Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:16, курсовая работа
Объектом исследования является ОАО «Ульяновский автомобильный завод».
Анализ основных этапов построения СМК в организации невозможен без рассмотрения следующих задач данной курсовой работы:
- изучение организации в целом и её потребителей;
- выявление требований потребителей и заинтересованных сторон и показателей их измерения;
Введение 4
1. Характеристика ОАО «Ульяновский автомобильный завод» 6
1.1. История развития ОАО «УАЗ» 6
1.2. Политика ОАО «УАЗ» в области качества 7
1.3. Сведения о Департаменте управления качеством ОАО «УАЗ» 9
1.4. Анализ текущего состояния на предприятии 10
1.5. Вовлечённость персонала 12
1.6. Основные проблемные вопросы, влияющие на проект разработки, внедрения и сертификации СМК 14
2. Разработка СМК на ОАО «УАЗ» 19
2.1. Подготовительный этап разработки СМК 19
2.1.1. Цели внедрения СМК на ОАО «Ульяновский автомобильный завод» 19
2.2.2. Анализ заинтересованных сторон 21
2.2.3. Выбор ОС 24
2.2.4. Определение различных групп обучаемых по вопросам СМК, их очередность, содержание обучения 27
2.3. Проектирование СМК 29
2.3.1. Выявление и описание бизнес-процессов и процессов СМК. Формирование процессной модели 29
2.3.2. Формирование организационной структуры СМК 33
2.3.3. Цели и политика в области качества 35
2.4. Документирование СМК 38
2.5. Внедрение системы менеджмента качества 42
2.6. Сертификация СМК 45
2.7. Планирование и проведение работ по внедрению СМК 49
Заключение 54
Библиографический список 55
Работник мотивирован
Но на пути всех работ, связанных с СМК, менеджеры сталкиваются не только с вопросами мотивации, но и другие, не менее серьезными проблемами.
Исследование характеристик деятельности ОАО «УАЗ» позволило выявить основные проблемные вопросы, возникающие при организации и проведении работ, связанных с формированием СМК. Часть из них можно отнести к общим, присущих предприятию:
Следствием общих проблем
Решение внешних проблем является прерогативой повсеместной государственной политики в области качества, поскольку без создания научно-методического центра, занимающегося данными вопросами, не обойтись. Положение усугубляется дефицитом специалистов-разработчиков, недостатком финансовых средств, выделяемых государством на эти цели, отсутствием пропаганды важности и практической пользы от внедрения СМК.
Способы решения других причин построения неэффективной СМК на предприятии представлены в таблице 2.
Таблица 3. Способы решения проблем построения эффективной СМК
Причины |
Решения |
Построение только «бумажной» СМК |
Привести документацию СМК в соответствие реально существующим процессам и требованиям стандарта |
Создание СМК отдельно от общей системы управления |
Внедрить показатели эффективности СМК в общую систему управления |
Поверхностная разработка процедур СМК |
Увеличить сроки разработки процедур СМК. Данную деятельность должны осуществлять владельцы процесса совместно со службой качества |
Формальное проведение аудитов |
Проверять процессы и степень их документированности, а не наоборот |
Формальное или отрицательное
отношение сотрудников к |
Разработать методику обучения, основанную на тренингах, деловых играх и обязательной аттестации в конце обучения |
Отрицательное отношение сотрудников к аудитам СМК и внедрению изменений |
Изменить отношение к аудитам: аудит – это не проверка и наказание за несоответствия, а помощь в вопросах улучшения деятельности |
Нежелание сотрудников изучать документы СМК |
Руководству необходимо внести в корпоративную культуру идею повсеместного и постоянного улучшения качества, посредством мотивации и стимулирования сотрудников, в первую очередь лидеров в деятельности по качеству |
Руководство поручает разработку и внедрение СМК только службе качества |
Руководству необходимо пройти обучение основам менеджмента и экономики качества, внедрить в университете систему учета затрат на качество, например, PAF-модель (предупреждение, оценка, отказ), активно участвовать на всех этапах формирования СМК и широко пропагандировать важность СМК |
Непонимание руководством своей роли при построении СМК |
Необходимость внедрения эффективной
системы менеджмента качества на ОАО «УАЗ»
очевидна.
Цель внедрения СМК построение такой системы управления, которая обеспечит условия для её постоянного улучшения, что будет означать для системы стабильную работу над качеством с одной стороны, а с другой — на основе СМК раскроет инновационный потенциал предприятия. СМК позволит гибко реагировать на переменчивые требования потребителей, и производить продукцию, которая будет конкурентоспособна в своем секторе рынка.
Внедрение СМК - показатель надежности, гарантирующий производство предприятием продукции (услуг) не только в соответствии с утвержденной технологией, законодательством, но и с индивидуальными требованиями потребителя или заказчика, удовлетворение ожиданий и потребностей которого и ставятся основной целью СМК. Целью внедрения СМК на предприятии является достижение следующих преимуществ, которые помогут быть первыми на своем рынке:
- преимущество при участии в тендерах, конкурсах. При заключении контрактов с зарубежными партнерами или с государственными структурами, организации, имеющие сертификат СМК, являются наиболее предпочтительными партнерами.
