Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:55, реферат
В реферате представлен обзор мировых премий качества: премии Деминга, национальной премии качества Малколма Болдриджа, Европейской и Японской премий качества, а также премии Правительства Российской Федерации в области качества.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КОНКУРСОВ КАЧЕСТВА 4
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВЫХ ПРЕМИЙ КАЧЕСТВА 5
2.1. Премия Деминга (Deming Application Prize - DAP) 5
2.2. Национальная премия качества Малколма Болдриджа (Malcom Baldrige National Quali-ty Award — MBNQA) 8
2.3. Европейская Премия Качества (The European Quality Award - EQА) 12
2.4. Японская премия качества 15
2.5. Российская премия качества (Премия Правительства РФ в области качества) 17
3. НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ НАГРАДЫ ЗА КАЧЕСТВО 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24
2.5. Российская премия качества (Премия Правительства РФ в области качества)
Премия Правительства РФ в области качества вручается с 1997 года. В отличие от многочисленных как общероссийских, так и региональных конкурсов, направленных на оценку качества отдельных товаров, конкурс на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества направлен на оценку организации в целом: ее деятельности по качеству и результатов, достигнутых организацией в области качества.
Начиная с 2006 года, Премия присуждается по трем категориям организаций, в зависимости от их численности:
Постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премий принимается, как правило, ко Всемирному дню качества (второй четверг ноября).
Согласно Положению о премиях, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.99 № 206, в редакциях Постановлений Правительства Российской Федерации от 14.01.2002 № 9, от 13.01.2005 № 18, от 10.05.2006 № 279, «премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества».
Определение порядка проведения конкурса, экспертизы материалов и подготовку предложений по присуждению премий осуществляет Совет по присуждению премий Правительства РФ в области качества, образованный Министерством промышленности и торговли РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.01. 2005 № 18 (в редакции от 04.02.2009 № 88). Этим же постановлением организационно-техническое обеспечение деятельности Совета возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Ежегодно присуждается не более 12 премий, из которых: не более 3 премий - организациям с численностью работающих не более 250 человек; не более 3 премий - организациям с численностью работающих от 250 человек до 1000 человек; не более 6 премий - организациям с численностью работающих свыше 1000 человек. Премия представляет собой диплом Правительства Российской Федерации и приз установленного образца.
На участие в конкурсе могут претендовать организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство продукции и оказание услуг. Организации, занимающиеся производством вооружений, военной и специальной техники, могут представлять на конкурс материалы только в области качества продукции гражданского назначения.
Организации-лауреаты имеют право на повторное участие в конкурсе не ранее чем через 5 лет после присуждения премии.
Критерии и модель премии Правительства РФ в области качества гармонизированы с критериями и моделью Европейской премии качества с некоторым различием в весовых коэффициентах, отражающих специфику российского бизнеса. А именно, общий балл по группе "Возможностей" выше, чем по группе результатов: соответственно 550 и 450 баллов. Это указывает на то, что сегодня для российского бизнеса возможности или потенциал организации более важные показатели, чем зачастую скромные и необъективные результаты. Ниже на рис. 7. и в табл.1 приведены модель и критерии Российской премии качества.
