География Машиностроительного комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение географии машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
В ходе работы нам предстоит решить следующие задачи: рассмотреть общее содержание машиностроительной отрасли, её географию, а также факторы, влияющие на размещение предприятий и производств, проанализировать основные тенденции, характерные для машиностроения, более углубленно изучить основные отрасли современного машиностроительного комплекса на примере общего, транспортного машиностроения, электроники и электротехники.

Содержание

1. Значение машиностроения. Структура машиностроительного комплекса России в сравнении с развитыми странами………………………...4
2. Удельный вес машиностроения в структуре промышленного производства в России и в ведущих странах мира...............................................7
3. Классификации отраслей в зависимости от назначения, значения в экономике страны и технологических особенностей и факторы их размещения. Машиностроение – отрасль «свободного размещения». Значение специализации и кооперирования в машиностроении……………9
4. География машиностроительного комплекса………………………..11
а) тяжелого машиностроения…………………………………………….11
б) среднее машиностроение……………………………………………...14
в) общее машиностроение………………………………………………..17
5. Специфика машиностроения Кемеровской области и его география………………………………………………………………………....18
6. Государственная политика, направленная на ускоренное развитие комплекса:………………………………………………………………………..19
а) создание крупнейших госкорпораций……………………………….20
б) создание зон технологического трансферта…………………………23
в) значение создания технопарков и технополисов……………………25
7. Структура и география экспорта и импорта…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
Список литературы……...……………...…………………………..…………..29
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….……30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ по экономической географии.docx

— 122.38 Кб (Скачать документ)

      Новые товары и технологии, разработанные в научных центрах, используются для решения всего комплекса социально - экономических проблем города. Технополисы могут быть образованы как на основе новых городов, так и на основе реконструирующихся. Существуют также технополисы "размытого" типа, обычно они возникают на базе больших городов, которые при отсутствии четко очерченных высокотехнологичных зон, тем не менее, располагают развитыми инновационными структурами.

 

7. Структура и география экспорта  и импорта

 

     Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно.

     По экспорту машиностроение занимает 2-ое место после ТЭК. Эта отрасль дает 12 % экспорта России. Если брать Японию и Германию, то их экспорт составляет: Япония - 60%, Германия - 45%. Машиностроительный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции, второе место по основным фондам (25 %) и первое место по промышленному персоналу (42 %).

 

 

 

Заключение

 

Целью данной работы явилось исследование проблем и перспектив развития машиностроительного  комплекса РФ. В ходе исследования были рассмотрены следующие вопросы:

  • Значение машиностроения. Структура машиностроительного комплекса России в сравнении с развитыми странами.
  • Удельный вес машиностроения в структуре промышленного производства в России и в ведущих странах мира.
  • Классификации отраслей в зависимости от назначения, значения в экономике страны и технологических особенностей и факторы их размещения. Машиностроение – отрасль «свободного размещения». Значение специализации и кооперирования в машиностроении.
  • География машиностроительного комплекса
  • тяжелого машиностроения
  • среднее машиностроение
  • общее машиностроение
  • Специфика машиностроения Кемеровской области и его география
  • Государственная политика, направленная на ускоренное развитие комплекса

Проведенный анализ позволяет говорить о том, что:

  1. Машиностроение является базовой отраслью народного хозяйства страны. На его основе осуществляется  техническое перевооружение всей промышленности страны.
  2. Машиностроительный комплекс имеет тесные внутри- и межотраслевые связи с большинством отраслей народного хозяйства страны, в особенности с черной и цветной металлургией, лесной и химической промышленностью.
  3. Существуют значительные различия в структуре развитых и развивающихся стран. Россия вместе с США, Германией и Японией входит в группу стран, обладающих полной номенклатурой продукции.
  4. Машиностроение относится к отраслям «свободного размещения», но в тоже время на размещение предприятий оказывает влияние ряд факторов: наукоемкость, металлоемкость, трудоемкость, близость потребителя.
  5. Для машиностроения России в настоящее время характерно снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Алексейчук Г.П. Проблемы стабилизации и развития тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения  //Вестник машиностроения.-2007.-№ 4.-С.42-43.
  2. Барбашов В.В. Развитие машиностроительного комплекса в условиях осуществления социально-экономических преобразований // Тяжелое машиностроение .-2006.- С.3-5
  3. Борисов В.Н. Машиностроение: реструктуризация и конкурентоспособность. //  Экономист  №7  2002 г. стр. 37-46.
  4. Борисов В.Н. Реструктуризация машиностроения как фактор развития Российской экономики // Проблемы прогнозирования.-2002.- №6.-С.81-89
  5. Борисов В.П. Перспективы машиностроения // Экономист.-2000.-№1.-С.53-61
  6. Госкомстат РФ – web-сервер //www.gks.ru
  7. Отчет о деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в 2009 году и планы на 2010 год;
  8. Концепция формирования госпрограммы развития машиностроения. Роспром (в открытом доступе) 2008г.;
  9. Н. Сорокин "Инновационный путь развития - единственно верный", журнал "Экономика России 21 век", №15;
  10. Царапенко И. "перспективы научных парков в России", журнал "Мировая экономика и мировые отношения", №9.
  11. Кистанов В.В., Копылов Н.В., Хрущев А.Т. Размещение производительных сил, М. 2003 г.
  12. Клевин А.Н., Митин С.Т. О проблемах реструктуризации машиностроительного комплекса. // Промышленность России, № 3  март 2006г.
  13. Кубанцева В.В. К анализу современного состояния машиностроительного комплекса // Тяжелое машиностроение.-2006.- №2.- С.39.
  14. Кудинов А. А.О приоритетных направлениях развития машиностроения // Вестник Машиностроения, №9 2001 г. стр. 42-43.
  15. Машины и оборудование // БИКИ №128, 27 октября 2008г. стр. 10 –11
  16. Морозова Т.Г. Региональная экономика, М. 2005г.
  17. Положение в машиностроительном комплексе России // БИКИ №55-56, 16.05.2006, стр. 3-5.
  18. Прокопенко Д.А. Броня на вывоз // Коммерсант. Власть.-2000.-№8.-С.14-15.
  19. Ионов М.А. Инновационная сфера: состояние и перспективы //Экономист №10, 2005, стр. 37-46.

20.Сурин В.С. "Основные  проблемы социально-экономического  развития региона", Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008;

 

 

Приложение

Вычертить круговую диаграмму «Удельный  вес отраслей машиностроения в структуре  промышленного производства России».

Топливная

Машиностроение и металлообработка

Чёрная металлургия

Электроэнергетика

Цветная металлургия

Химическая и нефтехимическая

Лесная

Пищевая

Лёгкая

 

 

Прочие

22%

20%

12%

11%

7%

6%

4%

13%

1%

 

4%




Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб./ Росстат. –  М., 2010. – 418.

     На основании данных  приведённых в  таблице, мы  вычерчиваем круговую диаграмму. 

 

     На основании полученной диаграммы  мы видим, что удельный вес  машиностроения и металлолбработки в структуре промышленного производства России составляет 20%. Оно на 2-м месте после топливной промышленности, удельный вес которой 22%.

 

Задание: определить, в каких ФО машиностроение является отраслью специализации.

 

2001

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

 

Все население

Российская Федерация

146304

144168

143474

142754

142221

142009

141904

141914

Центральный федеральный  округ

38175

37733

37546

37357

37218

37151

37122

37118

Северо-Западный  
федеральный округ

14199

13832

13731

13628

13550

13501

13462

13437

Южный  федеральный  округ

22762

22850

22821

22790

22777

22835

22902

22969

Приволжский федеральный  округ

31532

30902

30710

30511

30346

30241

30158

30109

Уральский федеральный  округ

12471

12316

12279

12244

12231

12241

12255

12280

Сибирский федеральный  округ

20333

19901

19794

19677

19590

19553

19545

19561

Дальневосточный  
федеральный округ

6832

6634

6593

6547

6509

6487

6460

6440


 

Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб./ Росстат. –  М., 2010. – 418.

 

Станкостроение(тыс)

Производство тракторов(тыс)

Производство эскаваторов(тыс)

Бытовое машиностроение(тыс)

Производство стиральных машин(тыс)

Производство легковых автомобилей(тыс)

Сумма(тыс)

Российская Федерация

4847

17,3

5506

3728

2694

1470

18262,3

Центральный федеральный  округ

1064

2

2977

2133,9

1887,5

136,3

8200,7

Северо-Западный федеральный  округ

-

1

53

300,7

26,3

220,1

601,1

Южный федеральный  округ

654

3,2

483

630,8

-

107,3

1878,3

Приволжский федеральный  округ

2836

7,7

894

-

682,9

1006

5426,6

Уральский федеральный  округ

232

3,2

806

473,7

-

0,7

1515,6

Сибирский федеральный  округ

61

0,2

193

189

6,2

-

449,4

Дальневосточный федеральный округ

-

-

-

5,5

91,2

-

96,7


Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Стат. сб./ Росстат. – М., 2010. – 511.

Чтобы определить отрасли рыночной специализации машиностроительного  комплекса в Федеральных Округах по коэффициенту душевого производства, была использована формула:

  Кд = ·100 : ·100,

  где Ор – отрасль района;

  Ос – отрасль страны;

  Нр – население района;

  Нс – население страны.

    Кд = ·100: ·100=1,71 – Центральный ФО

    Кд = ·100: ·100=0,35 – Северо-Западный ФО

    Кд = ·100: ·100=0,64 – Южный ФО

    Кд = ·100: ·100=1,4 Приволжский ФО

    Кд = ·100: ·100=0,95 Уральский ФО

    Кд = ·100: ·100=0,18 Сибирский ФО

    Кд = ·100: ·100=0,11 Дальневосточный ФО

По полученным результатам  можно сделать вывод, что машиностроение является отраслью специализации в  двух    федеральных округах  в Приволжском ФО и Центральном  ФО

Примечание: если задание «Определить рыночную специализацию индексным методом», то берётся формула Су = , где

Су – уровень специализации района на соответствующие отрасли;

Уо – удельный вес района в стране по данной отрасли промышленности;

Ур – удельный вес района в стране по всем отраслям промышленности.

Госкомстат РФ –  web-сервер //www.gks.ru [6]

 


Информация о работе География Машиностроительного комплекса России