к исполнению.

Основная идея оценочной  модели EQA, приведенной на рис. 4, состоит  в том, что удовлетворение покупателей, удовлетворение рабочих, и влияние на общество достигаются через лидерство в политике и стратегии, управлении персоналом, ресурсами и процессами, приводящее в конце концов к выдающимся результатам в бизнесе.

Критерии результатов  имеют отношение к тому, что  компания достигла в настоящий момент, а процессы, которые в приведенной модели являются выходом критериев возможности компании, - средства, посредством которых компания управляет своими рабочими для получения результатов. Другими словами, процессы и люди - это возможности компании, обеспечивающие ей получение результатов.

Для оценки компании на премию девяти критериям модели должна быть приписана относительная ценность. Возможности и результаты, как  видно из рис. 4, оцениваются в одинаковой степени, т.е. по 50 %.

Процесс оценки претендента на премию EQA осуществляется командой экспертов, состоящей из шести человек, каждый из которых предварительно прошел идентичную подготовку, обеспечив тем самым максимальную согласованность в подсчете очков. В качестве экспертов используются ученые университетов и профессионалы в области качества из числа опытных менеджеров западноевропейских фирм. Команда экспертов изучает представленные претендентами документы и оценивает их по критериям, приведенным на рис. 4 (от 1 до 1000 очков). Так, максимальное число очков за "Политику и Стратегию", как видно из рис. 4, может быть 80, в то время как за "Удовлетворение потребителя" - 200. Удовлетворение покупателей имеет наивысшую оценку - 20 %. Люди (включая управление людьми и их удовлетворение) набирают 18 %. Результаты бизнеса - 15% - следующий из наиболее важных критериев, позволяющий: компании преуспевать в решении:

  • своих финансовых целей и задач;
  • своих нефинансовых целей и задач: это может иметь отношение к внутренним процессам и усовершенствованию продуктов/сервиса, жизненно необходимых для преуспевания компании.

С 1994 г. EQA включает:

- Европейскую Награду за качество (The European Quality Award), которой награждается наиболее успешный исполнитель TQM в Западной Европе. Награда находится у победителя номинально в течение одного года.

- Европейские призы за качество (The European Quality Prizes), присуждаемые тем компаниям, которые продемонстрировали выдающееся мастерство в управлении качеством, как их основного процесса в непрерывном улучшении.

Презентация победителей  проводится на Форуме Европейского Управления Качеством - EFQM. Победитель признается лучшей компанией Западной Европы в текущем году, продемонстрировавшей наиболее успешное практическое применение TQM в конкретных для данной компании условиях. Победителю предоставляется возможность использовать знак награды EFQM и в рекламных целях.

Признание достижений победителя в TQM позволяет считать его образцовым поставщиком. После присуждения награды победитель делится опытом по TQM на конференциях и семинарах, организуемых EFQM, что служит отличной рекламой для повышения статуса компании как лидера в Западной Европе по TQM. Результатом, как правило, является приток новых покупателей и расширение возможностей для бизнеса.

За годы своего существования  в конкурсе на соискание Европейской  премии качества приняло участие несколько сотен организаций практически изо всех европейских стран, представителей самых разнообразных сфер бизнеса, а также некоммерческого сектора (учебные заведения, учреждения здравоохранения и государственных органов власти). Среди победителей последних лет компании Siemens, Bosch, Nokia, Volvo, Yellow Pages, TNT и многие другие признанные мировые лидеры.

 

2.4. Японская премия качества

 

Японская премия качества (Japan Quality Award – JQA) разработана на базе Критериев Болдриджа и адаптирована к японской практике менеджмента. Японская премия качества вобрала в себя лучшее из современных подходов к управлению и разрабатывается с учетом практического опыта применения систем контроля и управления качеством во всем мире. Японскую премию качества часто противопоставляют премии Деминга, и эти конкурсы рассматриваются как конкурирующие между собой. Однако это не совсем так. Концепции этих двух премий имеют принципиальные различия. В то время как большинство организаций, участвующих в конкурсе Деминга, нацелены на завоевание премии, компании-соискатели Японской премии качества не стремятся именно к победе. Комитет конкурса позиционирует премию как модель для самооценки организации, как часть процесса непрерывного совершенствования.

С 1996 г. Японская премия вручается  организациям, достигшим высоких  результатов в построении качественной системы управления, ориентированной на потребителя. Премия качества ежегодно вручается по трем категориям, в зависимости от специфики организации-участника: промышленной производство, сфера обслуживания, малый и средний бизнес. В каждой категории участников вручается не более двух премий. С 2003 г. наряду с частными компаниями в конкурсе могут принимать участия муниципальные организации. Этот шаг был сделан с целью повысить уровень менеджмента в некоммерческом секторе.

Еще одна особенность JQA – в отличие от многих национальных премий в области качества, японская премия управляется не правительством, а самим бизнес-сообществом. Каждая заинтересованная организация может вступить в Совет JQA. Сегодня Совет включает представителей 14 региональных советов и состоит из 373 постоянных членов. Сейчас большинство префектур Японии вручают свои премии качества.

Модель Японской премии качества построена на взаимосвязи восьми основных категорий:

  1. лидерство и принятие решений,
  2. социальная ответственность в управлении,
  3. понимание клиентов и рынка и работа с ними,
  4. разработка и реализация стратегии,
  5. обучение и развитие персонала,
  6. процесс создания ценностей,
  7. информационный менеджмент,
  8. результаты работы.

Принцип оценки организации в системе JQA — определение уровня зрелости системы управления компании. Подход к оценке менеджмента, предлагаемый Японским центром производительности для социально-экономического развития (JPC-SED), предполагает шесть уровней зрелости менеджмента.

Модель уровней  зрелости основывается на шкале зрелости менеджмента, предложенной Филиппом Кросби в книге «Качество — это свобода». Уровни зрелости Кросби представляют оценочную схему, включающую пять стадий с соответствующим описанием индикаторов качества (рис. 5). Оценочные таблицы премии Малколма Болдриджа разработаны на базе схемы Кросби, а уровни зрелости в японской премии основаны на оценочных таблицах премии Болдриджа.

Рис. 5. Уровни зрелости менеджмента

Уровень развития менеджмента (от D до AAA) определяется количеством  баллов, набранных организацией в  процессе оценки в соответствии с  категориями модели JQA.

Лучшие организации определяют в три этапа (рис. 6):

Первый этап — рассмотрение отчетов организаций-соискателей независимыми экспертами. Эксперты выставляют баллы по основным оценочным категориям и группам показателей, определяют сильные и слабые стороны деятельности организации, возможности первоочередных улучшений, делают предварительные комментарии для конкурсантов.

Второй этап — обсуждение отчетов всеми членами экспертной команды, пересмотр и корректировка оценок и комментариев. Лучшие организации остаются участниками конкурса.

Третий этап — обследование организаций на местах для подтверждения оценок, полученных на предыдущих стадиях конкурса. На основании результатов анализа отчетов и обследования на местах эксперты готовят итоговые заключения.

 

Рис. 6. Схема проведения конкурса JQA

За семь лет более 100 компаний приняли участие в конкурсе. Среди  них NEC, Ricoh, Fuji-Xerox, IBM Japan, Pioneer и другие компании с мировым именем. Опыт этих организаций, их оригинальные подходы к улучшению системы менеджмента, получили широкое признание в бизнес-сообществе Японии.

Информация о работе Премии в области качества продукции