Стандарты ISO и концепции TQM

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:56, контрольная работа

Описание

Реформирование российской экономики и переход ее на рыночный уровень, а также выходы на мировые рынки вынуждают отечественные компании уделять проблеме качества все больший интерес. В условиях жесткой конкуренции гарантии качества вносят решающий вклад в выбор потребителем продукции или услуги той или иной компании. Одной из таких гарантий является сертификат системы менеджмента качества (СМК) по международным стандартам серии ISO 9000.

Содержание

1. ISO 9000………………………………………………………………………..
1.1. Версии стандартов ISO 9000…………………………………………
1.2. О природе стандартов ISO серии 9000……………………………..
1.3. Стандарты, входящие в серию………………...……………………
1.4. Дополнительные стандарты, изданные ISO ТК 176……………..
1.5. Национальные эквиваленты ISO серии 9000…………………….
1.6. Роль сертификации по ISO 9001……………………………………
2. Всеобщее управление качеством (TQM)………………………………….
2.1. История………………………………………………………………...
2.2. Что такое Всеобщее управление качеством………………………
2.3. Четырнадцать универсальных принципов Эдварда Деминга….
2.4. Пять смертельных болезней…………………………………………
2.5. Преимущества TQM………………………………………………….
2.6. TQM против авторитарного стиля управления………………….
3. Управление качеством и стандарты ISO серии 9000…………………...
3.1. TQM и ISO 9000……………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

готовая.docx

— 104.61 Кб (Скачать документ)

Оглавление:

1. ISO 9000………………………………………………………………………..

    1.1. Версии стандартов ISO 9000…………………………………………

    1.2. О природе стандартов ISO серии 9000……………………………..

    1.3. Стандарты, входящие в серию………………...……………………

    1.4. Дополнительные стандарты, изданные ISO ТК 176……………..

    1.5. Национальные эквиваленты ISO серии 9000…………………….

    1.6. Роль сертификации по ISO 9001……………………………………

2. Всеобщее управление качеством (TQM)………………………………….

    2.1. История………………………………………………………………...

    2.2. Что такое Всеобщее  управление качеством………………………

    2.3. Четырнадцать универсальных  принципов Эдварда  Деминга….

    2.4. Пять смертельных  болезней…………………………………………

    2.5. Преимущества TQM………………………………………………….

    2.6. TQM против авторитарного стиля управления………………….

3.  Управление качеством  и стандарты ISO серии 9000…………………...

    3.1. TQM и ISO 9000……………………………………………………….

Список использованных источников………………………………………..

3

4

5

7 

9

9

9

10

10

11

12

15

16

17

19

20

22

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ISO 9000
 

     Реформирование  российской экономики и переход  ее на рыночный уровень,  а также  выходы на мировые рынки вынуждают  отечественные компании уделять  проблеме качества все больший интерес. В условиях жесткой конкуренции  гарантии качества вносят решающий вклад  в выбор потребителем продукции  или услуги той или иной компании. Одной из таких гарантий является сертификат системы менеджмента  качества (СМК) по международным стандартам серии ISO 9000.

     ISO 9000 - это серия международных стандартов по созданию на предприятии системы управления качеством, которая представляет собой набор предписаний по повышению эффективности происходящих в компании процессов с целью улучшения выпускаемой продукции и услуг.

       Эта серия стандартов была  разработана комитетом ISO на основе британского стандарта BS 5750 и впервые опубликована в 1987 году. На данный момент во многих странах мира ISO 9000 является государственным стандартом. В России ему полностью соответствует стандарт ГОСТ-Р ИСО 9001-2001 и европейский стандарт EN 29000. Хочется подчеркнуть, что стандарт применяется именно к системе менеджмента качества (СМК), а не к конечному продукту или услуге.

       Поскольку реализация системы  менеджмента качества (СМК) путем  оформления ISO 9000 направлена на удовлетворение интересов потребителя с точки зрения качества продукции (или услуги), то все процедуры по оформлению следует начинать с детального анализа потребностей и ожиданий самих потребителей, т.е. с маркетинговой стратегии. А сам стандарт системы менеджмента качества воплощает в себе рекомендации по постоянному улучшению качества продукции согласно этой стратегии.

     ISO 9000 — серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий.

     Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом ТК 176 Международной Организации по Стандартизации (ISO, International Organization for Standardization). В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM) Принято считать, что при разработке 1-й версии стандартов ISO серии 9000 ТК 176 руководствовался британским стандартом BS 5750, разработанным Британским институтом стандартов BSI. В свою очередь, считается, что британский стандарт базировался на отраслевых стандартах ВПК 

    1. Версии  стандартов ISO 9000

     Серия стандартов ISO 9000 неоднократно пересматривалась.

     1 версия была подготовлена в  1987 году.

     2 версия была выпущена в 1994 году  и представляла собой уточненную  версию 1987.

     3 версия была разработана в  2000 году. Версия 1994 года была радикально  пересмотрена.

     4 версия стандарта вышла разобщенно - в 2005 году был выпущен стандарт ISO 9000-2005, в 2008 и 2009 годах были опубликованы стандарты ISO 9001 и 9004.

