Совершенствования управления сбытом продукции и маркетинговой деятельностью ОАО «Пинский завод средств малой механизации»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:52, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение роли маркетинга и сбыта в деятельности предприятия, проведение анализа системы управления сбытом и маркетинговой деятельностью на ОАО «Пинский завод средств малой механизации», а также выработка предложений по совершенствованию данной системы управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
МАРКЕТИНГ КАК МЕТОДОЛОГИЯ РЫНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………….
Сущность маркетинговой деятельности предприятия….
Управление маркетинговой деятельностью предприятия….
Критерии оценки эффективности затрат на маркетинг…
УПРАВЛЕНИЕ СБЫТОМ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ РУКОВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЕМ…………………………….
Понятие сбыта, товародвижения и сбытовой политики….
Выбор и построение каналов сбыта….
Взаимосвязь маркетинга и сбытовой деятельности…
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОМ ПРОДУКЦИИ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПИНСКИЙ ЗАВОД СРЕДСТВ МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ»)…………………………….
Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский завод средств малой механизации»….
Система управления сбытом продукции и маркетинговой деятельностью ОАО «Пинский завод средств малой механизации» и ее эффективность….
Направления совершенствования управления сбытом продукции и маркетинговой деятельностью ОАО «Пинский завод средств малой механизации»…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Работа состоит из  1 файл

Управление сбытом продукции и маркетинговой деятельностью.docx

— 87.87 Кб (Скачать документ)

Источник: собственная разработка на основании данных предприятия

Объем производства товарной продукции в сопоставимых ценах  за 2010 год составил 25 252 млн. руб., объем производства в сопоставимых ценах за 2009 год – 21 475 млн. руб., темп роста составил 117,6%.

За пятилетний период 2006-2010 гг. продукция Общества экспортировалась в следующие страны: Российская Федерация, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Украина, Латвия, Румыния, Чехия, Польша.

Объем экспорта реализованной  продукции за 2009 составил 5 325,0 тыс. дол. США, 2010 году – 6 342 тыс. дол. США. Темп роста объема экспорта за январь-декабрь 2010 года по отношению к аналогичному периоду 2009 года составил 119,1%.

Основным внешнеэкономическим  рынком сбыта промышленной продукции  Общества выступает Российская Федерация. На этот рынок экспортировалась вся  номенклатура выпускаемой продукции  Общества.

Выручка от реализации продукции  в 2009 году составила 39 850 млн. руб., в 2010 году – 52 208 млн.руб. Темп роста выручки в 2010 году по отношению к 2009 г. составил 131,0%.

Рентабельность реализованной  продукции за 2009 год составила 11,7%, за 2010 год – 6,5%.

Среднесписочная численность  работников Общества в 2009 году составила 330 человек, в 2010 году – 328 человек. Снижение среднесписочной численности работников Общества в 2010 году по отношению к 2009 году составило 2 человека. Снижение среднесписочной  численности произошел в основном за счет уменьшения численности основных производственных рабочих.

Производительность труда  в 2010 году составила 6 677 тыс. руб. в месяц на одного работающего в действующих ценах, за 2009 год – 5 282 тыс. руб. Темп роста производительности труда за2010 год по отношению к 2009 году составил 126,4%.

Средняя заработная плата  по Общества за январь-декабрь 2010 года составила 1 054 218 руб., за 2009 год – 827 068 руб. Темп роста среднемесячной заработной платы в 2010 году по отношению к 2009 году составил 127,5%.

Затраты на производство товарной продукции в2010 году составили 26 104 млн. руб., темп роста затрат на производство по отношению к аналогичному периоду 2009 года составил 138,1%.

В структуре затрат на производство за 2010 год по отношению к 2009 году значительных изменений по статьям  затрат не произошло. Наибольший удельный вес по статьям затрат на производство продукции в 2010 г. имеет: - сырье и  материалы 65,84%; - топливо 2,36%; - электрическая  энергия 2,35%; - заработная плата 15,29%; - отчисления на социальные нужды 5,51%.