- внедрение системы менеджмента качества вызывает рост доверия со стороны юридических, инвестиционных компаний, контролирующих организаций. Словом, со стороны всех организаций, с которыми приходится взаимодействовать в ходе деятельности.
- сертификат СМК ИСО 9000 позволяет экономить на страховании, проще получать кредиты, поскольку наличие сертификата СМК для банков и страховых компаний означает высокую надежность компании и низкие риски вложения средств в них.
Цель внедрения СМК - высокая конкурентоспособность - достигается в несколько этапов, которые организация проходит на пути к заветному сертификату. Организация получает, кроме перечисленных преимуществ, ещё и такие ощутимые выгоды, как имидж компании, работающей по международным стандартам, повышение стабильности на рынке. Вследствие внедрения четко работающей СМК, эффективность производственных процессов повышается, качество продукции улучшается.
В современном понимании, для потребителя качество – это сбалансированное соотношение качества и стоимости товара или услуги, включая удобство доставки товара и обслуживание после продажи. Идеальной считается низкая цена при высоком качестве. Для инвесторов и владельцев понятие качества связано с увеличением прибыли и увеличением налогов, операционных затрат. В идеале – сокращение себестоимости и повышение цены на продукт. Для поставщика – это стабильные заказы, приемлемая закупочная цена, заключенные долгосрочные контракты на закупку по выгодным ценам. Для сотрудников – это удовлетворенность работой, рост компетентности, высокий уровень оплаты труда, социальные гарантии со стороны работодателя. Цель внедрения СМК в соответствии с ISO 9001 - найти оптимальное соотношение интересов сторон, имеющих разные цели. Только гармоничное согласование интересов всех сторон взаимоотношений достигнет цели внедрения СМК - долговременного успеха.
Цели внедрения на предприятии СМК основе стандартов ИСО серии 9000 достигаются следующие:
- получение модернизированной организационной структуры управления, рост ее эффективности;
- получение чёткого распределения полномочий и ответственности, регулирование взаимодействий между подразделениями и исполнителями;
- достижение увеличения объема сбыта продукции;
- уменьшение непроизводительных затрат путем исключения брака, производственных потерь, рекламаций;
- оперативное реагирование на колебания рынка.
У каждой организации есть заинтересованные в её деятельности стороны, каждая из которых имеет свои потребности и ожидания.
Заинтересованные стороны организаций включают:
Потребности и ожидания
Успех организации зависит от понимания и удовлетворения текущих и будущих потребностей и ожиданий нынешних и потенциальных потребителей и конечных пользователей, а также от понимания и учёта потребностей и ожиданий других заинтересованных сторон.
Для понимания и удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон организации необходимо:
Для удовлетворения потребностей и
ожиданий потребителей и конечных пользователей
руководству организации
Примеры потребностей и ожиданий потребителей и конечных пользователей продукции организации:
Организации следует определить потребности и ожидания своих работников в признании их деятельности, удовлетворенности работой, а также в их развитии. Такое внимание помогает обеспечивать наиболее полное вовлечение и наиболее сильную мотивацию работников.
Организации следует определить финансовые и другие результаты, отвечающие установленным потребностям и ожиданиям владельцев и инвесторов.
Руководству необходимо учитывать потенциальные выгоды для организации от установления партнерства с поставщиками с целью создания ценности для обеих сторон. Партнерство следует базировать на основе совместной стратегии, обмена знаниями, а также на распределении доходов и убытков.
При установлении партнерских отношений организации следует:
определить основных поставщиков и другие организации в качестве потенциальных партнеров;
совместно достичь четкого понимания потребностей и ожиданий потребителей;
совместно достичь четкого понимания потребностей и ожиданий партнеров;
поставить цели, обеспечивающие возможности постоянного партнерства.
При рассмотрении своих отношений
с обществом организации
демонстрировать свою ответственность в области здоровья и безопасности;
учитывать воздействие на окружающую среду, включая сохранение энергии и природных ресурсов;
идентифицировать применимые законодательные и другие обязательные требования;
идентифицировать текущее и
потенциальное воздействие
Таблица 4. Потребители, заинтересованные стороны и их требования
Потребители и заинтересованные лица |
Требования |
Метод измерения |
Государство |
Заинтересованность в |
Увеличение выпуска продукции, % |
Персонал завода |
Перспективы карьерного роста, предоставление соцпакета, существование «обратной связи» с руководством компании |
Увеличение социальных выплат, руб. |
Поставщики |
Заказы на сырье и оборудование. Сотрудничество на взаимовыгодных условиях |
Количество заказов, % |
Потребители |
Получение качественной продукции по приемлемым ценам |
Цена, % |