География Машиностроительного комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение географии машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
В ходе работы нам предстоит решить следующие задачи: рассмотреть общее содержание машиностроительной отрасли, её географию, а также факторы, влияющие на размещение предприятий и производств, проанализировать основные тенденции, характерные для машиностроения, более углубленно изучить основные отрасли современного машиностроительного комплекса на примере общего, транспортного машиностроения, электроники и электротехники.

Содержание

1. Значение машиностроения. Структура машиностроительного комплекса России в сравнении с развитыми странами………………………...4
2. Удельный вес машиностроения в структуре промышленного производства в России и в ведущих странах мира...............................................7
3. Классификации отраслей в зависимости от назначения, значения в экономике страны и технологических особенностей и факторы их размещения. Машиностроение – отрасль «свободного размещения». Значение специализации и кооперирования в машиностроении……………9
4. География машиностроительного комплекса………………………..11
а) тяжелого машиностроения…………………………………………….11
б) среднее машиностроение……………………………………………...14
в) общее машиностроение………………………………………………..17
5. Специфика машиностроения Кемеровской области и его география………………………………………………………………………....18
6. Государственная политика, направленная на ускоренное развитие комплекса:………………………………………………………………………..19
а) создание крупнейших госкорпораций……………………………….20
б) создание зон технологического трансферта…………………………23
в) значение создания технопарков и технополисов……………………25
7. Структура и география экспорта и импорта…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
Список литературы……...……………...…………………………..…………..29
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….……30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ по экономической географии.docx

— 122.38 Кб (Скачать документ)

     В 2007-2009 годах осуществлены, в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 21 марта 2007 года, мероприятия по трансформации структуры отрасли.

     Учреждается ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности. На правах дочерних акционерных обществ ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" учреждаются ОАО "Западный центр судостроения", ОАО "Северный центр судостроения и судоремонта" и ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта", 100% акций которых находятся в федеральной собственности.

     В качестве приоритетных направлений деятельности ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" и его дочерних акционерных обществ определяются: разработка, проектирование, производство, поставка, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт, утилизация судостроительной техники военного и гражданского назначения и сооружений для освоения континентального шельфа в интересах государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в области судостроения.

Поддерживается присутствие на рынке гражданского судостроения существующих объединений частного бизнеса.

Порядок и условия участия в  реформировании собственников судостроительных и судоремонтных заводов, в том  числе, на которых размещен гособоронзаказ, будут определяться в условиях создания частно-государственного партнерства в рамках конкретных интегрированных структур с обязательным сохранением контроля государства за ходом исполнения ГОЗа.

     В результате проведенных и запланированных мероприятий будут созданы мощные конкурентоспособные на мировом рынке интегрированные структуры, сконцентрировавшие в своем составе госсобственность, что обеспечит возможность осуществлять действенный государственный контроль и влияние за процессами дальнейшего развития этого важнейшего сектора оборонно-промышленного комплекса страны.

Комплекс мер, предусмотренных  в рамках настоящей Стратегии, позволит обеспечить динамичное развитие судостроительной промышленности России за счет развития научного потенциала, комплексной модернизации и технического перевооружения и  оптимизации структуры отрасли.

Это позволит создать на базе государственно-частного партнерства новый конкурентоспособный  облик судостроительной промышленности в составе крупных научных  и производственных интегрированных  структур и принципиально улучшить ее положение на внутреннем и мировом  рынке, обеспечивая рост объема поставок продукции отечественной судостроительной промышленности к 2010 году - более чем  в 1,5 раза, к 2015 году - в 2,2 раза, к 2020 году - в 3,1 раза и к 2030 - в 4,3 раза.

б) создание зон технологического трансферта

     Зона технологического трансферта подразумевает зону прямых зарубежных инвестиций, которая предусматривает передаваемость подконтрольному филиалу управленческих навыков, торговых секретов, технологий, права использования торговой марки родительской компании, и тому подобное.

     Переход к рыночной экономике болезненно сказался на машиностроительном комплексе. Объемы промышленного производства сократились в несколько раз, а доля машиностроения в промышленном выпуске продукции уменьшилась до 22%. Доля российской экспортируемой машиностроительной продукции составляет всего лишь 8,5% экспорта страны, а в объемах машиностроения и металлообработки - 30-33%. Тогда как в развитых странах доля машиностроительной продукции составляет от 35 до 50% от общепромышленного выпуска, что обеспечивает им возможность обновлять технологическое оборудование в большинстве отраслей каждые 7-10 лет, совершая при этом очередной рывок в своем технологическом развитии.[9] К сожалению, этот показатель в России даже в относительных величинах в 1,5-2 раза ниже, что является основной причиной постепенного отставания отечественной промышленности по техническому уровню от развитых стран.