Анализ финансового состояния  и платежеспособности ОАО «СММ»  представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Расчет показателей финансового  положения ОАО «Пинский завод  СММ» за 2010 год

 

п/п

Наименование показателя

Источник его расчета

На начало года

На конец года

Откло-

нение, (+, -)

Темп роста, %

А. исходные показатели финансового  положения по бухгалтерской отчетности

 

Общая стоимость имущества

ф.1стр.300

23 533

28 676

5 143

121,9

 

Внеоборотные активы

ф.1стр.190

12 731

15 536

2 805

122,0

 

Оборотные активы

ф.1стр.290

10 802

13 140

2 338

121,6

3.1

из них запасы и затраты

ф.1стр.210

8 631

9 675

1 044

112,1

3.2

дебиторская задолженность

ф.1стр.240

987

407

- 580

41,2

 

Капитал и резервы

ф.1стр.490

18 281

21 498

3 217

117,6

 

Долгосрочные обязательства

ф.1стр.510

0

0

   
 

Краткосрочные обязательства

ф.1стр.610

376

353

- 23

93,9

6.1

в т.ч. Кредиторская задолженность

ф.1стр.620

4 816

6 765

1 949

140,5

 

Резервы предстоящих расходов

ф.1стр.640

0

0

   
 

Итого по разделу V. Краткосрочные обязательства

ф.1стр.690

5 252

7 178

1 926

136,7

 

Выручка от реализации

ф.2стр.010

39 850

52 208

12 358

131,0

0

Себестоимость реализованных  товаров и услуг

ф.2стр.030

31 936

43798

11 862

137,1

1

Прибыль от реализации

ф.2стр.051

3 704

2 829

- 875

76,4

2

Чистая прибыль

ф.2стр.300

2 371

1 695

- 676

71,5

3

Амортизация основных средств

ф.5стр.001, гр.4

18 008

20 452

2 444

113,6

4

Восстановительная стоимость  ОС

ф.5стр.010, гр.3 и 6

30 409

35 398

4 989

116,4

5

Остаточная стоимость  ОС

ф.1стр.110

12 401

14 946

2 545

120,5

6

Уставный фонд

ф.1стр.410

78

78

0

100,0

Б. Показатели качества управления капиталом и деловой активности

7

Чистые активы или собственный  капитал

А4

18 281

21 498

 

8

Отношение чистых активов  к уставному фонду

А4/А16

234,4

275,6

9

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами >0,2

 

0,51

0,45

организация обеспечена собственными оборотными средствами


Продолжение табл. 2.2

0

Коэффициент отношения дебиторской  задолженности к кредиторской задолженности  <0,5

А3.2/А6.1

0,20

0,06

 

1

Коэффициент текущей ликвидности  >1,3

 

2,06

1,83

организация ликвидна

3

Период оборачиваемости, дней

 

111

103

 
 

Коэффициент финансовой независимости =>0,5

17Б/А1

0,78

0,75

организация финансово независима


Источник: собственная разработка на основании данных предприятия

Общая стоимость имущества  увеличилась на 121.9%.

За финансовый период деятельности ОАО «Пинский завод СММ» с 01.01.2010г. по 01.01.2011г. по бухгалтерскому балансу  наблюдается рост суммы внеоборотных активов на 22,0 процентных пункта и  рост суммы оборотных активов  на 21,6%.

Для положительного финансового  положения предприятия важно, чтобы  дебиторской задолженности было значительно меньше, чем кредиторской (норматив до 0,5). По итогам финансового  периода 2010 года дебиторская задолженность  снизилась на 58,8%, а кредиторская задолженность увеличилась на 40,5%. Коэффициент соотношения дебиторской  задолженности к кредиторской задолженности  на 01.01.2010г. составил 0,20, к концу года наблюдается тенденции к улучшению  этого показателя до 0,06.

Выручка от реализации продукции  в Обществе за 2010 год увеличилась  на 31% по сравнению с аналогичным  периодом 2009 года.

Себестоимость реализованной  продукции за январь- декабрь 2010 г. по отношению к периоду аналогичному периоду 2009 г. увеличилась на 37,1%.

Прибыли от реализации продукции  за 2010 год составила 2 829 млн. руб., темп роста по отношению к 2009 году составил 76,4%, чистая прибыль за аналогичный период снизилась на 28,5%.

Представляет интерес  анализ показателей качества управления капиталом и деловой активности.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует  наличие у организации собственных  оборотных средств, необходимых  для ее финансовой устойчивости (норматив>0,2). На 01.01.2011 года коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в ОАО «Пинский завод СММ» составил 0,45.

Коэффициент текущей ликвидности  характеризует общую обеспеченность предприятия собственными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных  обязательств. Этот показатель имеет  значение 1,83.

Период оборачиваемости  в днях за 2010 год составил 103 дня  и снизился по отношению к результатам 2009 года на 8 дней.

Исходя из анализа финансового  состояния Общества, можно сделать  вывод, что ОАО «Пинский завод  СММ» является стабильным, платежеспособным, рентабельным и конкурентоспособным  предприятием.

