Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на билеты к экзамену по курсу "Метрологии и стандартизации".
В сущности, положение, обобщающее понятие, оно может быть изложено в форме сообщения, инструкции, рекомендации или требования.
3. Сущность Закона «Об обеспечении единства измерений» (см. билет № 3).
Билет № 30
1. Стандартизация и экология.
Все чаще стандарты рассматриваются как необходимое средство регулирования отношений в сфере охраны природы и использования ресурсов. Стандарты – это средства управления качеством окружающей среды. Мировое сообщество проводит громадную работу по защите окружающей среды. Например, только в ЕС принято более 90 директив в области экологии. Они касаются иностранной политики воздуха, промышленных рисков и биотехнологий, отходов, шумов.
Директивы по генеральной политике ЕС – например на методы оценки стоимости контроля за загрязнениями промышленности.
Директивы в отношении воды охватывают проблемы защиты рек, морей и водоемов.
Директивы по защите воздуха и промышл. рискат. – ограничили применение некоторых опасных веществ и препаратов.
Директивы, относящиеся к проблемам отходов. Директивы по ограничению шумов – нормирует уровень шума. Один из важных аспектов экологической стандартизации – утилизация отходов производства и потребления. Специалисты подсчитали, что человечество за всю историю своего существования сумело довести использование по назначению израсходуемого сырья в лучшем случае до 5%.
Национальные стандарты по экологическим нормам в этой области разрабатывают на базе действующих законов: «Об охране окружающей среды»; «Об экологической экспертизе»; «О недрах»; «О плате за землю»; «О защите прав потребителя». В зарубежных странах созданы комплексы стандартов, устанавливающих нормы и возможности переработки токсичных отходов по определенной технологии.
В промышленно развитых странах существуют государственные программы, основанные на директивах, национальных стандартах, содержащие жесткие нормы по классификации отходов.
2. Порядок аккредитации.
Порядок состоит из следующих последовательно выполняемых действий:
- представление заявителем заявки на аккредитацию;
- экспертиза документов по аккредитации;
- аттестации заявителя;
- анализ всех материалов и принятие решений об аккредитации;
- выдача аттестата об аккредитации;
- проведение инспекционного контроля аккредитованной организации.
Система аккредитации предусматривает повторную аккредитацию и доаккредитацию.
Повторная аккредитация – проводится не реже чем раз в пять лет. Продление действия аттестата аккредитации возможно и без повторной аккредитации.
Доаккредитация – это аккредитация в дополнительной области деятельности. Этой процедуре подвергается аккредитованная организация, которая претендует на расширение своей области деятельности. Практика аккредитации в России показала, что необходимо устранить ряд недостатков: наличие неоправданно большого числа аккредитованных органов и отсутствие
должной координации их работы; использование различных и несогласованных процедур и критериев признания компетентности аккредитуемых объектов.
Назначены пути совершенствования по следующим направлениям: разделение самого процесса аккредитации на две ступени – аккредитация на компетентность и предоставление полномочий; усиление роли государства в области аккредитации; придание процессу оценки компетентности добровольного характера.
3. Проверка средств измерений (см. билет № 7).
Билет № 31
1. Стандартизация и кодирование информации о товаре.
Идея штрихового кодирования зародилась в Гарвардской школе США в 30-е годы. Штрих код состоит из чередующихся темных и светлых полос (пробелов) разной ширины. Размеры полос стандартизованы. Штрих коды предназначены для считывания специальными оптическими устройствами – сканерами. Сканеры декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер. В зарубежных странах наличие штрих кода стало обязательным требованием, без выполнения которого торговые организации могут отказаться от товара.
Наиболее широко применяются 2 кода: EAN/
Кодирование напрямую влияет на упорядочение, ускорение сбора и формирование заказов, учет поступления товаров, отгрузку, оформление документации, бух. учет, контроль товаров при их складировании и сбыте. Контрольная цифра предназначена для установки правил считывания кода сканером.
2. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (см. билет № 8)
3. Суть периодической проверки средств измерений
Периодической проверке подлежат находящиеся в эксплуатации (или хранящиеся) средства измерения. Перечень таких средств с учетом областей действия государственного метрологического надзора составляют владельцы этих средств. Проверочные интервалы устанавливаются на основе действующих законодательных положений. Обычно в подобных ситуациях пользуются Рекомендацией. Области использования средств измерений, подлежащих поверке, согласно которой, первый межповерочный интервал устанавливается при утверждении типа. Рекомендации по корректировке межповерочных интервалов с учетом специфики применения средств измерений разрабатывают органы Государственной метрологической службы совместно с юридическими лицами – пользователями. Методической основой для таких разработок служит документ «Межповерочные интервалы образцовых средств измерений».
Произведенные или отремонтированные средства измерений должны предъявляться на первичную проверку после их приемки отделом технического контроля. Если ремонт производится выездными бригадами, допускается предъявление на поверку средств, измерений лицом, производившим ремонт, без предварительной приемки отделом технического контроля. Средства измерений, находящиеся на длительном хранении могут не подвергаться периодической поверке. Решение об этом принимает главный метролог юридического лица. Поверке подлежат характеристики средства измерения лишь в применяемом диапазоне измерений. В этих случаях на средствах измерений должна быть нанесена отчетливая надпись, определяющая область их применения.
Билет № 32
1. Стандартизация и маркетинговые исследования.
Маркетинговые исследования – необходимая составляющая обеспечения качества продукции, а стандартизация один из инструментов управления качеством. Нередко продукция самого высокого технологического уровня и качества оказывается неконкурентоспособной.
