Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение роли маркетинга и сбыта в деятельности предприятия, проведение анализа системы управления сбытом и маркетинговой деятельностью на ОАО «Пинский завод средств малой механизации», а также выработка предложений по совершенствованию данной системы управления.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
МАРКЕТИНГ КАК МЕТОДОЛОГИЯ РЫНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………….
Сущность маркетинговой деятельности предприятия….
Управление маркетинговой деятельностью предприятия….
Критерии оценки эффективности затрат на маркетинг…
УПРАВЛЕНИЕ СБЫТОМ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ РУКОВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЕМ…………………………….
Понятие сбыта, товародвижения и сбытовой политики….
Выбор и построение каналов сбыта….
Взаимосвязь маркетинга и сбытовой деятельности…
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОМ ПРОДУКЦИИ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПИНСКИЙ ЗАВОД СРЕДСТВ МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ»)…………………………….
Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский завод средств малой механизации»….
Система управления сбытом продукции и маркетинговой деятельностью ОАО «Пинский завод средств малой механизации» и ее эффективность….
Направления совершенствования управления сбытом продукции и маркетинговой деятельностью ОАО «Пинский завод средств малой механизации»…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Объем производства товарной продукции в сопоставимых ценах за 2010 год составил 25 252 млн. руб., объем производства в сопоставимых ценах за 2009 год – 21 475 млн. руб., темп роста составил 117,6%.
За пятилетний период 2006-2010 гг. продукция Общества экспортировалась в следующие страны: Российская Федерация, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Украина, Латвия, Румыния, Чехия, Польша.
Объем экспорта реализованной продукции за 2009 составил 5 325,0 тыс. дол. США, 2010 году – 6 342 тыс. дол. США. Темп роста объема экспорта за январь-декабрь 2010 года по отношению к аналогичному периоду 2009 года составил 119,1%.
Основным внешнеэкономическим рынком сбыта промышленной продукции Общества выступает Российская Федерация. На этот рынок экспортировалась вся номенклатура выпускаемой продукции Общества.
Выручка от реализации продукции в 2009 году составила 39 850 млн. руб., в 2010 году – 52 208 млн.руб. Темп роста выручки в 2010 году по отношению к 2009 г. составил 131,0%.
Рентабельность реализованной продукции за 2009 год составила 11,7%, за 2010 год – 6,5%.
Среднесписочная численность
работников Общества в 2009 году составила
330 человек, в 2010 году – 328 человек. Снижение
среднесписочной численности
Производительность труда в 2010 году составила 6 677 тыс. руб. в месяц на одного работающего в действующих ценах, за 2009 год – 5 282 тыс. руб. Темп роста производительности труда за2010 год по отношению к 2009 году составил 126,4%.
Средняя заработная плата по Общества за январь-декабрь 2010 года составила 1 054 218 руб., за 2009 год – 827 068 руб. Темп роста среднемесячной заработной платы в 2010 году по отношению к 2009 году составил 127,5%.
Затраты на производство товарной продукции в2010 году составили 26 104 млн. руб., темп роста затрат на производство по отношению к аналогичному периоду 2009 года составил 138,1%.
В структуре затрат на производство за 2010 год по отношению к 2009 году значительных изменений по статьям затрат не произошло. Наибольший удельный вес по статьям затрат на производство продукции в 2010 г. имеет: - сырье и материалы 65,84%; - топливо 2,36%; - электрическая энергия 2,35%; - заработная плата 15,29%; - отчисления на социальные нужды 5,51%.
Анализ финансового состояния и платежеспособности ОАО «СММ» представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Расчет показателей
п/п |
Наименование показателя |
Источник его расчета |
На начало года |
На конец года |
Откло- нение, (+, -) |
Темп роста, % |
А. исходные показатели финансового положения по бухгалтерской отчетности | ||||||
Общая стоимость имущества |
ф.1стр.300 |
23 533 |
28 676 |
5 143 |
121,9 | |
Внеоборотные активы |
ф.1стр.190 |
12 731 |
15 536 |
2 805 |
122,0 | |
Оборотные активы |
ф.1стр.290 |
10 802 |
13 140 |
2 338 |
121,6 | |
3.1 |
из них запасы и затраты |
ф.1стр.210 |
8 631 |
9 675 |
1 044 |
112,1 |
3.2 |
дебиторская задолженность |
ф.1стр.240 |
987 |
407 |
- 580 |
41,2 |
Капитал и резервы |
ф.1стр.490 |
18 281 |
21 498 |
3 217 |
117,6 | |
Долгосрочные обязательства |
ф.1стр.510 |
0 |
0 |
|||
Краткосрочные обязательства |
ф.1стр.610 |
376 |
353 |
- 23 |
93,9 | |
6.1 |
в т.ч. Кредиторская задолженность |
ф.1стр.620 |
4 816 |
6 765 |
1 949 |
140,5 |
Резервы предстоящих расходов |
ф.1стр.640 |
0 |
0 |
|||
Итого по разделу V. Краткосрочные обязательства |
ф.1стр.690 |
5 252 |
7 178 |
1 926 |
136,7 | |
Выручка от реализации |
ф.2стр.010 |
39 850 |
52 208 |
12 358 |
131,0 | |
0 |
Себестоимость реализованных товаров и услуг |
ф.2стр.030 |
31 936 |
43798 |
11 862 |
137,1 |
1 |
Прибыль от реализации |
ф.2стр.051 |
3 704 |
2 829 |
- 875 |
76,4 |
2 |
Чистая прибыль |
ф.2стр.300 |
2 371 |
1 695 |
- 676 |
71,5 |
3 |
Амортизация основных средств |
ф.5стр.001, гр.4 |
18 008 |
20 452 |
2 444 |
113,6 |
4 |
Восстановительная стоимость ОС |
ф.5стр.010, гр.3 и 6 |
30 409 |
35 398 |
4 989 |
116,4 |
5 |
Остаточная стоимость ОС |
ф.1стр.110 |
12 401 |
14 946 |
2 545 |
120,5 |
6 |
Уставный фонд |
ф.1стр.410 |
78 |
78 |
0 |
100,0 |
Б. Показатели качества управления капиталом и деловой активности | ||||||
7 |
Чистые активы или собственный капитал |
А4 |
18 281 |
21 498 |
||
8 |
Отношение чистых активов к уставному фонду |
А4/А16 |
234,4 |
275,6 | ||
9 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами >0,2 |
0,51 |
0,45 |
организация обеспечена собственными оборотными средствами |
Продолжение табл. 2.2
0 |
Коэффициент отношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности <0,5 |
А3.2/А6.1 |
0,20 |
0,06 |
|
1 |
Коэффициент текущей ликвидности >1,3 |
2,06 |
1,83 |
организация ликвидна | |
3 |
Период оборачиваемости, дней |
111 |
103 |
||
Коэффициент финансовой независимости =>0,5 |
17Б/А1 |
0,78 |
0,75 |
организация финансово независима |
Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Общая стоимость имущества увеличилась на 121.9%.
