Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:16, курсовая работа
Объектом исследования является ОАО «Ульяновский автомобильный завод».
Анализ основных этапов построения СМК в организации невозможен без рассмотрения следующих задач данной курсовой работы:
- изучение организации в целом и её потребителей;
- выявление требований потребителей и заинтересованных сторон и показателей их измерения;
Введение 4
1. Характеристика ОАО «Ульяновский автомобильный завод» 6
1.1. История развития ОАО «УАЗ» 6
1.2. Политика ОАО «УАЗ» в области качества 7
1.3. Сведения о Департаменте управления качеством ОАО «УАЗ» 9
1.4. Анализ текущего состояния на предприятии 10
1.5. Вовлечённость персонала 12
1.6. Основные проблемные вопросы, влияющие на проект разработки, внедрения и сертификации СМК 14
2. Разработка СМК на ОАО «УАЗ» 19
2.1. Подготовительный этап разработки СМК 19
2.1.1. Цели внедрения СМК на ОАО «Ульяновский автомобильный завод» 19
2.2.2. Анализ заинтересованных сторон 21
2.2.3. Выбор ОС 24
2.2.4. Определение различных групп обучаемых по вопросам СМК, их очередность, содержание обучения 27
2.3. Проектирование СМК 29
2.3.1. Выявление и описание бизнес-процессов и процессов СМК. Формирование процессной модели 29
2.3.2. Формирование организационной структуры СМК 33
2.3.3. Цели и политика в области качества 35
2.4. Документирование СМК 38
2.5. Внедрение системы менеджмента качества 42
2.6. Сертификация СМК 45
2.7. Планирование и проведение работ по внедрению СМК 49
Заключение 54
Библиографический список 55
На подготовительном этапе разработки СМК важно правильно выбрать стандарт, на соответствие требованиям которого будет осуществляться дальнейшая сертификация внедренной СМК, и орган по сертификации, а также решить вопрос о необходимости привлечения консультантов.
Необходимо выбрать орган по сертификации систем качества и убедиться в том, что выбранный орган аккредитован на проведение работ по сертификации именно в выбранной нами системе.
Если выбранный Орган по сертификации
систем качества аккредитован в системе
сертификации ГОСТ Р, то необходимо обратиться
к Единому реестру организаций,
аккредитованных Федеральным
Если выбранный Орган по сертификации
систем качества, аккредитован в любой
российской системе сертификации, кроме
ГОСТ Р, то необходимо обратиться к
единому реестру зарегистрирова
Если выбранный орган по сертификации систем качества, аккредитован в зарубежной системе сертификации, то самостоятельно найти реестр аккредитующей организации в выбранной системе будет несколько сложнее. В таком случае, наиболее простым решением будет запросить эту информацию непосредственно у самого органа по сертификации. Официальный реестр аккредитованных органов по сертификации находится в открытом доступе у всех систем сертификации. Если с аккредитацией органа все в порядке, то вряд ли они откажут в доступе к подобной информации.
Чтобы быть конкурентоспособным на отечественном и международном рынках, необходимо сопоставить качество предоставляемых услуг не только с качеством ближайшего окружения, но и с потенциальными конкурентами во всем мире. Продукция должна отвечать требованиям не только существующих, но и новых стандартов в области качества.