  1. Доходность капитала за отчетный период выше прошлогоднего уровня по всем показателям, что свидетельствует об эффективности функционирования предприятия.
  2. Предприятие характеризуется отсутствием зависимости от внешних источников финансирования.
  3. Продукция ОАО «Пинский завод СММ» является конкурентоспособной, об этом свидетельствует увеличение поставок на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья. Основная номенклатура производимой продукции, автогидроподъемники и экскаваторы-погрузчики, является востребованной как на внутреннем, так и внешнем рынках.

Учитывая все факторы  и используя в дальнейшем более  эффективно деловую активность, ОАО  «Пинский завод СММ» имеет возможность  получать в большем размере валовую  прибыль, выполнять доведенные задания  по объемам производства и реализации продукции, как в сопоставимых, так  и в действующих ценах.

3.2 Система управления  сбытом продукции и маркетинговой  деятельностью ОАО «Пинский завод  средств малой механизации» и  ее эффективность

 

Для обеспечения наиболее полного объема реализации продукции  на предприятия создан отдел сбыта  и маркетинга (ОМиС), в состав которого должны входить: начальник отдела, заместитель  начальника, два экономиста по сбыту, специалист по маркетингу.

Отдел сбыта является самостоятельным  структурным подразделением предприятия  и подчиняется заместителю директора  по коммерческим вопросам.

Отдел сбыта в своей  деятельности руководствуется:

- уставом предприятия;

- действующим законодательством;

- нормативными документами  и локальными актами, направленными  на сбытовую политику предприятия;

- действующими документами  системы менеджмента качества  в соответствии с требованиями  СТБ ИСО 9001-2001;

- приказами по предприятию.

Обязанности, права, ответственность  и квалификационные требования к  персоналу отделу определены в должностных  инструкциях.

Структура и штатная численность  ОМиС изменяются и утверждаются приказом руководителей организации исходя из условий и особенностей деятельности организации по представлению начальника отдела маркетинга и сбыта и по согласованию с планово-экономическим  отделом, отделом кадров, юрисконсультом.

Отдел состоит из четырех  человек. Начальник отдела, зам. Начальника отдела, 2 экономиста отдела. Отдельной  штатной единицы специалиста-маркетолога  на предприятии нет. Поэтому все  функциональные обязанности частично возлагаются на каждого специалиста  отдела маркетинга и сбыта в соответствии с должностными инструкциями. В этом есть небольшой минус. В силу загруженности специалистов, не уделяется должного внимания маркетинговым исследованиям.

К основным задачам отдела маркетинга и сбыта относятся:

- разработка маркетинговой  политики организации;

- анализ потребительских  свойств производимой продукции  и прогнозирование потребительского  спроса и рыночной конъюнктуры;

- анализ организации на  рынке, ее финансово-хозяйственной  деятельности и эффективности  управления организацией;

- разработка стратегии  развития организации;

- выявление основных внутренних  и внешних проблем организации  и разработка оптимальных способов  их решения;

- разработка стратегии  проведения рекламных мероприятий  и стимулирование сбыта;

- исследование существующих  сетей сбыта;

- сбыт готовой продукции.

В соответствии с основными  задачами на отдел маркетинга и сбыта  возлагаются следующие функции:

- организация маркетинговых  исследований, включающая следующие  работы: определение проблем, связанных  со сбытом продукции; сбыт готовой  продукции; заключение договоров.

- сбор информации о  конкурирующих организациях по  следующим направлениям: объем продаж  в целом; общая доля на рынке.

- выявление сильных и  слабых сторон конкурентов;

- разработка прогнозов  развития рынка по результатам  маркетинговых исследований;

- анализ существующих  сетей сбыта продукции;

- анализ ассортимента  выпускаемой продукции;

- организация подготовки  предложений, направленных на  повышение качества и конкурентоспособности  выпускаемой продукции;

- организация проведения  рекламных мероприятий в средствах  массовой информации, рекламы на  транспорте и т.д.;

- организация участия  в выставках, ярмарках;

- разработка предложений  по формированию фирменного стиля  организации.

Экспортная составляющая в общем объеме реализации ОАО  «Пинский завод СММ» играет важную роль в достижении положительных  результатов производственно-хозяйственной  деятельности. По этой причине Общество постоянно проводит работу не только по удерживанию своих позиций  во внешней торговле, но и проводит мероприятия по наращиванию объема реализации на экспорт.

Информация о работе Совершенствования управления сбытом продукции и маркетинговой деятельностью ОАО «Пинский завод средств малой механизации»