Управление качеством продукции на предприятии на примере ОАО «Новгородхлеб»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:33, контрольная работа

Описание

Целью моей работы является обзор научных данных по управлению качеством продукции с последующим анализом системы качества конкретного предприятия. Выбирая из новгородских производителей, я остановилась на одном из ведущих предприятий по производству хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий – ОАО «Новгородхлеб».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Современная система управления качеством………………………………..5
1.1 Понятие и показатели качества продукции………………………….8
1.2 Методы оценки качества продукции………………………………..12
1.3 Факторы, влияющие на качество……………………………………18
1.4. Система управления качеством продукции на предприятии……..22
1.5 Стандартизация продукции и сертификация, их роль в
обеспечении качества продукции………………………………………..25
2. Управление качеством продукции на ОАО «Новгородхлеб»
2.1 История развития……………………………………………………..30
2.2 Характеристика предприятия ОАО «Новгородхлеб»……………..30
Заключение………………………………………………………………………33
Литература…………………………………

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

Статистический анализ - это исследование условий и факторов, влияющих на качество продукции.

Координацией работ по стандартизации в области статистических методов контроля качества на международном уровне занимается технический комитет международной организации по стандартизации - ИСО/ТК-69.

В целом, для обеспечения эффективности контроля, кроме применения конкретных методов, необходимо также иметь в виду два общих правила.

Во-первых, нужно, чтобы контроль охватывал все этапы работ: от исследований и проектирования до проведения испытаний готовых изделий и надзора за их эксплуатацией.

Во-вторых, важно, чтобы основной объем контроля осуществлялся в виде самоконтроля, когда исполнители работ заинтересованы контролировать себя сами и сами же могут устранить обнаруженные дефекты. При этом должен сохраняться также и независимый контроль для проведения инспекторских проверок, испытаний и приемки готовой продукции. В каждом конкретном случае нужно постараться найти оптимальное сочетание между этими двумя видами контроля, которое будет зависеть главным образом от характера производства и контингента работников.

 

1.3 Факторы, влияющие на качество

 

Непосредственное воздействие на качество продукции и услуг оказывают следующие девять основных факторов: рынки сбыта, финансовые ресурсы, организация производства, людские ресурсы, стимулирование, материальные ресурсы, оборудование и механизация, современные методы обработки информации, повышение требований к качеству продукции. Для каждого из этих факторов характерны свои многочисленные требования, влияющие, как никогда раньше, на производство продукции.

1.      Рынки сбыта. Широкий ассортимент новых видов продукции

улучшенного качества, характерный для сегодняшних рынков сбыта, продолжает неуклонно увеличиваться. Многие изделия - результат передовых технологических процессов, которые распространяются не только на изделие, но и на материалы и методы, с помощью которых оно производится. Разработке новых видов продукции предшествует тщательное изучение потребительского спроса. Потребитель рассчитывает приобрести и приобретает изделия улучшенного качества, отвечающие его требованиям. Расширяются масштабы деятельности рынков, повышается специализация в части предлагаемых изделий и услуг. Многие фирмы выходят со своей продукцией на международные рынки. В результате этого они не могут не проводить политику внедрения гибких форм и методов работы и быстро реагировать на изменения потребительского спроса.

2.      Финансовые ресурсы. Обострение конкуренции и экономические

колебания деловой активности не могли не сказаться на сокращении размеров прибыли. В то же время, необходимость создания автоматизированных и механизированных производств привела к значительным затратам на оснащение предприятий новым оборудованием и внедрение передовых технологических процессов. Подобные затраты покрываются за счет повышения производительности труда. Следовательно, дополнительные финансовые расходы на производство продукции неудовлетворительного качества и устранение недостатков стали представлять для предприятий серьезную опасность. В связи со значительным увеличением расходов на качество, руководство фирм вынуждено было обратить особое внимание на эту самую уязвимую область с целью снижения расходов и обеспечения прибыльности.

