Экономико-географическая характеристика Центрального экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание

В данной работе мы дадим экономико – географическую характеристику Юго-Восточной железной дороги , находящиеся в Центральном округе. Так же узнаем о населении, водных ресурсах, промышленности, сельском хозяйстве, электроэнергетика и в итоге сделаем вывод о перспективах развития региона.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..........3
Раздел 1…………………………………………………………………………...........4
1. Экономико-географическая характеристика……………………………..........4
1.1 Характеристика географического положения Центрального округа........4
1.2 Численность населения………………………………………………….........6
1.3 Национальный состав…………………………………………………............6
1.4 Природные ресурсы……………………………………………………...........9
1.5 Полезные ископаемые…………………………………………………………...9
1.6 Промышленность……………………………………………………………......10
1.7 Перспективы развития……………………………………………………….....17
Раздел 2…………………………………………………………………………….…...19
Характеристика развития транспортной сети…………………………………....19
Характеристика видов транспорта…………………………………………....19
Условия эксплуатации…………………………………………………………28
Подвижной состав и его особенности………………………………………...29
Основные грузопотоки………………………………………………………....31
Перспективы развития………………………………………………………….32
Раздел 3..............................................................................................................................33
Расчет густоты железной дороги…………………………………………..................33
Вывод.................................................................................................................................34
Заключение.......................................................................................................................35
Список литературы…………………………………………………………………....38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Регионалистика.docx

— 105.61 Кб (Скачать документ)

Ожидаемые конечные результаты программы:

Создание системы взаимовыгодного действенного сотрудничества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными некоммерческими организациями и бизнесом, как равноправными субъектами взаимодействия, в целях объединения совместных усилий для реализации приоритетных для ЦФО социально значимых программ;

реализация Программы  будет способствовать дальнейшему  поступательному развитию демократии, повышению доверия населения  к институтам государственной и  муниципальной власти и бизнесу, расширению их сотрудничества на новом  качественном уровне, формированию современных  инновационных подходов и выработке  механизмов такого сотрудничества, повышению  социальной активности и гражданской  инициативы жителей Округа в реализации приоритетных направлений общественной политики в ЦФО, усилению роли в этих процессах общественных и иных некоммерческих формирований. 

Вывод.

Преимуществами Центрального федерального округа являются наличие крупнейшего  экономического центра – Московской агломерации (Москвы и Московской области), концентрация управленческих, научно-образовательных, транспортно-логистических функций, финансовых потоков, человеческого  потенциала, сравнительно развитая инфраструктурная сеть, выгодное географическое положение  на пересечении международных транспортных коридоров. К преимуществам округа также относятся наличие благоприятных  климатических условий и качественные почвенные ресурсы Черноземья, соседство  с Украиной и Республикой Беларусь как стимул для развития внешней  торговли, в том числе приграничной. Основным ограничением развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, являются нерациональная система расселения, что, в свою очередь, определяет дефицит пропускной способности транспортной сети и мощности энергетических и инженерных систем, повышенную нагрузку на окружающую среду.

Раздел 2.

Характеристика  развития транспортной сети Центрального округа Юго-Восточной железной дороги.

Развитие транспортной сети в Центральном федеральном  округе.

Центральный федеральный  округ обслуживает широко разветвлённая  система транспортных коммуникаций всех видов ( за исключением морского) 
современного транспорта. Конфигурация транспортной сети в значительной мере определяется размещением производительных сил и прежде всего наличием сформировавшейся и продолжающей развиваться одной из крупнейших в мире Московской агломерации, а также обеспечением связей Центрального федерального округа с другими регионами страны и с зарубежными странами, транзитных перевозок пассажиров и грузов. Важной особенностью топологии транспортной сети Центрального федерального округа является лучеобразные подходы транспортных коммуникаций  универсальных наземных видов транспорта в Москве, являющейся наиболее крупным транспортным узлом страны. В Москве сходятся 11 направлений железных дорог, 15 направлений автомобильных магистралей.

В округе находятся 11 аэропортов.

Ведущую роль в обеспечении  транспортных потребностей округа играют железнодорожный и автомобильный  транспорт.

Через округ проходят 3 международных  транспортных коридора — Транссибирская магистраль, Север — Юг и панъевропейский коридор № 9.

Центральный федеральный  округ обеспечен всеми видами транспорта, кроме морского

 

Характеристика  видов транспорта.

Автомобильный транспорт.

