Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:24, курсовая работа
Целями курсовой работы являются:
1) изучение процесса формирования и развития рынков в регионе;
2) рассмотрение регионального потребительского рынка как составляющей системы региональных рынков;
3) изучение потребительского рынка региона на примере Калининградской области и предложения по дальнейшему развитию потребительского рынка нашего региона.
Введение ................................................................................................................. 3
1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКОВ В РЕГИОНЕ………………... 5
2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК, ЕГО РОЛЬ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАПРОСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЕГИОНА…………... 8
3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ …... 14
3.1 Общее состояние потребительского рынка Калининградской области ... 14
3.2 Общая оценка социально-экономической ситуации в сфере потребительского рынка Калининградской области в январе-декабре 2010 года …………………………………………………………………...…………. 21
3.2.1 Оптовая торговля ………………………………………………………… 21
3.2.2 Розничная торговля ……………………………………………………… 21
3.2.3 Платные услуги населению ………………………………………….... 22
3.3 Предложения по развитию потребительского рынка Калининградской области ………………………………………………...………………………... 23
Заключение ………………………………………………………………….….. 26
Список использованной литературы ……………………
Введение ..............................
1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКОВ В РЕГИОНЕ………………... 5
2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК, ЕГО
3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ …... 14
3.1 Общее состояние потребительского рынка Калининградской области ... 14
3.2 Общая оценка
социально-экономической
3.2.1 Оптовая торговля ………………………………………………………… 21
3.2.2 Розничная торговля ……………………………………………………… 21
3.2.3 Платные услуги населению ………………………………………….... 22
3.3 Предложения
по развитию потребительского
рынка Калининградской области ………………………………………………...………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………. 28
К
числу наиболее существенных причин,
оказавших значительное влияние
на темпы перехода России к рыночным
отношениям, на весь ход социально-экономических
преобразований в стране, несомненно,
относится и явная недооценка
территориального (регионального) фактора.
Процесс децентрализации
В
силу исключительной важности подлинно
научного обеспечения радикальных
рыночных преобразований, создания (сохранения)
единого рыночного пространства
в сочетании с формированием
региональных рынков, с развитием
местного самоуправления возникла острая
необходимость более
Актуальность выбранной темы курсовой работы состоит в том, что без развития рынков в регионах невозможен переход Российской Федерации к устойчивому развитию. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона.
В масштабах регионов сложилась совокупность естественных, экономических, социально-бытовых, национально-культурных и других относительно устойчивых связей, необходимых для жизнеобеспечения населения, экономики регионов, страны в целом.
Регион
представляет собой сложный социально-
Целями курсовой работы являются:
1) изучение процесса формирования и развития рынков в регионе;
2)
рассмотрение регионального
3)
изучение потребительского
В соответствии с целями поставлены задачи, решенные последовательно в трех частях курсовой работы.
Объект исследования - региональные рынки.
Предметом
исследования является потребительский
рынок Калининградской области.
1.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
РЫНКОВ В РЕГИОНЕ
По
своей экономической сущности региональный
рынок – это совокупность высоколокализованных
социально-экономических процессов и
отношений в сфере обмена (обращения),
формируемых под влиянием особенностей
спроса и предложения каждого территориально-
Региональные
рынки могут существовать как при лимитно-распределительной
системе, так и при рыночной экономике.
В первом случае рынки развиваются и функционируют
в соответствии с логикой административно-директивного
управления. Так, объем товарооборота
и соответствующее товарное обеспечение
для каждого территориально-
С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и др.
Развитый
региональный рынок может эффективно
функционировать при научно обоснованной
системе изучения спроса, тенденций
и его закономерностей
- общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров;
- структуры спроса одноименных товаров различных предприятий;
- сезонных колебаний спроса по отдельным товарам;
-
требований покупателей к
Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуры рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг.
Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.
Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.
Потребность
в товарах и услугах находится
в прямой зависимости от платежеспособного
спроса и развития непроизводственной
сферы в регионе. Платежеспособный
спрос населения
Региональные
рынки можно объединить в систему,
которая представляет собой совокупность
рыночных образований различного типа,
цель которых – обеспечение
- потребительский рынок (рынок благ);
- рынок земли и недвижимости;
- рынок труда;
-
рынок капиталов (кредитный
- рынок информации;
- рынок природных ресурсов;
- рынок культурных ценностей;
- рынок образовательных услуг и др.
Все
рынки взаимосвязаны друг с другом,
они обслуживаются
2.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ
РЫНОК, ЕГО РОЛЬ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ
ЗАПРОСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
РЕГИОНА
Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.
Функционирование
регионального потребительского рынка
определяется связями: между потребностями
населения региона и
Понятие
«потребительский рынок» в современной
российской экономической литературе
встречается с начала 90-х гг. В
числе первых работ о российских
региональных потребительских рынках
следует назвать монографии и
статьи Р.И. Шнипера и А.С. Новоселова.
К этому времени относится
одно из определений регионального
потребительского рынка. Так, Р.И. Шнипер
и А.С. Новоселов пишут, что он
представляет собой территориальную
организацию сферы обращения, призванную
обеспечить население региона товарами
на основе развития товарно-денежных отношений
при минимальных издержках
Региональный
потребительский рынок является
частью общего регионального рынка
(или рынка благ). Под товарным
рынком в современной экономике
понимается «система субъектов экономики,
формирующих свои отношения с
целью рационального обращения
товаров конечного потребления
и продукции производственно-
В
этой связи можно принять
По
своему удельному весу и роли в
обеспечении жизнедеятельности
населения потребительский
Насыщенность
и емкость регионального
Региональный
потребительский рынок
Однако в условиях современной российской экономики, когда происходит беспрецедентный спад производства, а система рынков только складывается, потребительский рынок также только формируется.
Информация о работе Формирование и развитие рынков в регионе