Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:16, курсовая работа
Объектом исследования является ОАО «Ульяновский автомобильный завод».
Анализ основных этапов построения СМК в организации невозможен без рассмотрения следующих задач данной курсовой работы:
- изучение организации в целом и её потребителей;
- выявление требований потребителей и заинтересованных сторон и показателей их измерения;
Введение 4
1. Характеристика ОАО «Ульяновский автомобильный завод» 6
1.1. История развития ОАО «УАЗ» 6
1.2. Политика ОАО «УАЗ» в области качества 7
1.3. Сведения о Департаменте управления качеством ОАО «УАЗ» 9
1.4. Анализ текущего состояния на предприятии 10
1.5. Вовлечённость персонала 12
1.6. Основные проблемные вопросы, влияющие на проект разработки, внедрения и сертификации СМК 14
2. Разработка СМК на ОАО «УАЗ» 19
2.1. Подготовительный этап разработки СМК 19
2.1.1. Цели внедрения СМК на ОАО «Ульяновский автомобильный завод» 19
2.2.2. Анализ заинтересованных сторон 21
2.2.3. Выбор ОС 24
2.2.4. Определение различных групп обучаемых по вопросам СМК, их очередность, содержание обучения 27
2.3. Проектирование СМК 29
2.3.1. Выявление и описание бизнес-процессов и процессов СМК. Формирование процессной модели 29
2.3.2. Формирование организационной структуры СМК 33
2.3.3. Цели и политика в области качества 35
2.4. Документирование СМК 38
2.5. Внедрение системы менеджмента качества 42
2.6. Сертификация СМК 45
2.7. Планирование и проведение работ по внедрению СМК 49
Заключение 54
Библиографический список 55
О – ответственный за процесс;
У – участвует в процессе;
ПИ – получает информацию.
Разработка целей и политики
– это отправной пункт
При разработке СМК требуется, чтобы высшее руководство предприятия определило Политику в области качества - небольшой документ, содержащий основные принципы деятельности предприятия в области качества, обязательства перед потребителями, направления дальнейшего совершенствования. В нём содержатся основные цели и задачи создаваемой системы качества.
По содержанию политики можно судить о стратегии организации в области повышения качества продукции. Именно поэтому важно конкретизировать Политику в области качества и определить уровень её выполнения, определив цели ОАО «УАЗ» в области качества. Высшее руководство должно обеспечить, чтобы цели в области качества, включая те, которые необходимы для выполнения требований к продукции, были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях. При этом цели должны быть измеримыми и согласуемыми с Политикой в области качества.
Политика в области качества для ОАО «УАЗ»: «Постоянное улучшение качества предоставляемой продукции и удовлетворение всех заинтересованных сторон для достижения конкурентоспособности среди предприятий России».
К основным целям в области качества относятся:
- Построение эффективной системы менеджмента качества;
- Расширение сотрудничества с предприятиями области;
- Создание новых образцов выпускаемой продукции с учетом требований рынка;
- Постоянное повышение квалификации сотрудников;
- Развитие научно-исследовательской деятельности на региональном, всероссийском и международном уровнях.
Официально оформленная
Политика в области качества актуализируется при изменении внешних, внутренних условий ведения бизнеса, при изменениях области распространения системы менеджмента качества, а также по результатам оценки системы менеджмента качества.
Внутри организации Политика в области качества применяется в качестве исходной базы для установления целей в области качества и организации всей деятельности в области качества.
На основании целей в области качества организации разрабатываются цели в области качества подразделений.
Таблица 8. Цели в области качества
Цели в области качества |
Измеряемый показатель |
Целевое значение показателя |
Повысить лояльность существующих заказчиков |
Рост заказов (в %) |
5% |
Привлечь новых заказчиков |
Доля новых заказчиков в общем объеме работ (в %) |
10% |
Сократить претензии заказчиков к выполняемым работам |
Процент суммарных затрат на устранение претензий по отношению к общему бюджету проектов (в %) |
2% |
Снизить собственные затраты на выполнение проектов |
Процент снижения затрат от предыдущего года |
2% |
Ответственность за постановку целей возложена на руководство организации и руководителей подразделений.
Цели основным и поддерживающим
процессам устанавливаются
Анализ достижения целей проводится на конференциях, его результаты учитываются при разработке целей в области качества на следующий год.
