Экономико-географическая характеристика Центрального экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание

В данной работе мы дадим экономико – географическую характеристику Юго-Восточной железной дороги , находящиеся в Центральном округе. Так же узнаем о населении, водных ресурсах, промышленности, сельском хозяйстве, электроэнергетика и в итоге сделаем вывод о перспективах развития региона.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..........3
Раздел 1…………………………………………………………………………...........4
1. Экономико-географическая характеристика……………………………..........4
1.1 Характеристика географического положения Центрального округа........4
1.2 Численность населения………………………………………………….........6
1.3 Национальный состав…………………………………………………............6
1.4 Природные ресурсы……………………………………………………...........9
1.5 Полезные ископаемые…………………………………………………………...9
1.6 Промышленность……………………………………………………………......10
1.7 Перспективы развития……………………………………………………….....17
Раздел 2…………………………………………………………………………….…...19
Характеристика развития транспортной сети…………………………………....19
Характеристика видов транспорта…………………………………………....19
Условия эксплуатации…………………………………………………………28
Подвижной состав и его особенности………………………………………...29
Основные грузопотоки………………………………………………………....31
Перспективы развития………………………………………………………….32
Раздел 3..............................................................................................................................33
Расчет густоты железной дороги…………………………………………..................33
Вывод.................................................................................................................................34
Заключение.......................................................................................................................35
Список литературы…………………………………………………………………....38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Регионалистика.docx

— 105.61 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Кафедра: «Экономика транспорта»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Экономико-географическая характеристика Центрального

экономического  района»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

факультета ЭСУ

группы МПБ-211 ___________/Колосов Д.А.

07-211-12       подпись  дата

 

Преподаватель                                                            Котова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………..........3

Раздел 1…………………………………………………………………………...........4

   1. Экономико-географическая характеристика……………………………..........4

     1.1 Характеристика географического положения  Центрального округа........4

     1.2 Численность  населения………………………………………………….........6

     1.3 Национальный  состав…………………………………………………............6

     1.4 Природные  ресурсы……………………………………………………...........9

     1.5 Полезные  ископаемые…………………………………………………………...9

     1.6 Промышленность……………………………………………………………......10

     1.7 Перспективы  развития……………………………………………………….....17

Раздел 2…………………………………………………………………………….…...19

  1. Характеристика развития транспортной сети…………………………………....19
    1. Характеристика видов транспорта…………………………………………....19
    2. Условия эксплуатации…………………………………………………………28
    3. Подвижной состав и его особенности………………………………………...29
    4. Основные грузопотоки………………………………………………………....31
    5. Перспективы развития………………………………………………………….32

Раздел 3..............................................................................................................................33

   Расчет густоты  железной дороги…………………………………………..................33

Вывод.................................................................................................................................34

Заключение.......................................................................................................................35 

Список литературы…………………………………………………………………....38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Транспорт – важнейшая  составная часть производственной инфраструктуры России. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием высоких  и устойчивых темпов экономического роста, обеспечения целостности, национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения  уровня жизни  населения, рациональной интеграции России в мировую экономику.

Его работа осуществляет все экономические  процессы, связанные с перемещениями  в пространстве объектов, людей и  информации. Иными словами, без транспорта невозможна работа отраслей материального  производства.

Транспорт это четвертая сфера  материального производства пос- ле промышленности, строительства и  сельского хозяйства. Продукция  транспорта - само перемещение (перевозка). Понятие товара нельзя отрывать от интереса потребителя. Он готов платить  за такой товар транспорта, который  удовлетворяет следующим требованиям: - перевозка грузов без потерь их массы, свойств, комплектности; - доставка грузов в нормативные и незаказанные сроки; - ритмическая подача груженного подвижного состава на фронт раз- грузки предприятия; - обеспечение отгрузки готовой продукции заказанным подвижным составом по его типам и в полной готовности к перевозке. - оказание всего комплекса услуг, связанного с перевозкой. Для пассажирского транспорта: - полная отправка всех желающих; - обеспечение им безопасности и требуемых удобств; - оказание комплекса дополнительных услуг; - выполнение расписания движения транспортных средств; - ускорение доставки пассажиров по их заказам.

Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и  износом подавляющего большинства  транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а так же отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем. Транспортная сеть России представлена следующими видами транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, электронный. Наиболее развит и загружен железнодорожный  вид транспорта.

