Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 15:23, курсовая работа
Машиностроение входит под названием "Машиностроение и металлообработка". Машиностроение создает машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. В настоящее время машиностроение России состоит из ряда самостоятельных отраслей, куда входят свыше 350 подотраслей и производств.
Введение 3
1 Место машиностроительного комплекса в хозяйстве Российской Федерации. Факторы и особенности его размещения. 4
2 Территориальная структура машиностроительного комплекса Российской федерации. 12
3 Современные проблемы и перспективы развития и размещения машиностроительного комплекса. 23
Заключение 28
Библиография 29
Близость потребителя: Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.
Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.
Таблица 1.
Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения1:
Фактор размещения | Доля отраслей, размещенных с учетом данного фактора, % |
Тяготение к: | |
Районам с развитой научной базой | 42 |
Районам сосредоточения трудовых ресурсов | 24 |
Районам потребления продукции | 22 |
Металлургическим базам | 12 |
Под отраслевой структурой понимается количественное соотношение между отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения. Ее формирование происходит под влиянием экономических, организационных и технических факторов:
Важнейшие
особенности в
По степени влияния определенных факторов на размещение предприятий машиностроения по территории страны они условно делятся на следующие группы:
По формам
специализации
Специализация в машиностроении способствует:
Размещение машиностроительных производств осуществляется по определенному типу:
В настоящее время в структуре машиностроения насчитывается 19 самостоятельных отраслей, куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д.
Также, развитие машиностроительного комплекса зависит от условий рационального размещения, таких как:
Расширение
сети металлообрабатывающих
Машиностроение | |||
тяжелое | общее | среднее | приборостроение |
Производство:
металургического оборудования, подъемно-
транспортного, энергоблоков, других крупногабаритных
и металлоемких изделий.
Особенности: большое потребление металла, относительно малая трудоемкость и использование энергии |
Включает: транспортное
машиностроение (без автостроения), производство
технологического оборудования для промышленности
(без легкой и пищевой).
Особенности: средние нормы потребления металла, энергии. Невысокая трудоемкость |
Производство:
автомашин, тракторов, станков, машин и
оборудования средних габаритов для промышленности,
сельского хозяйства, транспорта и строительства
Особенности: малая металлоемкость, повышенная трудоемкость, значительная энергоемкость |
Производство:
группа отраслей по производству приборов, точных машин, механизмов и инструментов Особенности: наименьшая металлоемкость, наибольшая трудоемкость. Требует квалифицированных кадров. |
Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя
его роль в хозяйстве районов не одинакова (таблица 3).
Экономический район | Доля производимой продукции (%) |
Северный | 1.5 |
Северо-западный | 5 |
Центральный | 23 |
Волго-Вятский | 10 |
Центрально-Черноземный | 4 |
Поволжский | 18 |
Уральский | 20 |
Северокавказский | 6 |
Западно-Сибирский | 7 |
Восточно-Сибирский | 3 |
Дальневосточный | 2.5 |
Следовательно 87.5% машиностроительной продукции выпускает Западная экономическая зона и всего 12.5% выпускает Восточная экономическая зона. В Восточной зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на Европейскую зону (79% продукции вывозится в европейские районы, а из европейских районов поступает 67% продукции).
В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:
Предприятия
данной отрасли распространены в
России повсеместно. Но в одних районах
машиностроение имеет профилирующее
значение, а в других - его функции
ограничены главным образом
Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы. Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли затраты на сырье и материалы здесь составляют от 40 до 85 %, затраты на зарплату 8-15 %, затраты на транспорт от 15 до 25 %, затраты на электроэнергию 8-15 %. Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированны как на металлургические базы, так и на районы потребления. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской зоне, остальное- в Западной Сибири и на Дальнем востоке. К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:
Производство
металлургического оборудования сложилось
как в крупных районах
На заводах Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических печей (Екатеринбург, Орск).
Оборудование для мартенов, проката и сварки труб производится в Центральном районе (Электросталь). Рудоразмольное оборудование поставляет Поволжье (Сызрань). Литейные машины - Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре) и т.д.
Информация о работе География отраслей машиностроительного комплекса РФ