3. Организация производства. Ответственность за качество распределяется между несколькими специализированными подразделениями фирмы. Раньше за качество продукции отвечали только мастер и инженер-конструктор. В настоящее время группа организации сбыта продукции регламентирует требования, которым должно отвечать разрабатываемое изделие. Техническая группа отвечает за соответствие проекта этим требованиям. В обязанности производственной группы входят подготовка и организация производства. Группа управления качеством занимается планированием характеристик качества и их обеспечением в течение всего производственного процесса, достигая соответствия готового изделия установленным требованиям. Существенное место в комплексе всех мероприятий, обеспечивающих производство изделия надлежащего качества, отводится группе, ответственной за качество технического обслуживания уже реализованного изделия.

4. Людские ресурсы. На современном этапе научно-технического прогресса, когда возникают такие совершенно новые технические области, как электроника, стала ощущаться острейшая потребность в высококвалифицированных специалистах узкого профиля.

5. Стимулирование. В условиях постоянно меняющейся конъюнктуры особое значение приобретает вклад каждого работника в производство продукции высокого качества. Анализ области стимулирования показал, что помимо денежного вознаграждения работники придают большое значение признанию их личных заслуг в выполнении задач, стоящих перед фирмой. Это привело к необходимости совершенствования процессов обучения методам обеспечения качества и воспитания сознательного отношения к проблемам качества.

6. Материальные ресурсы. При существующих издержках производства и требованиях, предъявляемых к качеству продукции, специалисты не могут обойтись без точного расчета имеющихся в наличии материальных ресурсов и использования новых, самых различных металлов и сплавов специального назначения. Многообразие материалов обусловило установление более строгих требований в технических условиях на материалы. Визуальный их осмотр, практикуемый несколько лет назад, уже не отвечает предъявляемым требованиям. На смену ему пришли физические и химические методы быстрого и точного измерения материалов с использованием такой высокоспециализированной техники, как спектрофотометры, лазеры, ультразвуковые приборы и испытательное оборудование.

7. Оборудование и механизация. Необходимость снижения издержек производства и увеличения объема выпускаемой продукции, отвечающей требованиям потребителя в условиях обострения конкуренции на рынках сбыта, обусловила применение производственного оборудования повышенной сложности, эффективность которого в значительной мере зависит от качества материалов, идущих на его производство. Качество машины, отвечающее предъявляемым требованиям, становится определяющим фактором при эксплуатации оборудования в течение предусмотренного жизненного цикла. Дальнейшая механизация и автоматизация, стремление фирм сократить расходы способствуют повышению роли и значения улучшения качества, обеспечивающего сокращение расходов, а также эффективное использование людских и производственных ресурсов.

8. Современные методы обработки информации. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники позволило выполнять очень большой объем работ по сбору, хранению, поиску и обработке информации. Новая сложная информационная техника предоставила в распоряжение фирм эффективные средства контроля оборудования и процессов производства, а также продукции и услуг уже после их реализации. А с помощью новых, постоянно совершенствующихся методов обработки информации руководство фирм получает необходимую, точную и своевременную информацию, на базе которой оно принимает перспективные решения.

9. Повышение требований к качеству продукции. Значительные достижения в разработке сложных конструкций изделий привели к необходимости введения более строгого контроля производственных процессов. Особое внимание стало обращаться на "мелочи", которым раньше просто не придавалось значения. Так, наличие пыли в помещении сборки электронного оборудования, вибрация пола, передающаяся прибору с числовым управлением, или температурные колебания в помещении во время регулировки систем наведения летательных аппаратов представляют серьезную опасность для качества выпускаемого современного оборудования. Сложность конструкций и строгие технические требования, предъявляемые к рабочим характеристикам изделий, обусловили повышенное внимание к показателям безопасности и надежности работы, предопределили необходимость принятия мер, исключающих понижение уровня надежности компонентов или систем изделий.