Таблица 5. Сравнительный анализ органов по сертификации
Критерии сравнения органов по сертификации |
Орган по сертификации | ||
ООО «Русский регистр» |
ФГУ «Ульяновский ЦСМ» | ||
Легитимность |
Общее число аккредитаций |
5 |
1 |
Знание отраслевой специфики |
Число выданных сертификатов |
21 |
4 |
Многофункциональность |
Наличие обучающегося центра для подготовки |
да |
да |
Известность |
Число лет работы на рынке сертификации |
10 лет |
4 года |
Экономич-ность |
Стоимость затрат на консалтинговые услуги, сертификацию, надзорный аудит и командировочные расходы |
8 тыс. руб. |
7 тыс. руб. |
Независи-мость |
Каково финансовое положение органа по сертификации? |
устойчивое |
устойчивое |
Система качества |
Имеет ли орган по сертификации собственную систему качества? |
да |
да |
Интегриро-ванные системы |
Имеется ли возможность выполнять сертификацию интегрированных систем? |
да |
да |
В результате проведенного сравнительного анализа, можно сделать вывод, что в наибольшей степени потребности ОАО «УАЗ» удовлетворяет орган по сертификации ООО «Русский регистр», так как он имеет высокую положительную репутацию, устойчивое экономическое положение и известность на рынке сертификации. Так же немаловажным является, что штат ООО «Русский регистр» укомплектован экспертами, аттестованными Регистром сертификации персонала РФ, в том числе:
- по сертификации систем экологического менеджмента (ISO 14001).
Одна из главных причин неудач в создании эффективной СМК состоит в том, что организуется должным образом обучение современным методам управления и обеспечения качества всех категорий персонала.
В зависимости от характера профессиональных обязанностей работающие делятся сегодня, как правило, на следующие категории:
Для эффективной работы по улучшению качества продукции важно определить, в какой последовательности обучать эти категории работников. Зарубежные специалисты по этому поводу говорят: «Никто не должен проходить обучение по программе качества ранее своего непосредственного начальника». Таким образом, целесообразнее проводить обучение в следующей последовательности: руководство предприятия®рабочая группа и внутренние аудиторы® владельцы процессов® уполномоченные по качеству ® рабочие.
В программу обучения персонала должно входить освещение следующих вопросов:
Учиться всем — не значит учиться всем одному и тому же. Обучение управлению и обеспечению качества должно быть дифференцированным и организовываться с учетом профессиональных обязанностей, выполняемых или предполагаемых к выполнению в системах качества. Наглядный пример разделения вопросов обучения по этапам разработки СМК по уровням менеджмента представлен в таблице.
Таблица 6. Очерёдность обучения персонала
Уровень менеджмента |
Этапы разработки и внедрения СМК | ||||
Подготовка к созданию СМК |
Проведе-ние внутрен-него анализа |
Разработка модели СМК |
Разработка документа-ции |
Внедрение СМК | |
руководители и работники высших уровней управления |
1, 2, 3, 4, 7, 9, 10, 11, 12 |
||||
рабочая группа и внутренние аудиторы |
3, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 15 |
||||
владельцы бизнес-процессов |
1, 5, 7, 8, 11, 13, 14, 15 |
||||
уполномоченные по качеству |
1, 11, 12, 13, 14 |
||||
рабочие |
1, 12, 13, 14 |
Рекомендуется при обучении всех групп провести анкетирование, с целью определения на предмет выяснения их требований к создаваемой СМК. Это позволит им почувствовать себя полноправным участником построения СМК. В процессе обучения необходимо закрепить их теоретические знания, полученные на обучающем семинаре и на практике посредством тренингов и аттестации.
Следует подчеркнуть, что обучение
высшего руководства и руководи
Основой системы менеджмента качества является процессный подход. Под процессным подходом к организации и управлению деятельностью предприятия понимается ориентация:
Рисунок 3. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе
Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности предприятия, которые, вместе взятые, создают результат (продукт, услугу), имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика. В качестве клиента может быть другой бизнес-процесс.
Бизнес-процесс - это цепочка работ (операций, функций), результатом которой является какой-либо продукт или услуга. В цепочку обычно входят операции, которые выполняются структурными элементами, расположенными на различных уровнях организационной структуры предприятия.
В первую очередь необходимо описать те бизнес-процессы, управление которыми руководство считает наиболее важным для СМК. Например, для производственного предприятия это будут процесс производства и продажи продукта, а также сервисное обслуживание и закупки. Описание проводится с использованием специализированных инструментальных компьютерных средств на основе информации, получаемой в ходе интервью с исполнителями.