В данной работе мы дадим  экономико – географическую характеристику Юго-Восточной железной дороги , находящиеся  в Центральном округе. Так же узнаем о населении, водных ресурсах, промышленности, сельском хозяйстве, электроэнергетика  и в итоге сделаем вывод  о перспективах развития региона.

Раздел 1

Экономико-географическая характеристика Центрального округа.

  1. Характеристика географического положения  Центрального округа.

Центральный федеральный  округ-административно-территориальное формирование Российской Федерации в западной части страны. На западе и юго-западе границы Центрального федерального округа совпадают с государственной границей  страны с Республикой Беларусь и Украиной. На северо-западе и севере проходит граница с Северо-Западным федеральным округом. На востоке и юго-востоке граничит с Приволжским федеральным округом и на юге с Южным федеральным округом.

В состав Центрального федерального округа входят 18 субъектов (регионов) Российской Федерации: Москва (город федерального значения), Белгородская область (Белгород),  Брянская область (Брянск), Владимирская область (Владимир), Воронежская область (Воронеж), Ивановская область (Иваново),  Калужская область (Калуга), Костромская  область (Кострома), Курская область (Курск), Липецкая область (Липецк), Московская область (Москва), Орловская область (Орел), Рязанская область (Рязань), Смоленская область (Смоленск), Тамбовская область (Тамбов), Тверская область (Тверь), Тульская область (Тула), Ярославская область (Ярославль).

Тверь (1931-1990 Калинин) - административный центр Тверской области, крупный промышленный, научный и культурный центр. Расположен в Центрально-экономическом районе РФ, транспортный узел на пересечении Верхней Волги с железной дорогой и шоссе Москва - Санкт-Петербург, ближайший волжский порт для Москвы (168 км) и С.-Петербурга (484 км). Площадь Твери 152,2 кв.км. Город расположен на плоской части западной окраины Верхневолжской низины. С юга к Твери подступает моренная Калининская гряда. Территорию города подстилают древние осадочные породы - желтые плитняковые известняки каменно - угольного возраста, перекрытые юрскими глинами, над которыми покоятся толщи ледниковых отложений. Между известняками и глинами водоносные слои (вода по скважинам идет на нужды городу). Тверь находится на берегах рек Волга, Тверца, Тьмака, Лазурь и ручьев Соминка, Хлебный и др. Климат Твери - умеренно - континентальный: средняя температура января - - 9,60 С, июля - +17,30 С; среднее годовое количество осадков - 593 мм.  
Население Твери составляет 454,1 тыс. жителей.

Москва́ — столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа. Крупнейший по численности населения город России (население на 1 января 2012 года — 11 612 943. Внутреннее деление: 12 административных округов (125 районов, 2 городских округа, 19 поселений).

Рязань — располагается в центре Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Волги в западной части Рязанской области, административный центр Рязанской области. Население (по данным переписи 2010 года): 525 062 тысяч человек. Крупный научный, военный и промышленный центр. Город обслуживает два аэропорта, два железнодорожных и автомобильных вокзала. Рязань — крупный промышленный центр и важнейший узел на трубопроводной магистрали.

Липецк – областной центр Липецкой области. Население города составляет 503 тыс. человек. Число зарегистрированных в Липецке субъектов всех отраслей экономики составляет 8 тыс. единиц. Административно- территориальное деление города- окружное. В городе четыре округа – Советский, Октябрьский, Правобережный, Левобережный. Основные отрасли городской экономики и предприятий города:

-металлургия: производство черных  металлов, чугуна, стали, проката,  стальных труб; - машиностроение: производство  тракторов, бытовых холодильников  и стиральных машин, металлорежущих  станков, деревообрабатывающих станков.  Численность занятых в экономике  города человек составляет 282 тыс.

Тула — город в России, административный центр Тульской области. Город-герой. Путевое расстояние от центра Тулы до центра Москвы — 185 км; от северной окраины Тулы (Красные Ворота) до южной окраины Москвы (Южное Бутово) — 150 км. Площадь территории города — 145.8 км. Протяжённость города с севера на юг — 30 км, с запада на восток — 25 км.

Население города — 501 100 жителей (2010) (37-е место в России), города с пригородами — 570 тыс. чел. Полицентрическая Тульско-Новомосковская агломерация-конурбация насчитывает 1 млн. чел.

 

 

 

 

 

Население Центрального федерального округа.

  1. Численность населения.

Центральный федеральный  округ является крупнейшим в России по количеству населения — 37 121 812 чел. (26,16 % от РФ), в том числе: городского — 29 994 175 чел., сельского — 7 127 637 человек (на 1 января 2012 года).

