География Машиностроительного комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение географии машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
В ходе работы нам предстоит решить следующие задачи: рассмотреть общее содержание машиностроительной отрасли, её географию, а также факторы, влияющие на размещение предприятий и производств, проанализировать основные тенденции, характерные для машиностроения, более углубленно изучить основные отрасли современного машиностроительного комплекса на примере общего, транспортного машиностроения, электроники и электротехники.

Содержание

1. Значение машиностроения. Структура машиностроительного комплекса России в сравнении с развитыми странами………………………...4
2. Удельный вес машиностроения в структуре промышленного производства в России и в ведущих странах мира...............................................7
3. Классификации отраслей в зависимости от назначения, значения в экономике страны и технологических особенностей и факторы их размещения. Машиностроение – отрасль «свободного размещения». Значение специализации и кооперирования в машиностроении……………9
4. География машиностроительного комплекса………………………..11
а) тяжелого машиностроения…………………………………………….11
б) среднее машиностроение……………………………………………...14
в) общее машиностроение………………………………………………..17
5. Специфика машиностроения Кемеровской области и его география………………………………………………………………………....18
6. Государственная политика, направленная на ускоренное развитие комплекса:………………………………………………………………………..19
а) создание крупнейших госкорпораций……………………………….20
б) создание зон технологического трансферта…………………………23
в) значение создания технопарков и технополисов……………………25
7. Структура и география экспорта и импорта…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
Список литературы……...……………...…………………………..…………..29
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….……30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ по экономической географии.docx

— 122.38 Кб (Скачать документ)

Современные пассажирские самолеты международного класса выпускаются: в Москве- Ил-96-300, Ил-114, Як-42М; Смоленске- Як-42; Воронеж- Ил-86, Ил-96-300; Казани- Ил-62; Ульяновске- Ту-204, Ан-124; Самаре- Ту-154,Ан70; Саратове- Як-42, Омске- Ан-74; Новосибирске- Ан-38. В Москве, Казани производят вертолеты.  Ракетно-космическая промышленность (Москва, Омск, Красноярск, Самара, Приморск и т.д.) выпускает разного рода орбитальные космические корабли, ракеты для запуска спутников и орбитальных станций и космические корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающие наиболее современные, высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. Наша авиакосмическая промышленность - одна из самых передовых в мире.[16]

Производство  слаботочной аппаратуры, точных машин, инструментов связано со штамповкой и точной отливкой заготовок, точной механической обработкой деталей, сборкой деталей, узлов и агрегатов. Преобладает массово-поточная организация производства, в котором заняты высококвалифицированные кадры, используется в большом количестве рабочая сила.  Предприятия отрасли потребляют относительно небольшое количество материалов,  но широкого ассортимента  (черные,  цветные, благородные, редкие металлы,  разнообразные виды стекла, пластмасс и т.д.). Сложность и точность выпускаемой продукции  предъявляет очень высокие требования к культуре производства, оснащению техникой.

Предприятия этой отрасли размещаются в районах  с развитым машиностроением, где  есть научно-исследовательские и  опытно-конструкторские центры (Москва, Санкт-Петербург).[17]

Одной из главных задач развития машиностроительного  комплекса является коренная реконструкция  и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная  промышленность. Важное значение придается сохранению научно-технического потенциала, разработке и внедрению новых технологий, восстановлению производства в отраслях машиностроения, способных выпускать конкурентную продукцию. Чтобы успешно решить поставленные задачи, требуется оживление инвестиционной активности и государственная поддержка предприятий, ориентирующихся на производство продукции высоких технологий.

 

    

в) Общее машиностроение:

Группа  отраслей общего машиностроения характеризуется  средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих  оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов  и пластмасс. Предприятия общего машиностроения - одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих  районах страны.   Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли. Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %, затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие - от 4 до 8 %, затраты на электроэнергию 3 - 5 %.

Сельскохозяйственное  машиностроение  располагает многочисленными  и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного  инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам  потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного  производства:

  • производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск, Омск);
  • производство картофелеуборочных машин - в Центральном ФО (Рязань, Тула, Брянск, Бежецк), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы). Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.

Оборудование  для предприятий с химической переработкой сырья (нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) производится в  Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.

 

 

5. Специфика машиностроения Кемеровской  области                             и его география:

 

     Машиностроительный комплекс Кузбасса исключительно неоднородный и неравноценный по своим элементам.    Основную долю в общем объеме выпускаемой машиностроителями продукции составляет оборудование для угледобывающих предприятий (30%), электротехническое оборудование (24%). Машиностроительные заводы Кузбасса предлагают горнякам 16 видов современных механизированных крепей, модернизированные скребковые конвейеры с повышенным ресурсом, проходческий комбайн КПЮ-50, ленточные конвейеры. Для металлургической отрасли в области производятся - электролизёры, дозаторы, холодильники для охлаждения первичного коксового газа. Для сельского хозяйства - посевные комплексы "Кузбасс", сельскохозяйственные погрузчики.

     На предприятиях машиностроения продолжится активное техническое перевооружение производства. В 2007 году в отрасль инвестировано более 1 млрд. рублей. Лидерами в техническом перевооружении являются Юргинский и Анжерский машиностроительные заводы, Калтанский завод "КВОиТ", НПО "Развитие", кемеровский филиал "Алтайвагон", ООО "Кузмашзавод" и другие.

     Машиностроители осваивают новые виды продукции. На выставках "Экспо-Уголь-2007" и "Уголь Майнинг 2007" ОАО "Анжеромаш" представил свои новые разработки: механизированную крепь КМ1400 повышенной прочности, буровой станок для дегазации Б200, проходческий комбайн КПА 150.

      На крупнейшем машиностроительном предприятии ООО "Юрмаш" освоено производство конкурентоспособных с зарубежными аналогами шахтных крепей, скребковых конвейеров, проходческих комбайнов, перегружателей, также налажен ремонт импортных механизированных комплексов всех типов. С объединением "КАМАЗ" создано производство по выпуску автомобильных кранов 17 и 25 тонн.

     "Кузнецкий машиностроительный завод" в 2007 году начал производство буровой установки (УБШ 316), которая по производительности не уступает импортной, при этом в несколько раз дешевле.

    ЗАО "Сибтензоприбор" прочно завоевал свою нишу на отечественном рынке весового оборудования и дозаторов. Там же организовано серийное производство отдельных узлов и запчастей для ленточных конвейеров.

Но все-таки развитие машиностроения недостаточно инновационно, не соответствует потребностям внутреннего рынка. Отрасль в Кузбассе с одной стороны "работает" на вывоз своей продукции: более 60% произведенного в области оборудования ориентировано на потребление за пределами региона и вывозится за пределы Сибири. А с другой стороны Кузбасское машиностроение характеризуется одним из самых низких уровней развития в промышленности России, ввозя из Европейской части страны и Урала более 80% необходимого оборудования. [20]

     Администрацией Кемеровской области совместно с собственниками машиностроительных предприятий Кузбасса разработана концепция "Развития угольного машиностроения Кузбасса на период до 2015 года". Основной акцент в развитии машиностроения сделан на развитие производства горно-шахтного и транспортного оборудования, в т. ч. - на создание совместных производств с ведущими фирмами Польши и Германии. Идет постоянный поиск инвесторов по разработке современных видов продукции.

 

 

6. Государственная политика, направленная  на ускоренное развитие комплекса:

а) создание государственных корпораций авто-, судо-, самолетостроения;

 

     Важным элементом государственной политики в направлении инновационного развития стало создание крупных государственных корпораций и последующее активное расширение масштабов, а иногда и направлений, их деятельности.

     Государственная корпорация (ГК) — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

     В период с 2004 по 2007 годы в России были созданы 7 самостоятельных госкорпораций для выполнения конкретных целей и задач, к ним относятся: «Роснанотех», «Банк развития», «Фонд содействия реформированию ЖКХ», «Олимпстрой», «Ростехнологии», «Росатом», «Агентство по страхованию вкладов». Так же были созданы две корпорации с государственным участием (75% плюс одна акция) ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

     Одним из перспективных рынков является автомобильный. Он стабильно рос в последние годы по всем своим составляющим: легковые, грузовые автомобили и автобусы. Перспективность этого рынка вместе с мерами, принятыми Правительством РФ, позволили привлечь в отрасль крупнейшие мировые компании-производители Ford, General Motors, Renault, Volvo, BMW и других.