     Экономика России отличается низким уровнем инновационного развития. По данным статистической отчетности, доля высокотехнологичных отраслей промышленности и "отраслей знаний" в ВВП России составляет 10,5%, а вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - 1,3 процентных пункта. Удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, составляет 9,3% общего количества крупных и средних предприятий, доля инновационной продукции - всего 2,5%. Крайне недостаточны внутренние затраты на исследования и разработки - около 1% ВВП, тогда как в развитых странах - 2,6-2,8%. На долю России на мировом рынке наукоемкой продукции приходится менее 1%, а США - 40%. [7]

Преодолеть отставание поможет  опережающее инновационное развитие российского машиностроения с темпами  роста не ниже 10% в год.

     Центры трансфера технологий создаются в шести федеральных округах на базе институтов РАН, университетов и государственных научных центров Российской Федерации. Наиболее развитые отечественные парки, такие как Уфимский и Томский, по оценкам зарубежных экспертов, достаточно близки к мировому уровню. Например, в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники создан и функционирует учебно-научный инновационный комплекс. В него входят пять научно-исследовательских институтов, три конструкторских бюро, научно-исследовательская часть, инжиниринговый центр, технопарк, студенческий бизнес-инкубатор. Кроме того, комплекс объединяет вокруг университета 70 наукоемких фирм, созданных выпускниками университета, по направлениям: "телекоммуникации и связь", "производство электронного и электротехнического оборудования", "ИТ-услуги". Часть их занимает лидирующие позиции на российском рынке, при этом их разработки являются конкурентоспособными в международном масштабе - они востребованы на достаточно насыщенных рынках США, Германии, Великобритании, Японии, Южной Кореи и стран СНГ.

     Один из первых центров трансфера технологий возник в Московском университете, где уже накоплен определенный положительный опыт. ЦТТ МГУ выполняет следующие задачи: продвижение университетских технологий в промышленность, лицензирование, создание компаний, привлечение контрактных работ; консультирование по вопросам управления интеллектуальной собственностью, создания малых инновационных компаний, привлечения инвестиций; организация ориентированных фундаментальных и прикладных исследований в интересах различных отраслей российской промышленности, участие в подготовке специалистов; содействие заключению научных контрактов с зарубежными фондами и компаниями.

     Переход экономики России на инновационный путь развития предполагает кардинальный рост производительности труда, обновление производственных мощностей на основе внедрения новых технологий, увеличения выпуска наукоемкой, конкурентоспособной продукции, реализации новых форм интеграции науки и производства. Для России, с ее обширной территорией, огромными различиями в уровнях социально-экономического развития регионов, не менее важной задачей становится формирование комплексной инфраструктуры продвижения наукоемкой продукции, товаров интеллектуальной деятельности на региональные рынки, повышение уровня технической оснащенности товаропроводящих сетей. Эти задачи являются важным компонентом стратегического курса социально-экономического развития страны на период до 2020 г. в рамках углубления процессов интеграции субъектов Федерации и расширения их межрегионального взаимодействия.

     Так, по доле промышленной продукции, производимой инновациионно-активными предприятиями, в общем объеме промышленной продукции значительно выделяются Челябинская область - (17,8%), Нижегородская (16,7%), Брянская (15,3%), Вологодская (11,9%), а также Москва (7,7%) . Еще в 15 субъектах Федерации данный рейтинг превышает 6%, что превышает среднероссийский показатель. [7]

В большинстве же других регионов России показатель инновационного развития значительно ниже, а в ряде из них (Республика Хакасия, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Алтай, Республика Тыва) инновационная деятельность практически отсутствует.

     Ускорения экономического развития страны на базе повышения ее инновационности можно достичь в первую очередь интенсификацией межрегионального обмена наукоемкой продукцией, внедрением новых технологий между регионами-лидерами, обладающими наиболее мощным инновационным потенциалом, вовлечением в процесс товарообмена возможно большего числа субъектов Федерации. Тем самым будет создан мощный и постоянно расширяющийся поток инноваций на основе функционирования комплексной и высокотехнологичной инфраструктуры межрегионального трансфера новых технологий и знаний. Такой подход позволит не только углубить процессы интеграции регионов в этой сфере, но и будет способствовать ускорению вхождения России в мировой инновационный рынок.

