Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:11, курсовая работа
Целью работы является изучение географии машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
В ходе работы нам предстоит решить следующие задачи: рассмотреть общее содержание машиностроительной отрасли, её географию, а также факторы, влияющие на размещение предприятий и производств, проанализировать основные тенденции, характерные для машиностроения, более углубленно изучить основные отрасли современного машиностроительного комплекса на примере общего, транспортного машиностроения, электроники и электротехники.
1. Значение машиностроения. Структура машиностроительного комплекса России в сравнении с развитыми странами………………………...4
2. Удельный вес машиностроения в структуре промышленного производства в России и в ведущих странах мира...............................................7
3. Классификации отраслей в зависимости от назначения, значения в экономике страны и технологических особенностей и факторы их размещения. Машиностроение – отрасль «свободного размещения». Значение специализации и кооперирования в машиностроении……………9
4. География машиностроительного комплекса………………………..11
а) тяжелого машиностроения…………………………………………….11
б) среднее машиностроение……………………………………………...14
в) общее машиностроение………………………………………………..17
5. Специфика машиностроения Кемеровской области и его география………………………………………………………………………....18
6. Государственная политика, направленная на ускоренное развитие комплекса:………………………………………………………………………..19
а) создание крупнейших госкорпораций……………………………….20
б) создание зон технологического трансферта…………………………23
в) значение создания технопарков и технополисов……………………25
7. Структура и география экспорта и импорта…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
Список литературы……...……………...…………………………..…………..29
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….……30
Современные пассажирские самолеты международного класса выпускаются: в Москве- Ил-96-300, Ил-114, Як-42М; Смоленске- Як-42; Воронеж- Ил-86, Ил-96-300; Казани- Ил-62; Ульяновске- Ту-204, Ан-124; Самаре- Ту-154,Ан70; Саратове- Як-42, Омске- Ан-74; Новосибирске- Ан-38. В Москве, Казани производят вертолеты. Ракетно-космическая промышленность (Москва, Омск, Красноярск, Самара, Приморск и т.д.) выпускает разного рода орбитальные космические корабли, ракеты для запуска спутников и орбитальных станций и космические корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающие наиболее современные, высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. Наша авиакосмическая промышленность - одна из самых передовых в мире.[16]
Производство слаботочной аппаратуры, точных машин, инструментов связано со штамповкой и точной отливкой заготовок, точной механической обработкой деталей, сборкой деталей, узлов и агрегатов. Преобладает массово-поточная организация производства, в котором заняты высококвалифицированные кадры, используется в большом количестве рабочая сила. Предприятия отрасли потребляют относительно небольшое количество материалов, но широкого ассортимента (черные, цветные, благородные, редкие металлы, разнообразные виды стекла, пластмасс и т.д.). Сложность и точность выпускаемой продукции предъявляет очень высокие требования к культуре производства, оснащению техникой.
Предприятия этой отрасли размещаются в районах с развитым машиностроением, где есть научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры (Москва, Санкт-Петербург).[17]
Одной из главных задач развития машиностроительного комплекса является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность. Важное значение придается сохранению научно-технического потенциала, разработке и внедрению новых технологий, восстановлению производства в отраслях машиностроения, способных выпускать конкурентную продукцию. Чтобы успешно решить поставленные задачи, требуется оживление инвестиционной активности и государственная поддержка предприятий, ориентирующихся на производство продукции высоких технологий.
в) Общее машиностроение:
Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов и пластмасс. Предприятия общего машиностроения - одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих районах страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли. Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %, затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие - от 4 до 8 %, затраты на электроэнергию 3 - 5 %.
Сельскохозяйственное машиностроение располагает многочисленными и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства:
Оборудование для предприятий с химической переработкой сырья (нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) производится в Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.
5.
