Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:11, курсовая работа
Целью работы является изучение географии машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
В ходе работы нам предстоит решить следующие задачи: рассмотреть общее содержание машиностроительной отрасли, её географию, а также факторы, влияющие на размещение предприятий и производств, проанализировать основные тенденции, характерные для машиностроения, более углубленно изучить основные отрасли современного машиностроительного комплекса на примере общего, транспортного машиностроения, электроники и электротехники.
1. Значение машиностроения. Структура машиностроительного комплекса России в сравнении с развитыми странами………………………...4
2. Удельный вес машиностроения в структуре промышленного производства в России и в ведущих странах мира...............................................7
3. Классификации отраслей в зависимости от назначения, значения в экономике страны и технологических особенностей и факторы их размещения. Машиностроение – отрасль «свободного размещения». Значение специализации и кооперирования в машиностроении……………9
4. География машиностроительного комплекса………………………..11
а) тяжелого машиностроения…………………………………………….11
б) среднее машиностроение……………………………………………...14
в) общее машиностроение………………………………………………..17
5. Специфика машиностроения Кемеровской области и его география………………………………………………………………………....18
6. Государственная политика, направленная на ускоренное развитие комплекса:………………………………………………………………………..19
а) создание крупнейших госкорпораций……………………………….20
б) создание зон технологического трансферта…………………………23
в) значение создания технопарков и технополисов……………………25
7. Структура и география экспорта и импорта…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
Список литературы……...……………...…………………………..…………..29
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….……30
В настоящее время экономика России и ее регионов подошла к принципиально новому этапу своего развития, т.е. к переходу на инновационный путь развития, что предполагает повышении благосостояния людей на основе интенсивного развития ключевых отраслей экономики и формирование принципиально новых видов деятельности, в т. ч. и в машиностроении. Машиностроение является наиболее наукоемкой отраслью всей индустрии с самой высокой долей выпускаемой инновационной продукции. Эта продукция - материальный носитель всех возможных для практического применения достижений НТР. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависит рост производительности общественного труда и рост ВВП.
3. Классификации отраслей в зависимости от назначения, значения в экономике страны и технологических особенностей и факторы их размещения. Машиностроение – отрасль «свободного размещения». Значение специализации и кооперирования в машиностроении:
Машиностроение представляет собой самую сложную и дифференцированную отрасль промышленности. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции оно подразделяется на:
В отраслевой структуре машиностроения все отрасли подразделяются на:
1. старые - это
отрасли, которые
2. новые - отрасли, которые обнаруживают некоторый рост производства;
3. новейшие - отрасли, являющиеся главными "катализаторами" НТР, демонстрируют быстрый и устойчивый рост.
Новейшие отрасли машиностроения отличаются наукоемкостью. К ним, в первую очередь, относятся электроника, ракетостроение, роботостроение, атомное машиностроение, сенсорное оборудование, системы автоматизированного проектирования и т.п. Опережающими темпами растет производство вычислительной техники, микропроцессоров, промышленных роботов, средств связи.
В настоящее время из электротехнической промышленности выделяется практически вполне самостоятельная отрасль машиностроения - электронная промышленность. Это важнейшее макроструктурное изменение всего машиностроения. Заметные сдвиги произошли в мезоструктурах отраслей машиностроения: в транспортном резко возросло значение автомобильной и авиационной промышленности, резко потеснивших судостроение и производства подвижного состава для железных дорог. В самостоятельную отрасль превращается ракетно-космическая, пока находящаяся в составе авиационной. Очень большие изменения идут в микроструктурах всей отрасли. Новые направления обеспечивают и создание новых технологических процессов, в том числе заводов-автоматов, работающих по "безлюдной" технологии.
Отрасли машиностроения подразделяются так же в зависимости от размещения производства и особенностей технологического процесса на:
1. тяжелое машиностроение
2. общее машиностроение
3. среднее машиностроение
4. производство точных машин, механизмов, приборов и инструмента
5. производство металлических изделий и заготовок
6. ремонт машин и оборудования.
Машиностроение можно так же
классифицировать в
1.группа отраслей машиностроения, которая обеспечивает развитие всего машиностроительного комплекса (приборостроение, энергетическое и энерготехническое оборудование);
2.отрасль, которая обеспечивает развитие самого машиностроения (производство интструментов, станков);
3.производство машин и оборудования для различных отраслей народного хозяйства.
Данный вид классификации оказывает влияние на территориальное размещение групп отраслей машиностроения. Отрасли предметной специализации имеют наиболее широкие связи по сбыту продукции. Для отраслей технологической и подетальной специализации характерно размещение в одном или нескольких экономических районах. А производство ремонтных работ обычно имеет региональное значение.
В целом машиностроение относится к отраслям так называемого "свободного размещения", так как оно в меньшей степени, чем любая другая отрасль промышленности, испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие ресурсов полезных ископаемых, воды и т.д. В то же время на размещение предприятий машиностроения сильное воздействие оказывает ряд экономических факторов, особенно концентрация производства, его специализация, кооперация, трудоемкость отдельных видов продукции, удобство транспортно-экономических связей, возникающих в процессе кооперации машиностроительных предприятий. производство ремонтных работ обычно имеет региональное значение.
На его развитие и размещение машиностроения оказывает влияние гамма факторов.
Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов. К ним можно отнести:
Как отдельный фактор
Таблица 1.
Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения1:
Фактор размещения |
Доля отраслей, размещенных с учетом данного фактора, % |
Тяготение к: |
|
Районам с развитой научной базой |
42 (автомобилестроение, авиастроение, станкостроительное, инструментальное и энергетическое машиностроение) |
Районам сосредоточения трудовых ресурсов |
24 (энергетическое) |
Районам потребления продукции |
22 (сельскохозяйственное, транспортное, строительно-дорожное) |
Металлургическим базам (железнодорожное, сельскохозяйственное, транспортное) |
12 (железнодорожное, сельскохозяйственное, транспортное) |
Cпециализация — выполнение однородных трудовых операций работником производства в рамках его технологической организации.
В машиностроительной отрасли широко распространена предметная специализация, технологическая специализация и подетальная специализация. Специализация в машиностроении определяется профилем машиностроительных предприятий и характером выпускаемой продукции - массовым, крупносерийным, мелкосерийным, индивидуальным. Выпуск массовой продукции уменьшает возможности создании на предприятиях всего технологического процесса и способствует развитию технологической специализации.
По формам специализации машиностроительных производств выделяют:
Специализация в машиностроении способствует:
В настоящее время в структуре машиностроения насчитывается 19 самостоятельных отраслей, куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д.
Машиностроительный комплекс
отличается широким развитием
На базе кооперирования
Благодаря кооперированию
4.География
а) Тяжелое машиностроение:
Группа отраслей тяжелого машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы. Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли затраты на сырье и материалы здесь составляют от 40 до 85 %, затраты на зарплату 8-15 %, затраты на транспорт от 15 до 25 %, затраты на электроэнергию 8-15 %. Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированны как на металлургические базы, так и на районы потребления. Около 90% производства отрасли сосредоточено в Центральном ФО, остальное в Сибирском ФО и на Дальневосточном ФО. К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:
Информация о работе География Машиностроительного комплекса России