Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 11:40, контрольная работа
Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и уста-новление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для вы-полнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
1.Стандартизация и управление качеством
2.Словарь терминов и определений
В
противоположность
Расходы на качество, определяющие в сумме цену качества можно разделить на две основные категории:
- расходы, связанные с обеспечением качества (цена соответствия);
- издержки, связанные с неудовлетворительным качеством изделий (цена несоответствия).
В свою очередь, расходы на обеспечение качества включают в себя расходы на проведение контроля качества с целью выявления продукции неудовлетворительного качества, а также расходы, связанные с предупреждением выпуска некачественной продукции.
Издержки, связанные с неудовлетворительным качеством изделий включают в себя издержки в сфере производства и издержки в сфере потребления.
Специалисты фирм весьма часто затрудняются определить точный доход, получаемый от улучшения качества продукции, из-за отсутствия приемлемой методики расчета. Более доступен метод расчета ожидаемого выигрыша от сокращения выпуска дефектных и бракованных изделий, а также рекламационного возврата. В сложных ситуациях иногда используются косвенные методы оценок эффекта.
Внедряя комплексное управление качеством продукции, многие фирмы сталкиваются с целым рядом технических проблем. Сложность и комплексность большинства технологических процессов обуславливает невозможность принятия решений одним человеком. в этих условиях наиболее эффективным направлением при решении проблем, возникающих в ходе подобных процессов, является использование групповой организации работ, доказывающей свою эффективность на примере деятельности кружков качества.
Система комплексного управления качеством (TQM, Total Quality Management) является необходимым атрибутом современной концепции управления промышленной фирмой. Основой системы комплексного управления качеством является гарантированное обеспечение пригодности к использованию как полуфабрикатов (поступающих на очередную стадию технологического процесса), так и готовой продукции.
В рамках TQM, как вспомогательной стратегии рассматриваются и объединяются элементы пяти важнейших стратегий, реализуемых промышленными предприятиями:
- общехозяйственная стратегия;
- стратегия в области межфункциональных взаимодействий;
- стратегия взаимоотношений с поставщиками сырья и материалов;
- стратегия управления производственными процессами;
- стратегия управления разработкой новых видов продукции (НИОКР).
Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Для технических систем характерна жесткая функциональная интеграция всех элементов, поэтому в них нет второстепенных элементов, которые могут быть некачественно спроектированы и изготовлены. Таким образом, современный уровень развития НТП значительно ужесточил требования к техническому уровню и качеству изделий в целом и их отдельных элементов.
При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, люди всегда действовали, действуют, и будут действовать примерно по такой схеме: Определение потребности и выработка требований к качеству продукции (план, программа качества);
Придание
исходному материалу
Проверка соответствия полученного качества предъявленным требованиям (выявление отклонений) или констатация соответствий;
Воздействие для устранения отклонений полученного качества от заданного (обратная связь).
При таком взгляде на последовательность действий по качеству обнаруживается явление, имеющее чрезвычайно большое значение для всей философии работ по качеству. Это наличие единства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действиях людей, связанных с созданием и использованием (потреблением) продукции.
Органы управления качеством продукции.
При определении органов
На уровне предприятия управление качеством организуется одним из двух способов. Первый заключается в четком распределении функций и задач управления качеством продукции между существующими подразделениями и работниками, периодическом пересмотре как самих функций и задач, так и их распределения ради улучшения деятельности. При этом не создается специализированный орган - отдел управления качеством.
Второй предполагает в дополнение к первому варианту выделение общей функции координации и создание специального органа - отдела управления качеством. На этот отдел и возлагаются многие специальные функции управления качеством продукции.
Каждый из этих двух вариантов имеет свои преимущества и свои недостатки.
Так, преимущества первого варианта заключается в том, что все участники производственного процесса несут ответственность за качество. Не возникает чувства того, что кто-то за них несет эту ответственность и должен решать все вопросы, связанные с качеством. Недостаток состоит в том, что ряд координирующих функций никто не выполняет, никто не ведет организационных и методических вопросов общего характера.
Второй вариант лишен указанного недостатка, но зато у работников предприятия нередко возникает чувство, что есть специально выделенные люди на предприятии, которые отвечают за качество, следовательно, они и должны решать все проблемы, связанные с качеством.