Маркетинг – это рыночная концепция управления производством и сбытом продукции; это теория и практика организации и управления производственной и сбытовой деятельностью; также это метод конкурентной борьбы при обострении проблема сбыта товаров. Маркетинг должен обеспечить фирме достижение высокой прибыли в условиях конкуренции на мировых товарных рынках при их насыщении, когда проблема сбыта, обострилась, а рынок превратился в рынок покупателя.
Объектами исследования являются: товар, потребитель, емкость рынка, спрос, условия конкуренции, методы сбыта. Очень важно определить емкость рынка. Изучение товара включает анализ его конкурентоспособности необходимого для экономического обоснования ценовой политики, разработки методов стимулирования сбыта и рекламы.
Изучают также факторы спроса: демографические, социальные, психологические, характер спроса. Очень важно знать условия конкуренции на рынке и своих конкурентов. Подробное изучение своего конкурента необходимо для того, чтобы, знать его слабые стороны, использовать их в создании стратегии конкурентной борьбы, а, зная его сильные стороны – учиться применять их в своей практике. Оценивая стратегию конкурентов, изучают и уровень сервиса, который они предоставляют покупателям. Поэтому представляют различные методы воздействия на потенциальных покупателей (реклама, товар, знак, спонсорство).
Таким образом, комплексное изучение рынка позволяет разработать эффективную программу качества, а систему управления качеством продукции направить на решение проблем потребителя, а не производителя товара. Система управления качеством не должна преследовать цель соблюдения требований заранее принятого стандарта.
2. Система добровольной сертификации (см. билет № 16).
3. Суть инспекционной и экспертной проверки.
Инспекционную проверку проводят для выявления пригодности к применению средств измерений при осуществлении государственного метрологического надзора.
Экспертную проверку проводят при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к применению.
Средства измерений должны представляться на проверку по требованию органа ГМС состоянии, сопровождаться техническим описанием, инструкцией по эксплуатации, паспортом, свидетельством о последней проверке, а при необходимости комплектующими устройствами.
Проверка проводится на основании заявок юридических (физических) лиц в соответствующий орган ГМС, который проверяет полноту информации, уточняет место, сроки и объем проверки, а также размер оплаты работ заявителем.
Ответственность за сохранность проверяемых средств изменений несут органы ГМС
Билет № 33
1. Стандартизация и приоритет потребителя.
Говоря о целях маркетинга, обычно подчеркивают, что приоритетная задача состоит в удовлетворении запросов покупателя. Это надежный способ достижения главной цели – получения прибыли.
Стандарт стал более гибким: он содержит нормы и требования обязательные для выполнения рекомендательной характеристики, что обеспечивает возможность дифференциации товара.
Особую актуальность сочетание стандартизации и дифференциации приобретает в международном маркетинге. Концепция глобального маркетинга рассматривает мировой рынок как единое целое, выделяя национальные сегменты на основе их сходных характеристик, а не отличительных способностей.
Мультинациональный маркетинг – международный маркетинг, учитывающий различия в предпочтениях потребителей, которые во многом связаны с национальными чертами, определяющими поведенческие способности. В международной маркетинговой практике компания может предложить универсальный товар, модифицированный товар, уникальный товар. Степень и целесообразность стандартизации такого товара зависят от эффективности маркетинговой стратегии фирмы.
Безусловная связь стратегии стандартизации с концепцией глобализации международного маркетинга не означает, что любой универсальный товар может оказаться привлекательным в масштабе мирового товарного рынка. Необходимо выявлять «потенциал глобализации» стандартного товара, если фирма предполагает воспользоваться выгодами глобального маркетинга.
2. Порядок ввода товаров подлежащих обязательной сертификации.
На основе Закона «О защите прав потребителей» Госстандарт РФ как национальный орган по сертификации потребительских товаров установил номенклатуру товаров, которые подлежат обязательной сертификации, и включил в неё более 70 видов продукции и некоторые виды услуг. Среди них: сельскохозяйственная и пищевая продукция, электробытовые приборы, автотранспорт, спорт и охота.
3. Рабочие эталоны.
Рабочие эталоны воспринимают размер единицы от вторичных эталонов и в свою очередь служат для передачи размера менее точному рабочему эталону (или эталону более низкого размера) и рабочим средствам измерений.
Самые первые официально утвержденные эталоны – прототипы м и кг, изготовлены во Франции, которые были преданы в Национальный архив Франции, поэтому их стали называть «метр Архива» и «кг Архива».
Каждый эталон основной или производной единицы международной системы Си имеет свою интересную историю и связан с тонкими научными исследованиями и экспертизами.
Билет № 34
1. Европейский комитет по стандартизации.
СЕН - существует с 1961 года. Членами СЕН состоят национальные организации по стандартизации 18 европейских государств: Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии и т.д. По решению Генеральной ассамблеи СЕН создана новая категория членства – ассоциативный член. Ассоциативным членом может быть любая общественная, научная, экономическая или другая организация страны – члена СЕН, чей статус определяется национальным европейским законодательством. Ассоциативные члены обязаны способствовать достижению целей СЕН, содействовать процессу стандартизации, принимать участие в обсуждениях проектов стандартов (до принятия решения), но они не имеют права голоса.
Процесс стандартизации на европейском уровне для СЕН включает планирование, разработку и принятие стандарта на основе консенсуса всех заинтересованных сторон.
Основная цель СЕН – содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов, на которые могли бы ссылаться в своих директивах ЕС, ЕАСТ и другие межправительственные организации; путем обеспечения единообразного применения в странах – членах международных стандартов ИСО и МЭК, сотрудничества со всеми организациями региона, заниматься стандартизацией; предоставление услуг по сертификации на соответствие европейским стандартам. Один из принципов работы СЕН – обязательное исполнение международных стандартов ИСО как основы для разработки евронорм.
Информация о работе Шпаргалка по "Метрологии и стандартизации"