Развивается достаточно высокими темпами и используется по причинам, отмечавшимся  выше ( при рассмотрении этого вида транспорта Северо-Западного  федерального округа) как средство сообщения не только на короткие расстояния, но и для обеспечения перевозок  на дальних междугородних линиях и на перевозках со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Протяжение автомобильных  дорог с твердым покрытием  в границах округа составляет 116,5 тыс. км. Средняя густота дорог в  расчете на 1000 кв. км составляет  179 км, что существенно выше, чем  в других федеральных округах. Размещение  автомобильных дорог по территории округа колеблется в существенных пределах. Наибольшая плотность автомобильных  коммуникаций  сосредоточена в  регионах наибольшего развития экономики  – в Московской, Белгородской, Липецкой, Курской и Тульской областях, в  которых густота дорог в расчете  на 1 тыс. кв. км превышает 200 км. Наименьшие показатели наблюдаются в относительно менее экономически развитых Костромской  и Владимирской областях, где она  не достигает 100км/1000кв. км.

Главными автомобильными магистралями округа являются дороги М-1

Москва-Смоленск и далее  на Минск-Варшаву-Берлин; М-9 Москва-Ржев-

Великие Луки-граница с  Латвией; М-10 Москва-Санкт-Петербург-граница  с 

Финляндией; М-8 Москва-Ярославль-Вологда-Архангельск; М-7 Москва-

Владимир-Нижний Новгород; М-5 Москва-Коломна-Рязань-Шацк-Пенза;             

М-4 Москва-Ступино-Ефремов-Елец-Воронеж  с выходом на Северный 105

Кавказ; М-4 Москва-Серпухов-Тула-Орел-Курск-Белгород-граница с

Украиной; М-3 Москва-Нарофоминск-Обнинск-Сухиничи-Брянск-Севск-

граница с Украиной. Эти  дороги имеют федеральное значение, а многие из

них (М-1, М-9, М-10, М-7, М-4, М-3) интенсивно используются для 

обеспечения международных  связей с Белоруссией, Латвией, Литвой,

Эстонией, Украиной, а через  них и со странами Центральной  и Юго-

Восточной Европы. По автомобильным  дорогам Центрального федерального

округа осуществляются и  транзитные перевозки в связях Северо-Западного 

федерального округа с  Приволжским, Южным и реже с другими 

федеральными округами, а  также международные транзитные перевозки.

Внутренний водный транспорт.

Внутренний водный транспорт  не играет существенной роли в 

обслуживании населения  и экономики округа. Судоходные пути,

обеспечивающие перевозки  в округе, составляют р.Волга в  пределах

Ярославской, Костромской, Ивановской, Тверской и Московской областей.

Эта часть реки входит в  состав единой глубоководной системы  европейской 

части России. Основной лимитирующий судоходство показатель  –

гарантированная глубина - составляет на этом участке Волги 4,0 м. Канал  им.

Москвы (также часть единой глубоководной системы) имеет протяженность

127 км и соединяет Волгу  с р.Москвой, одновременно подавая  значительный 

объѐм воды для обеспечения  потребностей населения и промышленности

города. Для транспортных целей используются также реки Ока, Москва, Теза

(Ивановская обл.), Клязьма,  Мокша, верхний Дон, Унжа и  др.

По внутренним судоходным путям в округ из Северо-Западного 

региона доставляется 2,15 млн  т строительных грузов (щебень),

лесоматериалов, металла. В  обратном направлении следует 2,5 млн  т 

строительных материалов, нефтегрузов и прочих грузов. Из Приволжского

федерального округа в  Центральный поступают строительные грузы,

нефтепродукты, удобрения, зерно. Их общий объем в 2008 г. составил               

2,13 млн т, а в обратном  направлении - 0,8 млн т. Во внутренних  сообщениях 

перевозятся в основном строительные материалы, добываемые из русел рек,

в незначительных объемах лесные и нефтяные грузы, хлеб, удобрения. Их

общий объем в 2008 г. составил 13,7 млн т.

Перевозки деловых пассажиров внутренним водным транспортом 

ограничены рядом местных  линий. В основном это доставка людей  к местам

отдыха и внутригородские  и пригородные прогулки, а также  перевозка 

туристов и экскурсантов из Центрального федерального округа по городам,

расположенным по берегам  Волги, Оки, Ладожскому и Онежскому озерам,

на р.Неве.

Воздушный транспорт.

