Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 15:23, курсовая работа
Машиностроение входит под названием "Машиностроение и металлообработка". Машиностроение создает машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. В настоящее время машиностроение России состоит из ряда самостоятельных отраслей, куда входят свыше 350 подотраслей и производств.
Введение 3
1 Место машиностроительного комплекса в хозяйстве Российской Федерации. Факторы и особенности его размещения. 4
2 Территориальная структура машиностроительного комплекса Российской федерации. 12
3 Современные проблемы и перспективы развития и размещения машиностроительного комплекса. 23
Заключение 28
Библиография 29
-Российские производители компонентов испытывают нехватку технологий и в силу значительного возраста российского автопарка занимаются в основном производством компонентов для устаревших автомобилей. Сказывается отсутствие инвестиционных ресурсов, а также морально и физически устаревшая техническая база. Производство нацелено на внутреннее потребление, т.к. низкий уровень качества продукции не позволяет ей соответствовать мировым стандартам.
-Совместные предприятия в России существуют, и благодаря присутствию иностранных партнеров имеют собственные технологии и оборудование. Однако в силу осторожности иностранцев и специфики России собственный инжиниринг и НИОКР практически отсутствуют. Само производство отличается крайне узкой специализацией: производятся в основном простейшие компоненты с низкой добавленной стоимостью.
-Иностранные производители компонентов отличаются низким уровнем локализации и столь же узкой специализацией.
Таким
образом, OES в России неконкурентоспособны
и узко специализированы[9] и в нынешнем
виде обречены на исчезновение.
Наконец, государство последние два
года направляет значительные средства
в качестве помощи убыточным и неэффективным
предприятиям. Однако, несмотря на вполне
конкретное указание использовать эти
средства для решения проблемы неэффективности,
деньги используются для поддержки status
quo, имеющего относительные выгоды лишь
в весьма краткосрочной перспективе. Причем
ежегодно на такую помощь выделяется примерно
1 млрд. долларов, и при этом, по оценке
Игоря Шувалова, общая задолженность предприятий
отрасли остается в размере порядка 100
млрд. рублей. Определенным успехом пользуется
лишь недавняя инициатива – отечественный
аналог американской программы «cash for
clunkers», однако и у нее есть свои ограничения
из-за низкого спроса на отечественную
продукцию.
Из всего вышесказанного можно сделать
вывод, что:
-Потребители продукции автопрома не удовлетворены текущим положением дел;
-Отечественные производители автомобилей и автокомпонентов неконкурентоспособны, не имеют достаточных инвестиционных средств для обновления материально-технической базы, используют государственную помощь для краткосрочных целей («выживания»);
-Иностранные предприятия, в том числе СП, относительно присутствуют на отечественном рынке, но обладают значительным потенциалом;
-Государство тратит значительные средства, не оказывая требуемого эффекта на положение автопрома.
Все
это подтверждает тезис о том,
что российскому автопрому
Заключение
Неотложные
нужды народного хозяйства, вызванные
необходимостью ходя бы минимальной поддержки
технологического уровня в машиностроительном
комплексе, определяют приоритеты структурно-инвестиционной
политики в машиностроении. Требуется
нормализовать инвестиционный процесс
путем восстановления спроса на оборудования
и межрегиональных кооперационных связей.
Особенно важно возродить спрос на оборудования
в базовых, жизнеобеспечивающих отраслях
народного хозяйства. В результате возродятся
наиболее отсталые отрасли машиностроения
с неразвитой структурой производства.
В условиях спада производства в отраслях
машиностроения целесообразно ограничить
закупки за рубежом техники, аналоги которой
выпускаются или могут выпускаться в России.
Это позволит повысить загрузку производственных
мощностей и может, в связи с поставкой
ряда видов комплектующих деталей и оборудования,
восстановить разорванные производственно-кооперационные
связи со странами ближнего зарубежья
и бывшими странами СЭВ. Вместе с тем необходима
государственная поддержка тех подотраслей
машиностроительного комплекса (прежде
всего оборонных), чьи производственные
мощности позволяют провести техническое
перевооружение производственного аппарата
страны. Для реализации структурно-инвестиционной
политики страны необходимо сконцентрировать
на приоритетных направлениях значительные
средства. Но объем капиталовложений,
формируемых за счет собственных средств
предприятий, в настоящее время ограничен
в результате роста цен на инвестиционные
ресурсы и из-за катастрофического финансового
положения самих предприятий. Одним из
дополнительных источников капиталовложений
в отечественное машиностроение являются
частные инвестиции. Однако основная нагрузка
по поддержанию жизнеспособности машиностроения
для базовых отраслей народного хозяйства
ложится на плечи государства
Библиография
1. Алексейчук Г.П. Проблемы стабилизации и развития тяжелого,
энергетического
и транспортного
машиностроения.-1997.-№ 4.-С.42-43.
2. Барбашов В.В. Развитие машиностроительного комплекса в
условиях
осуществления социально-
машиностроение .-1996.- С.3-5
3. Воронин В.В. Экономическая география РФ: Учебное пособие/
Самарская государственная экономическая академия, Самара 1995г.-с.142-157
4. Борисов В.Н. Реструктуризация машиностроения как фактор
развития Российской экономики // Проблемы прогнозирования.- 1997.- №6.-С.81-89
5. Борисов В.П. Перспективы машиностроения // Экономист.-1998.-№1.-С.53-61
6. Госкомстат РФ – web-сервер //www.gks.ru
7. Кистанов В.В., Копылов Н.В., Хрущев А.Т. Размещение
производительных сил, М. 1994 г. С 114-127
8. Клевин А.Н., Митин С.Т. О проблемах реструктуризации
машиностроительного комплекса. // Промышленность России, № 3 март 1999г.с 259
9. Газета
«Ведомости» http://www.vedomosti.ru/
Информация о работе География отраслей машиностроительного комплекса РФ