За финансовый период деятельности ОАО «Пинский завод СММ» с 01.01.2010г. по 01.01.2011г. по бухгалтерскому балансу наблюдается рост суммы внеоборотных активов на 22,0 процентных пункта и рост суммы оборотных активов на 21,6%.
Для положительного финансового
положения предприятия важно, чтобы
дебиторской задолженности было
значительно меньше, чем кредиторской
(норматив до 0,5). По итогам финансового
периода 2010 года дебиторская задолженность
снизилась на 58,8%, а кредиторская
задолженность увеличилась на 40,5%.
Коэффициент соотношения
Выручка от реализации продукции в Обществе за 2010 год увеличилась на 31% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
Себестоимость реализованной
продукции за январь- декабрь 2010 г. по
отношению к периоду
Прибыли от реализации продукции за 2010 год составила 2 829 млн. руб., темп роста по отношению к 2009 году составил 76,4%, чистая прибыль за аналогичный период снизилась на 28,5%.
Представляет интерес
анализ показателей качества управления
капиталом и деловой
Коэффициент обеспеченности
собственными оборотными средствами характеризует
наличие у организации
Коэффициент текущей ликвидности
характеризует общую
Период оборачиваемости в днях за 2010 год составил 103 дня и снизился по отношению к результатам 2009 года на 8 дней.
Исходя из анализа финансового состояния Общества, можно сделать вывод, что ОАО «Пинский завод СММ» является стабильным, платежеспособным, рентабельным и конкурентоспособным предприятием.
Учитывая все факторы и используя в дальнейшем более эффективно деловую активность, ОАО «Пинский завод СММ» имеет возможность получать в большем размере валовую прибыль, выполнять доведенные задания по объемам производства и реализации продукции, как в сопоставимых, так и в действующих ценах.
3.2 Система управления
сбытом продукции и
Для обеспечения наиболее полного объема реализации продукции на предприятия создан отдел сбыта и маркетинга (ОМиС), в состав которого должны входить: начальник отдела, заместитель начальника, два экономиста по сбыту, специалист по маркетингу.
Отдел сбыта является самостоятельным
структурным подразделением предприятия
и подчиняется заместителю
Отдел сбыта в своей деятельности руководствуется:
- уставом предприятия;
- действующим законодательством;
- нормативными документами
и локальными актами, направленными
на сбытовую политику
- действующими документами системы менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-2001;
- приказами по предприятию.
Обязанности, права, ответственность и квалификационные требования к персоналу отделу определены в должностных инструкциях.
Структура и штатная численность
ОМиС изменяются и утверждаются приказом
руководителей организации
Отдел состоит из четырех
человек. Начальник отдела, зам. Начальника
отдела, 2 экономиста отдела. Отдельной
штатной единицы специалиста-
К основным задачам отдела маркетинга и сбыта относятся:
- разработка маркетинговой политики организации;
- анализ потребительских
свойств производимой
- анализ организации на
рынке, ее финансово-
- разработка стратегии развития организации;
- выявление основных внутренних
и внешних проблем организации
и разработка оптимальных
- разработка стратегии
проведения рекламных
- исследование существующих сетей сбыта;
- сбыт готовой продукции.
В соответствии с основными задачами на отдел маркетинга и сбыта возлагаются следующие функции:
- организация маркетинговых
исследований, включающая следующие
работы: определение проблем,
- сбор информации о конкурирующих организациях по следующим направлениям: объем продаж в целом; общая доля на рынке.
- выявление сильных и слабых сторон конкурентов;
- разработка прогнозов развития рынка по результатам маркетинговых исследований;
- анализ существующих сетей сбыта продукции;
- анализ ассортимента выпускаемой продукции;
- организация подготовки
предложений, направленных на
повышение качества и
- организация проведения
рекламных мероприятий в
- организация участия в выставках, ярмарках;
- разработка предложений
по формированию фирменного
Экспортная составляющая
в общем объеме реализации ОАО
«Пинский завод СММ» играет важную
роль в достижении положительных
результатов производственно-