Для выполнения требований по реализации процессов системы менеджмента качества и достижения целей в области качества на предприятии на основании анализа системы менеджмента качества со стороны руководства ежегодно должны разрабатываться план мероприятий по улучшению качества выпускаемой продукции.
Планы и мероприятия направлены на улучшение качества, технического уровня и конкурентности изделий и предназначены для организации совместной работы подразделений ОАО «УАЗ» по совершенствованию конструкции изделий и технологических процессов с целью полного удовлетворения запросов потребителей, снижения уровня несоответствий деталей, узлов и изделий в целом.
В документацию СМК завода включают:
- документально оформленное Заявление о политике и целях в области качества;
- настоящее РК;
- документированные процедуры управления документацией, управления записями, управления корректирующими и предупреждающими действиями, управления внутренним аудитом и управления несоответствующей продукцией;
- документы, включая записи, необходимые для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими.
Один документ может содержать требования одной или более процедуры, требование о наличии документированной процедуры может быть реализовано более чем одним документом.
Степень документированности СМК устанавливают в соответствии с размером завода, видами его деятельности, уровнем сложности и взаимодействия процессов, а также с компетенцией персонала. Документация может быть в любой форме и на любом носителе.
В документации СМК определяют:
- порядок обеспечения доступа заинтересованных лиц к документам СМК;
- учтенные экземпляры действующих НД, распространяющихся на выполняемые заводом виды деятельности и выпускаемую оборонную продукцию, необходимых для планирования, осуществления процессов и управления ими.
СМК оформляют в виде комплекта документов (руководств, инструкций, положений, методических документов, программ, стандартов предприятия, внешних документов), в которых описывают процессы, работы, реализующие требования к СМК, и содержатся документированные свидетельства их реализации.
Документы, регламентирующие СМК, разрабатывают, согласовывают и утверждают в порядке, оформленном в виде документированной процедуры.
Рисунок 6. Схема иерархии документов Системы менеджмента качества
Руководство по качеству
Общее описание СМК на заводе излагают
в РК. В нём определяют область
применения СМК, включая подробности
и обоснование любых
Управление документацией
Управление документацией
Порядок управления документацией должен обеспечивать:
Ответственность за организацию работ по управлению документацией возлагают на:
Управление записями
Записи – документы, содержащие
достигнутые результаты или свидетельства
осуществленной деятельности для предоставления
свидетельств соответствия требованиям
и результативного
Для успешного функционирования предприятия необходимо управлять им систематически при том, что управление должно быть прозрачным. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованный сторон.
Руководство ОАО «УАЗ» изначально обеспечило принятие обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянное улучшение её результативности посредством разработки политики и целей в области качества, проведения анализа и обеспечения необходимыми ресурсами.
Для ОАО «УАЗ» существуют требования к её продукции, которые формируются с учетом следующих элементов:
Важным моментом при внедрении системы менеджмента качества является проведение мониторинга информации, касающейся соответствия предприятия требованиям потребителей. За этот сектор тоже отвечает руководство компании и должно его обеспечивать. В результате должны быть установлены методы получения и использования этой информации.
Руководство предприятия должно обеспечить, чтобы:
Руководство ОАО «УАЗ» обеспечивает, чтобы цели в области качества были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества. Для обеспечения достижения целей на плечи руководства ложатся следующие обязанности:
При внедрении системы менеджмента качества на предприятии естественно изменяются обязанности и ответственность у персонала. Доведение нововведений является также частью обязанностей руководства. Для контроля внедрения и поддержки системы из числа руководства назначается ответственное лицо или лица, которое помимо своих прямых обязанностей должен взять на себя следующие полномочия по:
Руководство также обеспечивает разработку на предприятии соответствующих процессов обмена информации, в том числе по вопросам результативности системы менеджмента качества.
Анализировать систему необходимо через определенные временные интервалы. Это необходимо делать, чтобы понимать постоянную пригодность системы, её адекватность и результативность. В анализ включается оценка возможности улучшения и потребность в изменениях в системе менеджмента качества предприятия, в том числе в политике и целях в области качества.
Выходные данные для анализа со стороны руководства должны включать следующую информацию:
Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать все решения и действия, относящиеся к: