Формирование и развитие рынков в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание

Целями курсовой работы являются:
1) изучение процесса формирования и развития рынков в регионе;
2) рассмотрение регионального потребительского рынка как составляющей системы региональных рынков;
3) изучение потребительского рынка региона на примере Калининградской области и предложения по дальнейшему развитию потребительского рынка нашего региона.

Содержание

Введение ................................................................................................................. 3
1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКОВ В РЕГИОНЕ………………... 5
2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК, ЕГО РОЛЬ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАПРОСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЕГИОНА…………... 8
3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ …... 14
3.1 Общее состояние потребительского рынка Калининградской области ... 14
3.2 Общая оценка социально-экономической ситуации в сфере потребительского рынка Калининградской области в январе-декабре 2010 года …………………………………………………………………...…………. 21
3.2.1 Оптовая торговля ………………………………………………………… 21
3.2.2 Розничная торговля ……………………………………………………… 21
3.2.3 Платные услуги населению ………………………………………….... 22
3.3 Предложения по развитию потребительского рынка Калининградской области ………………………………………………...………………………... 23
Заключение ………………………………………………………………….….. 26
Список использованной литературы ……………………

Работа состоит из  1 файл

Региональная экономика и управление - Формирование и развитие рынков в регионе.docx

— 53.76 Кб (Скачать документ)

     Доли  сетевых компаний по объемам продаж отдельных видов продовольственных  товаров значительно колеблются, что является косвенным свидетельством различной рыночной силы розничных  организаций  в сфере реализации отдельных видов товаров.

     Например, доля группы лиц, включающей ООО «Виктория-Балтия»  и ООО «Калининградрозторг», в розничном обороте крупных и средних организаций  колеблется от 5 % по агрегированной товарной позиции «мясо и птица» до 80 % по продаже овощей. Значительную долю имеет группа лиц также в реализации колбасных изделий (около 40%) и сыров (около 50%). С учетом того, что аналогичная картина складывается также при анализе структуры продаж в разрезе товарных групп по  другим сетевым компаниям, становится понятным, по каким товарным позициям розничные сети могут оказывать существенное влияние на конкурентную среду и ценообразование в сфере розничной торговли региона.

     Показатель  среднедушевого оборота розничной  торговли и платных услуг в  Калининградской области отстает  от данных по Российской Федерации  приблизительно на 20%. На формирование данного показателя влияет ряд внутренних и внешних факторов: уровень развития потребительского рынка, его инфраструктура, численность населения и его  платежеспособность, экономическая  и социальная политика государства, наличие благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

     В Калининградской области выявлены следующие барьеры входа на рынок  оптовой и розничной торговли:

     1) административные барьеры: возможность проектирования и строительства торговых объектов и дальнейшего осуществления торговой деятельности напрямую зависит от возможности получения земельных участков. Порядок и условия распределения земельных участков органами исполнительной власти в области оказывают решающее значение на развитие рынка розничной торговли. Существуют определенные преимущества у инвесторов в крупные торговые проекты по сравнению с представителями малого бизнеса. Прослеживается  стремление городской власти к административному регулированию развития оптовой и розничной торговли на основе нормативов;

     2) развитие  крупных торговых сетей  может создать ряд проблем для конкурентной среды в сфере розничной торговли. Это касается, в первую очередь, угрозы более частого применения  антиконкурентных ограничений в контрактах, связывающих участников цепочки поставки товара, что влечет сдерживание производства, вытеснение с рынка малых форм организации торговли и определенного ассортимента;

     3) ограничения, связанные со сформировавшейся структурой розничной торговли в разрезе различных форматов торговли, не являющихся взаимозаменяемыми для потребителей. Рынок розничной торговли через торговые точки крупных форматов оценивается как высококонцентрированный  и для входа новых операторов розничных сетей и независимых торговых точек в данный сегмент требуются значительные инвестиции. Кроме того, взаимное влияние конкурирующих сетевых компаний и независимых торговых точек, реализующих различные форматы торговли, является несимметричным. Крупные сетевые компании ощущают конкуренцию только со стороны других розничных сетей. Малый бизнес и мелкорозничная торговля практически не оказывают влияние на деятельность и ценовую политику крупных розничных компаний. Однако, в свою очередь, крупные розничные сети существенно влияют на деятельность независимых торговых точек, вытесняя малый бизнес и «неорганизованную» торговлю.

     К факторам, ограничивающим конкуренцию  в отрасли, относятся, прежде всего, те, с помощью которых крупные  участники рынка могут затруднять доступ на рынок конкурентам:

     1) сетевой характер бизнеса, особенно  с учетом того, что ряд региональных  розничных компаний работают  одновременно в различных форматах (что способствует более широкому  охвату различных групп потребителей, продвижению единого брэнда розничной сети, мобильности в части адаптации к изменению конъюнктуры рынка, структуры и предпочтений целевых групп покупателей);

     2) наличие у данных ритейлеров долгосрочных договоров с региональными поставщиками продовольственных товаров;

     3) поддержка торговых сетей со стороны региональных и местных органов власти и местного сообщества.

     В настоящее время наблюдаются  следующие негативные явления в  сфере потребительского рынка:

     1) наличие диспропорций в системе  товародвижения, неудовлетворительное  соотношение складских и торговых  площадей;

     2) недостаток современных типов  торговых структур, особенно в  оптовом звене (распределительные  и логистические центры), складских площадей, отвечающих международным стандартам качества;

     3) отсутствие системы стандартов  обслуживания - показателей, характеризующих  текущее состояние сферы потребительских  услуг;

     4) отсутствие механизма ответственности  работодателя за привлечение  и использование работников, не  имеющих соответствующего образования  и подготовки.

     Основными недостатками в развитии инфраструктуры потребительского рынка является отсутствие схем размещения объектов, а также  развитие и строительство объектов без учета потребности в них  различных социальных групп населения.

     Слабо развито звено организаторов  оптового оборота. В настоящее время  потребительский рынок базируется на разрозненных мелких сетях оптовых  посредников, мелкооптовых рынках и  многочисленных мелких розничных торговцах. Процессы структурной перестройки  и развития оптово-распределительного звена системы товародвижения существенно  отстают от запросов розничной торговли.

     Не  получили должного развития обеспечивающие функционирование торговых сетей системы  логистики, объекты транспортной инфраструктуры: автостоянки, парковки и другие сервисные  службы, широко распространенные в  развитых странах мира.

     Сложившееся неравномерное размещение объектов торгового обслуживания не полностью  отвечает потребностям населения, особенно в сельской местности. 
 

     3.2 Общая оценка социально-экономической ситуации в сфере потребительского рынка Калининградской области в январе-декабре 2010 года 

     3.2.1 Оптовая торговля 

     Оборот  оптовой торговли организаций оптовой  торговли (с учетом неформальной деятельности) в 2010 году составил 126,0 млрд. рублей, что на 12,3% меньше, чем в 2009 году.

      В 2010 году для организаций оптовой  торговли в целом сложилась достаточно благоприятная конъюнктура. В результате, доля организаций оптовой торговли, экономическое положение которых было охарактеризовано их руководителями как «благоприятное» и «удовлетворительное», в IV квартале 2010 года составила 89%.

     Основными факторами, ограничивающими деятельность оптовых организаций, респонденты называют неплатежеспособность покупателей (70,6%), высокий уровень налогов (52,9%), недостаток финансовых средств (52,9%), высокие транспортные расходы (47,1%), недобросовестная конкуренция (35,3%), высокий процент коммерческого кредита (29,4%). 

     3.2.2 Розничная торговля 

     В январе-декабре 2010 года оборот розничной  торговли составил, по

оценке, 88034,9 млн. рублей, или 98,2% к декабрю 2009 года.

     В 2010 году оборот розничной торговли на 95,0% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). Доля продажи товаров на розничных рынках и ярмарках составила 5,0%. В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачные изделия в 2010 году составил 48,7%, непродовольственных товаров – 51,3%.

     За  период январь-декабрь 2010 года под влиянием снижения потребительской активности большинство компаний в ритейле сократили оборот розничной торговли и объем продаж в натуральном выражении. Несмотря на преодоление острой фазы кризиса, динамика основных показателей остается довольно неустойчивой и легко подвергается дестабилизирующим процессам.

     Вместе  с тем, необходимо отметить, что экономическое  положение предприятий розничной торговли в IV квартале 2010 года улучшилось по сравнению с III кварталом, что обусловлено традиционным повышением спроса на потребительском рынке в конце года.

     Средний сложившийся уровень торговой наценки  в 2010 году составил 32,2% к стоимости проданных товаров (в 2009 году – 29,1%). При этом, по мнению респондентов, участвующих в опросе, проводимом службой статистики, средний уровень торговой наценки, необходимый для возмещения затрат и получения прибыли должен составлять 45,5%.

     На  экономическую ситуацию в розничной торговле в 2010 году оказывал влияние ряд негативных факторов, среди которых наиболее существенными являлись: недостаточный платежеспособный спрос населения (65,4%), недостаток собственных оборотных средств (53,8% всех ответов), высокая конкуренция со стороны других организаций (53,8%), высокий уровень налогов (42,3%), высокие транспортные расходы (34,6%), высокая арендная плата (34,6%). 

     3.2.3 Платные услуги населению 

     За 2010 год на территории Калининградской  области населению было оказано платных услуг на 27567,2 млн. рублей, что соответствует уровню потребления услуг за 2009 год (в сопоставимых ценах).

     Удельный  вес расходов на оплату услуг в  потребительских расходах населения в целом за 2010 год составил 23,2%, что больше, чем за 2009 год на 0,3 процентного пункта.

     За 2010 год в структуре объема платных  услуг населению 75,4% приходилось на услуги транспорта, связи, жилищно-коммунальные и бытовые.

     Около 37,7% объема бытовых услуг составляли два вида услуг: по ремонту и строительству жилья и других построек, а также по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования.

     Негативными факторами, оказывающими влияние на ограничение роста объемов предоставляемых услуг населению в 2010 году, явились недостаточный платежеспособный спрос, недостаток собственных оборотных средств, высокий уровень налогов, высокая арендная плата.

     Таким образом, учитывая сложившийся деловой  климат в данном секторе экономики, можно утверждать, что в среднесрочной перспективе динамика розничного товарооборота, объема продаж и предоставляемых услуг в натуральном выражении и ситуация с численностью занятых будет развиваться синхронно с потребительской активностью и в соответствии с темпами роста доходов населения и стабилизацией потребительских цен. 

     3.3 Предложения по развитию потребительского рынка Калининградской области 

     Одной из основных мер, реализуемых Правительством Калининградской области для  развития потребительского рынка, должна стать принятая целевая Программа Калининградской области "Развитие конкуренции на областном рынке" на 2010-2014 годы.

     Программа предполагает развитие розничной и  оптовой торговли по следующим направлениям:

     1) формирование необходимой системы каналов товародвижения приоритетно для отечественных товаропроизводителей;

     2) создание благоприятных условий  для выхода на областной потребительский  рынок зарубежных поставщиков  продукции приемлемого качества  по доступным ценам;

     3) содействие развитию оптовых  организаций муниципального уровня, гарантирующих на территории  муниципальных образований стратегическую  стабильность потребительского  рынка; 

     4) предупреждение и пресечение  монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции;

     5) создание условий для реализации  населению области продукции  непосредственно сельхозпроизводителями  и товаропроизводителями;

Информация о работе Формирование и развитие рынков в регионе