Итак, многие из вышеприведенных факторов, влияющих на качество, постоянно претерпевают изменения, которые в свою очередь становятся объектом внимания эффективно функционирующих систем управления качеством.

 

1.4. Система управления качеством продукции на предприятии

 

Система управления качеством представляет собой согласованную рабочую структуру, действующую в фирме и включающую эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество. Мировой опыт сформировал не только общие признаки действующих систем управления качеством, но также принципы и методы, которые могут применяться в каждой из них.

В настоящее время можно выделить 3 уровня систем управления качеством, имеющие некоторые концептуальные различия:

                  системы, соответствующие требованиям стандарта ИСО серии 9000;

                  общефирменные системы управления качеством (TQM - всеобщее управление качеством - Total Quality Management);

                  системы, соответствующие критериям национальных или международных (региональных) премий дипломов по качеству.

Системы, соответствующие стандартам ИСО серии 9000. Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000 - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и представление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Вместе с тем в стандарте ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена слабо, а на своевременность поставок - просто отсутствует.

Общефирменная система управления качеством (TQM).

TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия TQM базируется на принципе - улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка - ноль дефектов, к затратам - ноль непроизводительных затрат, к поставкам - точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта философия имеет специальный термин - "Постоянное улучшение качества" (quality improvement).

Системы качества, соответствующие критериям национальных или региональных премий по качеству. Премии по качеству как стимул создания на предприятиях эффективных систем качества широко используются в мире - премия Деминга в Японии, премия Малкольма Болдриджа в США, Европейская премия в станах Европы и др. В России существует премия Правительства РФ в области качества. Следует отметить, что критерии премии по качеству, учитывая все передовое, что имеется в системах по ИСО 9000 и в TQM, еще в большей мере обращены к человеческому фактору.

Суть метода распределения функций качества (QFD) заключается, образно говоря, в переводе требований к качеству с одного языка на другой.

Метод анализ причин и последствий отказов (FMEA) впервые был разработан и применен в программе "Шаттл". Чаще всего он используется на стадии проектирования. Суть его заключается в том, что экспертно предполагаются наиболее критические отказы изделия, возможные в эксплуатации. Оцениваются (экспертно) возможные последствия этих отказов. В зависимости от серьезности этих последствий с определенной глубиной анализируются возможные причины отказов и принимаются конструктивные и технологические решения по недопущению этих причин.

Методы Тагути можно отнести к инженерно-экономическим методам, позволяющим наиболее коротким способом с меньшими затратами прийти к правильному инженерному решению. Тагути создал надежный метод расчета, использовав отношение сигнал/шум, применяемое в электросвязи.

Групповые методы анализа и решения проблем получили достаточное воплощение в форме кружков качества. Однако в зарубежной практике групповая организация улучшения качества имеет много разновидностей. Саму по себе идею нельзя вырвать и насадить как нечто самостоятельное. Она должна быть органической частью продуманного проекта построения на предприятии системы качества.

Такие методы, как QFD, FMEA, Тагути, в зарубежной практике применяются очень широко и эффективно, входят неотъемлемой частью в программы подготовки специалистов по качеству.

Семь инструментов качества японской экономики изложены в переводной литературе японских авторов (Исикава, Куме) и в отечественных публикациях. Одно из достоинств этих методов - в их простоте и возможности использования работниками любого уровня - от директора до рабочего.

Статистические методы. Начальный опыт японской революции в качестве связан именно с массовым применением статистических методов. Использование статистических методов предполагает, что на предприятии имеется группа специалистов, квалифицированно владеющих этими методами и осуществляющих постановку их применения на предприятии. Статистические методы широко отражены в стандартах, справочниках и других материалах.

 

1.5 Стандартизация продукции и сертификация, их роль в обеспечении качества продукции

 

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация - нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции, т.е. это комплекс средств, устанавливающих соответствие стандартам.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии на примере ОАО «Новгородхлеб»