     Несмотря  на ожидавшийся полный пересмотр  версии 2000 года, ТК176 решил ограничиться "косметическими" правками - исправлением неточностей и разночтений. Причинами  отказа от существенных изменений и  задержки с выпуском новой версии были названы желание продлить срок действия существующих сертификатов у  организаций (т.е. сохранить статус-кво  в сертификационном бизнесе).

     Выход 5 версии стандартов планируется на 2012 год.

     Стандарты серии ISO 9000, принятые более чем 190 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности.

     Сертификация  производится по единственному стандарту  из этой серии, содержащему требования: ISO 9001. Организация ISO не проводит сертификацию по ISO 9001. Действует двухуровневая система подтверждения соответствия. Сертификацией систем менеджмента качества отдельных организаций занимаются специально сформированные аудиторские организации (органы по сертификации). Они, в свою очередь, аккредитуются национальными аккредитационными обществами. Так же существуют и независимые системы аккредитации. 

    1. О природе стандартов ISO серии 9000

     Важно понимать, что соответствие стандарту  ISO 9001 не гарантирует высокое качество продукции. Термин «Quality management» здесь было бы правильнее переводить как «Управление добротностью». Соответствие требованиям и рекомендациям этих стандартов говорит о способности предприятия:

  • делать всё максимально возможное для достижения поставленных перед собой целей;
  • улучшать результативность своей деятельности.

     Также соответствие требованиям ISO 9001 свидетельствует о некотором уровне надежности поставщика и добротности его компании. С точки зрения современных компаний, соответствие требованиям ISO 9001 — это тот минимальный уровень, который даёт возможность вхождения в рынок. Сам сертификат соответствия ISO 9001 является внешним независимым подтверждением достижения требований стандарта.

     Цель  серии стандартов ISO 9000 — стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества продукции предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. С принятием в 2000 году 3 версии стандартов ISO серии 9000 большее внимание стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков. ISO 9004 делает акцент на достижение устойчивого успеха. Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя, такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.

     Стандарт  ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нем термины и определения используются во всех стандартах ISO серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания основных элементов системы менеджмента качества продукции согласно стандартам ISO серии 9000. ISO 9000 определяют 8 Принципов менеджмента качества, а также использование процессного подхода с целью постоянного улучшения.

     Процессы  создания продукции входят в цепь "поставщик (на рис.не показано) - организация - потребитель" и на рисунке показаны как "выпуск продукции". Только данные процессы добавляют ценность, потому что создают то, что установлено в договоре с потребителем, остальное - вспомогательные, поддерживающие процессы. 
 

    1. Стандарты, входящие в серию

     ISO 9000. Словарь терминов о системе менеджмента, свод принципов менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

     ISO 9001. Содержит набор требований к системам менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования».

     ISO 9004. Cодержит руководство по достижению устойчивого успеха любой организацией в сложной, требовательной и постоянно изменяющейся среде, путем использования подхода с позиции менеджмента качества. Текущая версия - «ISO 9004:2009 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества».

     ISO 19011. Стандарт, описывающий методы проведения аудита в системах менеджмента, в том числе, менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 19011:2011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».

     Стандарты ISO серии 10000 (Технологии поддержки)

     ISO 10001. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство, касающееся кодексов поведения организации.

     ISO 10002. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по обращению с жалобами потребителей в организациях.

     ISO 10003. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по разрешению споров вне организаций.

     ISO/TS 10004. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по мониторингу и измерению. (На стадии проекта стандарт ISO/DIS 10004).

     ISO 10005. Системы менеджмента качества. Руководство по программам качества.

     ISO 10006. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества проектов.

     ISO 10007. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту конфигурации.

     ISO 10008. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания для бизнес-потребителей электронных торговых операций. (Стандарт на стадии проекта ISO/CD 10008).

     ISO 10012. Управление системами измерения. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию.

     ISO/TR 10013. Руководство по документированию системы менеджмента качества.

     ISO 10014. Менеджмент качества. Руководство по реализации финансовых и экономических преимуществ.

     ISO 10015. Менеджмент качества. Руководство по обучению.

     ISO/TR 10017. Руководство по статистическим методам применительно к ISO 9001:2000.

     ISO 10018. Менеджмент качества. Руководство по вовлечению и компетентности персонала. (Стандарт на стадии проекта ISO/DIS 10018).

     ISO 10019. Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг.

    1. Дополнительные  стандарты, изданные ISO ТК 176

     176 Технический комитет ISO издал один отраслевой стандарт для организаций-поставщиков автомобильной отрасли.

     ISO/TS 16949:2009 Частные требования по применению ISO 9001:2008 для автомобильной промышленности и организаций, изготавливающих соответствующие запасные части. 

    1. Национальные  эквиваленты ISO серии 9000

     Российские  версии стандартов:

     ГОСТ  Р ISO 9000-2008 — аналог ISO 9000:2005

     ГОСТ  Р ISO 9001-2008 — аналог ISO 9001:2008

     Украинские  версии стандартов:

     ДСТУ  ISO 9000:2007 — аналог ISO 9000:2005

     ДСТУ  ISO 9001:2009 — аналог ISO 9001:2008

     Белорусские версии стандартов:

     СТБ ИСО 9000-2006 — аналог ISO 9000:2005

Информация о работе Стандарты ISO и концепции TQM