Описанные бизнес-процессы необходимо
оптимизировать, то есть устранить
все несоответствия требованиям
стандарта и дублирующие
Процессный подход требует выделения
и классификации бизнес-
Таблица 7. Перечень процессов СМК ОАО «УМЗ»
№ процесса |
Наименование |
Владелец процесса |
Высший менеджмент | ||
ПР-1 |
Менеджмент организации Разработка политики Постановка целей |
Генеральный директор ОАО «УАЗ» |
Основные процессы | ||
ПР-2 |
Связь с потребителями |
Директор филиала ООО «Силовые агрегаты - группа ГАЗ» в г. Ульяновске |
ПР-3 |
Проектирование и разработка |
Директор по развитию |
ПР-5 |
Закупки |
Директор по логистике и закупкам |
ПР-6 |
Производство продукции |
Директор по производству |
ПР-7 |
Хранение и сбыт готовой продукции |
Директор филиала ООО «Силовые агрегаты - группа ГАЗ» в г. Ульяновске |
Поддерживающие процессы | ||
ПР-4 |
Правовое обеспечение |
Начальник управления по корпоративным и правовым вопросам |
ПР-8 |
Управление персоналом |
Директор по персоналу |
ПР-9 |
Управление инфраструктурой и производственной средой |
Главный инженер |
ПР-10 |
Метрологическое обеспечение |
Главный метролог |
ПР-11 |
Управление информационными системами |
Начальник ОИТ |
ПР-12 |
Управление финансовыми ресурсами |
Директор по экономике и финансам |
Процессная модель ОАО «УАЗ»
Рисунок 4. Процессная модель ОАО «УМЗ»
Организационная структура СМК предполагает
чёткое распределение всех полномочий
и ответственности руководителей всех
рангов за обеспечение качества, назначение
уполномоченного по качеству, формирование
специализированных структурных подразделений
компании, в функции которых будет входить
непосредственная разработка и совершенствование
СМК и её документации.
Рисунок 5. Организационная структура ОАО «УАЗ»
Таблица 6. Матрица ответственности
Процессы руководители |
Генеральный директор |
Директор филиала ООО «силовые агрегаты-Группа ГАЗ» в г. Ульяновске |
Директор по защите ресурсов |
Директор по закупкам и логистике |
Директор по персоналу и соц. вопросам |
Директор по производству |
Директор по финансам и экономике |
Технический директор |
Главный конструктор |
Главный технолог |
Главный метролог |
Начальник юр. отдела |
Начальник отдела ОИТ |
ПР-1 Менеджмент организации Разработка политики Постановка целей |
О |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
ПР-2 связь с потребителем |
У |
О |
У |
У |
ПИ |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
ПИ |
ПР-3 проектирование и разработка |
У |
ПИ |
У |
ПИ |
У |
У |
У |
У |
О |
У |
У |
ПИ |
У |
ПР-4 правовое обеспечение |
У |
- |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
О |
У |
ПР-5 закупки |
У |
ПИ |
У |
О |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
ПР-6 производство продукции |
У |
ПИ |
У |
У |
У |
О |
У |
У |
У |
У |
У |
ПИ |
У |
ПР-7 хранение и сбыт готовой продукции |
У |
О |
У |
У |
- |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
ПР-8 управление персоналом |
У |
- |
У |
У |
О |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
ПР-9 управление инфраструктурой и производ. средой |
У |
ПИ |
У |
У |
У |
У |
У |
О |
У |
У |
У |
У |
У |
ПР-10 метрологическое обеспечение |
У |
ПИ |
ПИ |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
О |
ПИ |
ПИ |
ПР-11 управление информац. системами |
У |
ПИ |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
О |
ПР-12 управление финансовыми ресурсами |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
О |
У |
У |
У |
У |
У |
У |