Специфика машиностроения
Машиностроительный комплекс Кузбасса исключительно неоднородный и неравноценный по своим элементам. Основную долю в общем объеме выпускаемой машиностроителями продукции составляет оборудование для угледобывающих предприятий (30%), электротехническое оборудование (24%). Машиностроительные заводы Кузбасса предлагают горнякам 16 видов современных механизированных крепей, модернизированные скребковые конвейеры с повышенным ресурсом, проходческий комбайн КПЮ-50, ленточные конвейеры. Для металлургической отрасли в области производятся - электролизёры, дозаторы, холодильники для охлаждения первичного коксового газа. Для сельского хозяйства - посевные комплексы "Кузбасс", сельскохозяйственные погрузчики.
На предприятиях машиностроения продолжится активное техническое перевооружение производства. В 2007 году в отрасль инвестировано более 1 млрд. рублей. Лидерами в техническом перевооружении являются Юргинский и Анжерский машиностроительные заводы, Калтанский завод "КВОиТ", НПО "Развитие", кемеровский филиал "Алтайвагон", ООО "Кузмашзавод" и другие.
Машиностроители осваивают новые виды продукции. На выставках "Экспо-Уголь-2007" и "Уголь Майнинг 2007" ОАО "Анжеромаш" представил свои новые разработки: механизированную крепь КМ1400 повышенной прочности, буровой станок для дегазации Б200, проходческий комбайн КПА 150.
На крупнейшем машиностроительном предприятии ООО "Юрмаш" освоено производство конкурентоспособных с зарубежными аналогами шахтных крепей, скребковых конвейеров, проходческих комбайнов, перегружателей, также налажен ремонт импортных механизированных комплексов всех типов. С объединением "КАМАЗ" создано производство по выпуску автомобильных кранов 17 и 25 тонн.
"Кузнецкий машиностроительный завод" в 2007 году начал производство буровой установки (УБШ 316), которая по производительности не уступает импортной, при этом в несколько раз дешевле.
ЗАО "Сибтензоприбор" прочно завоевал свою нишу на отечественном рынке весового оборудования и дозаторов. Там же организовано серийное производство отдельных узлов и запчастей для ленточных конвейеров.
Но все-таки развитие машиностроения недостаточно инновационно, не соответствует потребностям внутреннего рынка. Отрасль в Кузбассе с одной стороны "работает" на вывоз своей продукции: более 60% произведенного в области оборудования ориентировано на потребление за пределами региона и вывозится за пределы Сибири. А с другой стороны Кузбасское машиностроение характеризуется одним из самых низких уровней развития в промышленности России, ввозя из Европейской части страны и Урала более 80% необходимого оборудования. [20]
Администрацией Кемеровской области совместно с собственниками машиностроительных предприятий Кузбасса разработана концепция "Развития угольного машиностроения Кузбасса на период до 2015 года". Основной акцент в развитии машиностроения сделан на развитие производства горно-шахтного и транспортного оборудования, в т. ч. - на создание совместных производств с ведущими фирмами Польши и Германии. Идет постоянный поиск инвесторов по разработке современных видов продукции.
6.
Государственная политика, направленная
на ускоренное развитие
а) создание государственных корпораций авто-, судо-, самолетостроения;
Важным элементом государственной политики в направлении инновационного развития стало создание крупных государственных корпораций и последующее активное расширение масштабов, а иногда и направлений, их деятельности.
Государственная корпорация (ГК) — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
В период с 2004 по 2007 годы в России были созданы 7 самостоятельных госкорпораций для выполнения конкретных целей и задач, к ним относятся: «Роснанотех», «Банк развития», «Фонд содействия реформированию ЖКХ», «Олимпстрой», «Ростехнологии», «Росатом», «Агентство по страхованию вкладов». Так же были созданы две корпорации с государственным участием (75% плюс одна акция) ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».
Одним из перспективных рынков является автомобильный. Он стабильно рос в последние годы по всем своим составляющим: легковые, грузовые автомобили и автобусы. Перспективность этого рынка вместе с мерами, принятыми Правительством РФ, позволили привлечь в отрасль крупнейшие мировые компании-производители Ford, General Motors, Renault, Volvo, BMW и других.