Рис. 7. Модель премии Правительства РФ в области качества 2011 года Таблица 1. Содержание критериев премии Правительства РФ по качеству, 2011 г. | ||
Критерии и оценочные элементы |
Баллы | |
1. Лидирующая роль руководства |
100 | |
1а. Определение |
20 | |
1б.* Вовлечение руководителей в деятельность, обеспечивающую разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента организации. |
20 | |
1в. Участие руководителей в работе с потребителями, партнерами и другими внешними заинтересованными |
20 | |
1г.* Мотивация, поддержка и |
20 | |
1д. Определение и поддержка
руководителями инноваций и |
20 | |
2. Политика и стратегия |
100 | |
2а. Определение существующих
и будущих потребностей и |
25 | |
2б.* Использование информации, полученной
в результате измерений, |
25 | |
2в. Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии. |
25 | |
2г. Развертывание и доведение политики и стратегии в рамках структуры ключевых процессов. |
25 | |
3. Персонал |
100 | |
3а. Планирование, управление и улучшение работы с персоналом. |
20 | |
3б.* Определение, развитие и |
20 | |
3в.* Вовлечение персонала в |
20 | |
3г. Общение персонала в |
20 | |
3д.* Поощрение персонала и забота о нем. |
20 | |
4. Партнерство и ресурсы |
125 | |
4а. Партнеры и поставщики. |
25 | |
4б. Финансовые ресурсы. |
25 | |
4в. Инфраструктура и |
25 | |
4г.* Технологии. |
25 | |
4д.* Информация и знания. |
25 | |
5. Процессы, продукция и услуги |
130 | |
5а. Систематическое |
25 | |
5б. Проектирование и разработка продукции и услуг на основе ожиданий потребителей |
30 | |
5в. Продвижение продукции и услуг на рынок. |
25 | |
5г. Производство, поставка и
последующее обслуживание |
25 | |
5д.* Менеджмент и улучшение |
25 | |
6. Удовлетворенность |
185 | |
6а. Показатели восприятия |
135 | |
6б. Показатели работы |
50 | |
7. Удовлетворенность персона |
90 | |
7а. Показатели восприятия |
65 | |
7б. Показатели работы |
25 | |
8. Влияние организации на |
70 | |
8а. Показатели восприятия |
20 | |
8б. Показатели работы |
50 | |
9. Результаты работы организации |
100 | |
9а. Финансовые показатели |
50 | |
9б. Качество продукции (услуг) |
50 | |
Общая оценка |
1000 | |
Примечание: значок "*" означает, что данная составляющая критерия не применяется для оценки организации с численностью работающих не более 250 человек. |
Премии Правительства Российской Федерации в области качества присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества. Результаты работы организаций в области качества, отражаемые в представляемых на конкурс материалах, принимаются к рассмотрению при условии, что они были реализованы на практике не менее чем за год до объявления конкурса. Участие организации в конкурсе добровольное.
Критерии присуждения премии и порядок проведения конкурса устанавливаются в Руководстве для организаций - участников конкурса.
Организации, желающие принять участие в конкурсе или осуществить самооценку на основе критериев премии, могут ознакомиться с Руководством для организаций - участников конкурса на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или получить брошюру в Секретариате Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества.
За семь лет проведения конкурса было получено более 800 заявок на участие в конкурсе из 67 субъектов Российской Федерации. Среди победителей последних лет ОАО "Нарзан", ОАО "Кондитерский комбинат "Кубань", ОАО "Северсталь", ОАО "Ивтелеком", ОАО "Лакокраска", ГУП “Адмиралтейские верфи”, ГП гостиница “Националь”, ЗАО “Победа/Knauf”, ГУП “Производственное объединение “Октябрь”, ЗАО “Кондитерская фабрика имени Н.К.Крупской”, ОАО “Пивоваренный завод “Балтика”, АООТ “Московский завод “Кристалл”, ЗАО “Невская косметика”, АООТ «Электросила» и другие.
Информация о лауреатах премии Правительства Российской Федерации в области качества ежегодно публикуется в центральных, региональных средствах массовой информации, журналах «Стандарты и качество», «Сертификация», «European Quality» и других.
3. Некоторые национальные награды за качество
Барбадосская национальная награда за качество Великобритании для промышленности (Barbados National Quality Award to Industry) основана в 1976 г. за управление качеством, а в 1990 г. за качество продукции.
Награда учреждена в 1970-х годах для того, чтобы показать промышленному сектору важность качества и признать компании, достигшие выдающихся успехов в области качества. Награда является государственной; она была сформулирована и предложена Барбадосским национальным институтом стандартов.
Критерии оценки: проверочная анкета, разработанная Барбадосским национальным институтом стандартов, используется для получения информации о состоянии качества на предприятии. Эта анкета содержит 35 характерных вопросов. Ее элементы: