География отраслей машиностроительного комплекса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание

Машиностроение входит под названием "Машиностроение и металлообработка". Машиностроение создает машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. В настоящее время машиностроение России состоит из ряда самостоятельных отраслей, куда входят свыше 350 подотраслей и производств.

Содержание

Введение 3
1 Место машиностроительного комплекса в хозяйстве Российской Федерации. Факторы и особенности его размещения. 4
2 Территориальная структура машиностроительного комплекса Российской федерации. 12
3 Современные проблемы и перспективы развития и размещения машиностроительного комплекса. 23
Заключение 28
Библиография 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая экон география.docx

— 96.43 Кб (Скачать документ)

Самарская государственная экономическая академия

Кафедра «Экономическая и социальная география» 
 
 
 

Курсовая работа

на тему:

География отраслей

машиностроительного комплекса РФ 
 

Выполнил: 

студент 1 курса гр. 1БУААП, 

П.А. Седов 

Научный руководитель: 

к.э.н., доцент

В.Г. Петров. 
 
 
 
 

Самара 2010.

Тема: География отраслей машиностроительного  комплекса Российской  Федерации.

  Введение 3
1 Место машиностроительного комплекса в хозяйстве Российской Федерации. Факторы и особенности его размещения. 4
2 Территориальная структура машиностроительного  комплекса Российской федерации. 12
3 Современные проблемы и перспективы развития и размещения машиностроительного комплекса. 23
  Заключение 28
  Библиография 29
  Приложение 30

Содержание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Машиностроение  входит под названием "Машиностроение и металлообработка". Машиностроение создает машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. В настоящее время машиностроение России состоит из ряда самостоятельных отраслей, куда входят свыше 350 подотраслей и производств.

     Машиностроение  производит средства труда – машины и оборудование, приборы и вычислительную технику, передаточные устройства, транспортные средства – для всех отраслей народного  хозяйства. Оно производит предметы потребления, в основном длительного пользования (легковые автомобили, телевизоры, часы и др.). К середине 80-х годов, в общем объеме продукции машиностроения средства производства составляли 88,9%, предметы потребления - всего лишь 11,1%, что свидетельствовало о не ориентированности отечественного машиностроения на запросы массового потребителя. Целью данного исследования является показать не только отраслевую структуру машиностроительного комплекса и факторы размещения его отраслей и подотраслей, но и охарактеризовать современное состояния комплекса, перспективы и варианты выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации. В частности затронуты проблемы инвестирования, экспортно-импортной политики, использования научно-технического потенциала, социальные проблемы.

     С учетом специфики данной темы и круга  затронутых вопросов структура исследования позволяет последовательно осветить в первой главе теоретические  вопросы (роль и значение, специфика  размещения, отраслевая структура) машиностроительного комплекса, во второй – сложившуюся на сегодняшний момент неблагоприятную экономическую ситуацию в комплексе, и практические предпосылки выхода из нее. 
 
 

  1. Место машиностроительного  комплекса в хозяйстве  РФ. 

Факторы и особенности  его размещения

     Машиностроительный  комплекс – составная часть единого народного хозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:

* создает  машины и оборудование, используемое  в других отраслях и тем  самым создает    

   условия для развития всех других отраслей промышленности;

* является  крупнейшим потребителем продукции  черной и цветной металлургии,  а так

   же целого ряда других отраслей;

* обеспечивает  занятость довольно большой доли  трудовых ресурсов;

* выступает  как районообразующий фактор;

* является  отражением степени развития  производительных сил в регионе;

* дает  существенный толчок развитию  прогрессивных технологий.

    Основное  экономическое назначение продукции  машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства То есть, можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса.

    Машиностроительный  комплекс относится к сложным, многоотраслевым  комплексам, включающим  компоненты, представленные на рисунке 1.

    Машиностроение  — ведущая отрасль промышленности. Машиностроение занимается производством  машин и оборудования, различного рода механизмов для материального  производства, науки, культуры, сферы  услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

Металлообработка  занимается производством металлических  изделий, ремонтом машин и оборудования.

Машиностроение  также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства

    Машиностроительный  комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости произведенной продукции и почти 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной  отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

    По  сравнению с промышленностью  в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в  валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического  комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре  экспорта.

    Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные  отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д., так и множество специализированных под отраслей и производств.

    Машиностроение  создает машины и оборудование, применяемые  повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.

    Поэтому  его отрасли развиваются ускоренными  темпами, а их число непрерывно растет.  По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в  3 взаимосвязанные группы:

1. Отрасли,  обеспечивающие развитие научно-технической  революции во всем народном  хозяйстве - это приборостроение,  химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.

2. Отрасли,  обеспечивающие развитие научно-технической  революции в машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность.

3. Отрасли,  обеспечивающие развитие научно-технической  революции в отдельных отраслях хозяйства - это строительно-дорожное, тракторное и  сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и др.

     За  последние десятилетия возник ряд  новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.

основными фондами высокого технического уровня.

      Машиностроительный  комплекс – важнейший комплекс, играющий огромную роль в производственном процесса, взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою отраслевую структуру, специализацию внутри нее и отличительные особенности. На его развитие и размещение оказывает влияние гамма факторов. Развитие и размещение  его отраслей базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народного комплекса. Принципы развития и размещения преломляются в общих и специфических факторов, оказывающих влияние на развитие и размещение отраслей машиностроительного

 комплекса:

  • Природные условия, география природных и сырьевых ресурсов.
  • Объемы капитальных вложений, источники финансирования.
  • Специализация и уровень развития хозяйств экономических районов.
  • Базовый уровень развития  науки и техники.
  • Пути сообщения и транспортная сеть.
  • Трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации.
  • Формы организации производства
  • Масштабы, структура и география потребления продукции.
  • Транспортабельность сырья и готовой продукции.
  • Экологическая обстановка в регионе.

    Важнейшим является наличие общественной потребности  в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов. К ним можно отнести:

    Наукоёмкость: Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

    Металлоёмкость: Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

    Трудоёмкость: С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

Информация о работе География отраслей машиностроительного комплекса РФ