Большая часть российских автомобильных и моторных заводов была объединена в первой половине 2000-х в холдинги "Руспромавто" (ныне "Группа ГАЗ") и "Северсталь-авто" (ныне "Соллерс"). Начиная с 2002 в России нарастает сборка иномарок (в 2008 - 618,2 тыс.). В 2008 году российский автопром (по данным ОАО АСМ-Холдинг) произвёл 1,79 млн автомобилей (+7,4 % к 2007 году). Доля производства иностранных моделей составила в сегменте легковых автомобилей 41,3 % (увеличение производства на 29 % к 2007 году), в сегменте грузовиков 7,9 % (+19,6 %) и в сегменте автобусов 9,8 % (+12,7 %). С массовым открытием сборочных предприятий иностранных компаний, начиная с 2009 их доля в национальном производстве должна ещё больше увеличиться несмотря на разразившийся кризис сбыта. После 2010 в России предполагается сборка свыше 1 млн автомобилей иностранных брендов в год.
В целях стимулирования российского автопрома в 2010 году в 19 регионах России стартует эксперимент по обмену старых автомобилей на новые: при сдаче в утиль автомобиля старше 10 лет потребитель получит сертификат номиналом 50 тысяч рублей, который сможет использовать для приобретения нового отечественного автомобиля, включая машины, производимые в режиме "промышленной сборки".[9]
Авиастроение, включающее самолетостроение, вертолетостроение и двигателестроение активы, традиционно считается одной из наиболее наукоемких, высокотехнологичных и системообразующих отраслей отечественной промышленности. Она занимает ведущее место среди оборонных отраслей промышленности по объему производства и реализации продукции, стоимости основных фондов предприятий, численности высококвалифицированных кадров.
Современный этап развития авиационной промышленности связан с реализацией Стратегии развития авиационной промышленности до 2015 г., консолидацией потенциала отрасли на прорывных направлениях. Главные цели Стратегии - обеспечение конкурентоспособности продуктов, создаваемых самолетостроительной, вертолетостроительной и двигателестроительной корпорациями на выбранных рыночных сегментах, возвращение России в число лидирующих авиастроительных мировых держав - остаются неизменными, несмотря на мировой кризис.
Вместе с тем структура
На сегодняшний день в авиастроении в основном завершен процесс консолидации отрасли. Помимо существенного увеличения финансирования по линии долгосрочных программ и взноса в уставный капитал ОАК 6 млрд руб. на цели постройки гражданских воздушных судов Минпромторг осуществляет финансирование прикладных научных исследований, технологий и разработок для авиатехники военного назначения.
В настоящее время на Иркутском авиационном заводе осуществляется программа технического перевооружения и подготовка площадки для производства этого самолета.
Под прорывные проекты в
Сейчас нашим авиапромом выпускаются магистральные пассажирские самолеты Ту-204, Ту-214 и Ил-96-300. В скором будущем в производство поступят их усовершенствованные модификации Ту-204СМ и Ил-96-400М.
Судостроительная промышленность Российской Федерации - совокупность судостроительных и судоремонтных предприятий, предприятий судового машиностроения и морского приборостроения, электромонтажных предприятий, научно - исследовательских и проектно-конструкторских организаций (далее предприятий и организаций), обеспечивающих создание (исследования, проектирование, строительство, техническое сопровождение, модернизацию, ремонт и утилизацию) кораблей, судов и плавсооружений, комплектующего оборудования для них, приборной техники, радиоэлектронного вооружения и оружия для обеспечения ВМФ, морских частей ФСБ, транспортного морского и речного флотов, пассажирского флота, рыбопромыслового флота, вспомогательного флота, предприятий топливного комплекса, ведущих добычу углеводородного и другого сырья на морском шельфе, и других сфер морской деятельности Российской Федерации. Отрасль также является поставщиком техники военного и гражданского назначения на экспорт.
Информация о работе География Машиностроительного комплекса России