Воздушный транспорт округа играет весьма существенную роль в 

обеспечении, прежде всего  перевозок пассажиров на дальние  расстояния на

внутренних и международных  линиях. Основная инфраструктура этого  вида

транспорта сосредоточена, прежде всего, в Московском транспортном узле.

Три аэропорта столичного региона (Шереметьево, Домодедово, Внуково)

принимают все типы современных самолетов и являются крупнейшими в

стране. Однако, как нам  представляется, рассредоточение аэропортовых

мощностей по этим трем точкам в условиях сложившейся конфигурации

городских поселений и  плотности населения в стране является и большим 

недостатком с точки зрения организации воздушного сообщения  и 

обслуживания пассажиров. Если принять во внимание эти обстоятельства, то

в столичном регионе было бы целесообразно иметь один аэропорт-хаб  по

типу таких аэропортов, как Франкфурт-на-Майне, Лондонский Хитроу или 

Амстердамский Схипхол, в  которых пересадка пассажиров с  одной 

воздушной линии на другую осуществляется в одном аэропорту  без трѐх-

пяти часовых пересадок  из аэропорта в аэропорт с переездами по

загруженным пригородным  и внутригородским автомобильным  дорогам.

Сквозное железнодорожное  сообщение между аэропортами  в Московском

транспортном узле пока отсутствует. Такая схема обслуживания пассажиров

во многих случаях создает настолько серьезные неудобства и вызывает     

такие потери времени, что  в ряде случаев происходит отток  пассажиров на

прямые железнодорожные  сообщения. Аэропорты имеются также  в ряде

областных промышленных центрах, международный аэропорт в Воронеже,

аэропорты в Курске, Белгороде, Калуге, Ярославле, Твери, Липецке.

Трубопроводный  транспорт.

Трубопроводный транспорт  в Центральном федеральном округе

получил большое развитие как система, обеспечивающая снабжение 

предприятий нефтью, продуктами ее переработки и газом, а также

осуществляющая транзит  углеводородов в ближнее и  дальнее зарубежье.

В районе функционируют несколько  нефтепроводных систем,

обеспечивающих сырьем нефтеперерабатывающие предприятия округа. Одна

из них Альметьевск-Нижний Новгород-Рязань-Москва снабжает сырьем

крупные нефтеперерабатывающие  заводы в Рязани и Москве. Нефтепровод 

Уса-Ухта-Ярославль обеспечивает нефтью Ярославский 

нефтеперерабатывающий завод. К Ярославскому заводу подведѐн также 

нефтепровод Пермь-Нижний Новгород-Ярославль  с последующим выходом 

на Полоцк (Белоруссия). По территории округа проходит нефтепровод 

Самара-Брянск (Унеча), по которому нефть следует на Ново-Полоцкий и 

Мозырьский нефтеперерабатывающие  заводы, а также на Украину, в 

Польшу, Германию, Чехию, Словакию, Венгрию. В целях обеспечения 

беспрепятственной транспортировки  нефти на экспорт в страны дальнего

зарубежья от Унечи будет  создан выход трубы на порт Усть-Луга с 

последующей еѐ перевалкой на морские танкеры.

Система продуктопроводов осуществляет вывоз продуктов 

переработки с нефтеперегонных  заводов к местам их концентрированного

потребления. На территории округа наиболее важными продуктопроводами 

являются Сызрань-Тамбов-Никольское-Воронеж-Белгород-граница  с 

Украиной с ответвлением от Никольского на Орел (Стальной конь)-

Брянск/Курск  - граница  с Белоруссией. От Ярославского НПЗ по

нефтепродуктопроводам продукция  следует на Северо-Запад (Кириши) и  на

Рязань с последующим выходом на Плавск и Орел. Рязанский НПЗ соединѐн

продуктопроводом с Москвой. Для обеспечения потребителей Подмосковья 

сооружѐн кольцевой продуктопровод вокруг Москвы.

Центральный федеральный  округ является вторым после 

Приволжского федерального округа по объему потребления газа. На его

долю приходится около 25% объема газопотребления. В структуре

потребления ведущее место  приходится на тепловые электростанции (43%),

на промышленность  – 26%, на коммунально-бытовые нужды  – свыше 28%.

Уровень газификации жилого фонда превышает 70%.

В перспективе удовлетворение возрастающих потребностей округа в 

поставках газа будет происходить  по существующим направлениям

газопроводной сети. Новые  транзитные направления поставок газа

вследствие существующих рисков несанкционированного отбора продукции,

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Центрального экономического района