     Большая часть российских автомобильных и моторных заводов была объединена в первой половине 2000-х в холдинги "Руспромавто" (ныне "Группа ГАЗ") и "Северсталь-авто" (ныне "Соллерс"). Начиная с 2002 в России нарастает сборка иномарок (в 2008 - 618,2 тыс.). В 2008 году российский автопром (по данным ОАО АСМ-Холдинг) произвёл 1,79 млн автомобилей (+7,4 % к 2007 году). Доля производства иностранных моделей составила в сегменте легковых автомобилей 41,3 % (увеличение производства на 29 % к 2007 году), в сегменте грузовиков 7,9 % (+19,6 %) и в сегменте автобусов 9,8 % (+12,7 %). С массовым открытием сборочных предприятий иностранных компаний, начиная с 2009 их доля в национальном производстве должна ещё больше увеличиться несмотря на разразившийся кризис сбыта. После 2010 в России предполагается сборка свыше 1 млн автомобилей иностранных брендов в год.

     В целях стимулирования российского автопрома в 2010 году в 19 регионах России стартует эксперимент по обмену старых автомобилей на новые: при сдаче в утиль автомобиля старше 10 лет потребитель получит сертификат номиналом 50 тысяч рублей, который сможет использовать для приобретения нового отечественного автомобиля, включая машины, производимые в режиме "промышленной сборки".[9]

     Авиастроение, включающее самолетостроение, вертолетостроение и двигателестроение активы, традиционно считается одной из наиболее наукоемких, высокотехнологичных и системообразующих отраслей отечественной промышленности. Она занимает ведущее место среди оборонных отраслей промышленности по объему производства и реализации продукции, стоимости основных фондов предприятий, численности высококвалифицированных кадров.

      Современный этап развития авиационной промышленности связан с реализацией Стратегии развития авиационной промышленности до 2015 г., консолидацией потенциала отрасли на прорывных направлениях. Главные цели Стратегии - обеспечение конкурентоспособности продуктов, создаваемых самолетостроительной, вертолетостроительной и двигателестроительной корпорациями на выбранных рыночных сегментах, возвращение России в число лидирующих авиастроительных мировых держав - остаются неизменными, несмотря на мировой кризис.

Вместе с тем структура производства должна измениться: приносящая сегодня  основной доход деятельность по производству военной авиационной техники  должна уступить первое место развивающемуся более интенсивными темпами сектору  производства гражданских воздушных  судов.

     На сегодняшний день в авиастроении в основном завершен процесс консолидации отрасли. Помимо существенного увеличения финансирования по линии долгосрочных программ и взноса в уставный капитал ОАК 6 млрд руб. на цели постройки гражданских воздушных судов Минпромторг осуществляет финансирование прикладных научных исследований, технологий и разработок для авиатехники военного назначения.

    В настоящее время на Иркутском авиационном заводе осуществляется программа технического перевооружения и подготовка площадки для производства этого самолета.

Под прорывные проекты в самолетостроении в двигателестроительной отрасли  реализуется Стратегия развития газотурбинного двигателестроения  до 2025 г. Практически завершен процесс  формирования окончательной структуры  Объединенной двигателестроительной  корпорации. Реализация Стратегии должна способствовать росту объемов производства в двигателестроительной отрасли  в 2 раза к 2015 г., в 4 - к 2025 г. При этом производительность труда в отрасли должна вырасти  к 2015 г. вдвое, к 2025-му - в 6-8 раз. Достижение этих показателей - единственный способ сохранить и повысить конкурентоспособность российского двигателестроения на мировом рынке. Это также должно позволить в сегменте вертолетостроения увеличить долю отечественных двигателестроителей с 10 до 70%, сохранив при расширении продаж российских самолетов 90-процентную долю использования на них российских двигателей.

     Сейчас нашим авиапромом выпускаются магистральные пассажирские самолеты Ту-204, Ту-214 и Ил-96-300. В скором будущем в производство поступят их усовершенствованные модификации Ту-204СМ и Ил-96-400М.

     Судостроительная промышленность Российской Федерации - совокупность судостроительных и судоремонтных предприятий, предприятий судового машиностроения и морского приборостроения, электромонтажных предприятий, научно - исследовательских и проектно-конструкторских организаций (далее предприятий и организаций), обеспечивающих создание (исследования, проектирование, строительство, техническое сопровождение, модернизацию, ремонт и утилизацию) кораблей, судов и плавсооружений, комплектующего оборудования для них, приборной техники, радиоэлектронного вооружения и оружия для обеспечения ВМФ, морских частей ФСБ, транспортного морского и речного флотов, пассажирского флота, рыбопромыслового флота, вспомогательного флота, предприятий топливного комплекса, ведущих добычу углеводородного и другого сырья на морском шельфе, и других сфер морской деятельности Российской Федерации. Отрасль также является поставщиком техники военного и гражданского назначения на экспорт.

Информация о работе География Машиностроительного комплекса России