в) значение создания технопарков и технополисов.

      Одним из направлений социально-экономического развития страны является создание и широкое распространение территориальных научно-производственных систем. Научные парки, инновационные технологические центры, инкубаторы нововведений и другие аналогичные структуры, ориентированные на ускоренное воплощение результатов научных исследований в новую технику, технологии и материалы, стали важным фактором усиления отдачи науки, интеграции ее основных звеньев с производством.

     По нарастанию степени сложности технопарковые структуры можно расположить следующим образом: инкубаторы, технологические парки, технополисы, регионы науки и технологий.

     Технопарк — специальная организация, в которой объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности.

Основные задачи создания технопарков:

  • превращение знаний и изобретений в технологии;
  • превращение технологий в коммерческий продукт;
  • передача технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства;
  • формирование и рыночное становление наукоемких фирм;
  • поддержка предприятий в сфере наукоемкого бизнеса.

     Технопарки позволяют сформировать ту экономическую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства, создание новых малых и средних предприятий, разработку производство и поставку на отечественный и зарубежный рынки конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Регион, способствуя созданию и  развитию технопарков, получает возможность  формирования и ускоренного развития научно-производственной и социальной инфраструктуры, привлечение в регион высококвалифицированных специалистов, поддержки и развития сектора  экономики и, в связи с этим, создания новых рабочих мест.

     Промышленным предприятиям предоставляется возможность в полной мере использовать потенциал научно-технического комплекса региона для повышения конкурентоспособности своей продукции, ускоренного внедрения новых технологий, целевого отбора выпускников, прошедших хорошую школу работы в малых инновационных предприятиях.

     Вузы и технологические НИИ получают возможность предоставить своим научным коллективам и отдельным ученым условия для завершения исследований и создания на их основе конкурентоспособной научно-технологической продукции. При этом формируется коллектив с участием автора идеи, разработчиков, аспирантов и студентов, которые в дальнейшем продолжают работать в этом направлении и на производстве. Парки повышают престиж вуза, НИИ, их роль в развитии региона.

     В России функционирует более 70 технопарков и около 50 тыс. малых технологических фирм, в которых занято примерно 200 тыс. человек. В 24 регионах создано свыше 50 инновационно-технологических объектов с тысячью малых высокотехнологичных предприятий. Появились первые научно-образовательные комплексы, ориентированные исключительно на сферу высоких технологий. [10]

     Самые крупные технопарки  размещены в Новосибирске «Академ городок», Саратове «Волга-техника» , Самаре, Санкт-Петербурге, Уфе «Башкортостан», в республики Мордовии, Ижевске «Удмуртия», Ульяновской области «Ульяновский технопарк», Кемеровской области, Таганроге «Таганрог», в Москве, Подмосковье (самый известный - в Зеленограде), в городе-спутнике Нижнем Новгороде «Анкудиновка», в Екатеринбурге, в Иркутске .

     Идея правительства создать в семи регионах восемь технопарков, в которых будет разрабатываться и производиться высокотехнологичная продукция с использованием нанотехнологий.

     Аналогичные учебно-научные инновационные комплексы целесообразно создавать и в других крупных городах, обладающих развитой научной и материально-технической базой - в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и др.

     Технополис одна из форм свободных экономических зон, создаваемых для активизации, ускорения инновационных процессов, способствования быстрому и эффектному применению технико-технологических новшеств. Ядро технополиса образует региональный центр разработки и освоения производства высокотехнологичной продукции мирового класса. Программа деятельности технополиса обычно включает проведение фундаментальных и прикладных научных исследований с последующим продвижением их результатов в производство.

     Крупнейшие технополисы размещены в Алтайском крае «Бийск»; Калужской области «Обнинск»; Московской области «Дубна», «Жуковский», «Королёв», «Пущино», «Реутов», «Троицк», «Фрязино», «Черноголовка», «Протвино»; Новосибирской области «Кольцово»; Санкт-Петербурге «Петергоф»;  Тамбовской области «Мичуринск», а также в Архангельской, Астраханской, Владимирской, Иркутской, Ленинградской, Ростовской,  Нижегородской, Пензенской, Свердловской, Тверской, Томской, Ульяновской , Челябинской, Ярославской,  областях и в Краснодарском, Красноярском, Пермском краях.

Информация о работе География Машиностроительного комплекса России