В любом варианте общее руководство системой управления качеством должен возглавлять руководитель предприятия, отвечающий за всю деятельность предприятия и за экономические результаты, которые в условиях рыночной экономики не могут быть высокими при плохом качестве продукции.
СЛОВАРЬ
АККРЕДИТАЦИЯ (ЛАБОРАТОРИИ)
Официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний
АККРЕДИТОВАННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Испытательная лаборатория, прошедшая аккредитацию
АНАЛИЗ КОНТРАКТА
Систематическая деятельность, предпринимаемая поставщиком до подписания контракта, чтобы убедиться, что требования к качеству точно определены, избавлены от двусмысленности. документально оформлены и могут быть выполнены поставщиком.
ПРИМЕЧАНИЯ:
Анализ контракта является обязанностью поставщика, но может быть выполнен совместно с потребителем.
Анализ контракта может быть повторен на различных стадиях, если это необходимо
АНАЛИЗ ОТКАЗОВ
Логическое и систематическое исследование отказавшего объекта с целью идентификации и анализа характера возникновения отказов, их причин и последствий
АНАЛИЗ ПРОЕКТА
Документированная,
всесторонняя и систематическая
проверка проекта с целью оценки
его возможности выполнять
ПРИМЕЧАНИЕ:
Анализ проекта может проводиться
на любом этапе процесса проектирования,
но в любом случае он должен быть
осуществлен по завершении процесса
АНАЛИЗ СУЩЕСТВЕННЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
Логическое и систематическое исследование объекта с целью идентификации и анализа вероятностей возникновения причин и последствий потенциальных неисправностей
АТТЕСТАЦИЯ ЛАБОРАТОРИИ
Проверка испытательной лаборатории с целью определения ее соответствия установленным критериям
БЕЗАВАРИЙНОСТЬ
Свойство конструкции изделия не допускать перехода отказов в критические
БЕЗОПАСНОСТЬ
Состояние, при котором риск вреда (персоналу) или ущерб ограничен допустимым уровнем.
ПРИМЕЧАНИЯ:
Безопасность является одним из аспектов качества.
Вышеприведенное определение применяется в стандартах на качество. Термин "безопасность" определен в Руководстве ИСО/МЭК 2
БЕЗОТКАЗНОСТЬ
Свойство объекта выполнять требуемую функцию при заданных условиях в течение заданного интервала времени
БРАК
Продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов
БРАКОВКА
Окончательное решение о том, что партия продукции или какое-то количество продукции, материалов или услуг не удовлетворяет критериям, основанное на информации, полученной по результатам выборки
ВЕРОЯТНОСТЬ БЕЗОТКАЗНОСТИ
Вероятность
того, что объект сможет выполнить
требуемую функцию при
ВЕРОЯТНОСТЬ ОТКАЗА АБОНЕНТА ОТ УСЛУГИ
Вероятность отказа абонента от попытки воспользоваться услугой
ВЕРОЯТНОСТЬ ОШИБКИ АБОНЕНТА
Вероятность ошибки абонента при попытке воспользоваться услугой
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ
Способность объекта быть использованным без модификации вместо другого для выполнения тех же требований.
ВНЕЗАПНЫЙ ОТКАЗ
Отказ, который невозможно предвидеть при осмотре или профилактическом обслуживании
ВСЕОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО КАЧЕСТВОМ
Подход к управлению организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.
ВТОРИЧНЫЙ ОТКАЗ
Отказ изделия, который прямо или косвенно зависит от отказа другого изделия
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ
Контроль материалов или изготовленной продукции при их получении от поставщика, проводимый заказчиком
ВЫБОРКА
Группа
изделий (объектов) или экземпляров,
которая берется из большого массива
или совокупности (множества) и дает информацию,
необходимую для оценки характеристики
совокупности, или служит основанием для
определенного действия по данной совокупности
или процессу, в результате которого эта
совокупность была получена [4].
ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛ
Контроль продукции, процессов или услуг с использованием выборок (в отличие от сплошного контроля) [4].
ГРАДАЦИЯ (КЛАСС, СОРТ)
Категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству.
ПРИМЕЧАНИЯ:
Градация (класс, сорт) отражает предусмотренное или признанное различие в требованиях к качеству. Упор делается на взаимосвязь функционального использования и затрат.