2. Национальный состав:

  1. Русские — 34 млн 703 тыс. 066 чел. (91,32 %)
  2. Украинцы — 756 тыс. 087 чел. (1,99 %)
  3. Лица, не указавшие национальность — 736 тыс. 020 чел. (1,93 %)
  4. Татары — 288 тыс. 216 чел. (0,77 %)
  5. Армяне — 249 тыс. 220 чел. (0,66 %)
  6. Белорусы — 186 тыс. 326 чел. (0,49 %)
  7. Азербайджанцы — 161 тыс. 859 чел. (0,43 %)
  8. Евреи — 103 тыс. 710 чел. (0,27 %)
  9. Грузины — 80 тыс. 651 чел. (0,21 %)
  10. Молдаване — 67 тыс. 811 чел. (0,18 %)
  11. Мордва — 67 тыс. 497 чел. (0,18 %)
  12. Таджики — 46 тыс. 738 чел. (0,12 %)
  13. Чуваши — 46 тыс. 101 чел. (0,12 %)
  14. Цыгане — 45 тыс. 858 чел. (0,12 %)
  15. Узбеки — 38 тыс. 676 чел. (0,1 %)
  16. Немцы — 33 тыс. 190 чел. (0,09 %)
  17. Чеченцы — 28 тыс. 861 чел. (0,08 %)
  18. Осетины — 17 тыс. 655 чел. (0,05 %)
  19. Лица других национальностей — 17 тыс. 270 чел. (0,05 %)
  20. Корейцы — 16 тыс. 720 чел. (0,04 %)

 

  1. Численность мужчин составила на 1января 2010 года 65,6 млн. Человек, женщин-76,3 млн. человек.
  2. Соотношение полов за прошедший год не изменилось: к началу 2010 г. на 1000 мужчин приходилось 1162 женщин.

Численное превышение женщин над мужчинами в составе населения отмечается с 29 лет и с возрастом увеличивается. Такое неблагоприятное соотношение сложилось из-за сохраняющегося высокого уровня преждевременной смертности мужчин.

В Новгородской, Ивановской, Тульской, Ярославской, Тверской, Владимирской, Смоленской, Нижегородской областях, г.Санкт-Петербурге на 1000 мужчин приходится 1246-1221 женщин. Только в Камчатском крае и Чукотском автономном округе женщин меньше: на 1000 мужчин приходится 986-949 женщин.

Согласно международным  критериям население считается  старым, если доля людей в возрастах 65 лет и более во всем население  превышает 7%.

В настоящее время почти  каждый восьмой россиянин, т.е. 12,9% жителей  страны, находится в возрасте 65 лет  и более.

Процесс демографического старения населения в гораздо большей степени характерен для женщин. В структуре населения вышеуказанных возрастов женщины составляют более двух третей (68,7%).

Средний возраст жителей  страны составляет 38,9 лет (в 2009 г.-38,8 лет), мужчин составляет 36,2 лет (36,1), женщин-41,2 год (41,1)

Средний возраст населения  свыше 40 лет отмечается в 28 субъектах Российской Федерации, самый высокий он в регионах Европейской части России: в Тульской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Псковской, Тверской, Пензенской, гг. Санкт-Петербурге и Москве — 42,2 — 41,1 года.

Каждый пятый житель России (30,7 млн. человек на 1 января 2010г.) — в пенсионном возрасте.

Численность детей и подростков до 16 лет на 7,9 млн. человек, или на 25,6% меньше, чем лиц старше трудоспособного возраста. Перевес людей старшего возраста имеет место в 62 субъектах Российской Федерации, наибольший: в Тульской области и г. Санкт-Петербурге — в 2 раза, Рязанской и Воронежской областях — в 1,9 раза, Тамбовской, Ленинградской, Ивановской, Пензенской, Псковской, Ярославской областях, г.Москве — в 1,8 раза.

Численность населения в возрасте 0-15 лет на протяжении 18 лет (1990-2007гг.) сокращалась. В 2008 г. вследствие роста числа родившихся численность этой возрастной группы несколько увеличилась — на 44 тыс., или на 0,2%, в 2009 году — на 313 тыс. или 1,4%.

Самая низкая доля детей  в возрасте 0-15 лет в общей численности населения наблюдается в г. Москве и г .Санкт-Петербурге — 13,0-12,9% (в целом по России — 16,1%).

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Центрального экономического района