Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:52, курсовая работа
В данной работе мы дадим экономико – географическую характеристику Юго-Восточной железной дороги , находящиеся в Центральном округе. Так же узнаем о населении, водных ресурсах, промышленности, сельском хозяйстве, электроэнергетика и в итоге сделаем вывод о перспективах развития региона.
Введение…………………………………………………………………………..........3
Раздел 1…………………………………………………………………………...........4
1. Экономико-географическая характеристика……………………………..........4
1.1 Характеристика географического положения Центрального округа........4
1.2 Численность населения………………………………………………….........6
1.3 Национальный состав…………………………………………………............6
1.4 Природные ресурсы……………………………………………………...........9
1.5 Полезные ископаемые…………………………………………………………...9
1.6 Промышленность……………………………………………………………......10
1.7 Перспективы развития……………………………………………………….....17
Раздел 2…………………………………………………………………………….…...19
Характеристика развития транспортной сети…………………………………....19
Характеристика видов транспорта…………………………………………....19
Условия эксплуатации…………………………………………………………28
Подвижной состав и его особенности………………………………………...29
Основные грузопотоки………………………………………………………....31
Перспективы развития………………………………………………………….32
Раздел 3..............................................................................................................................33
Расчет густоты железной дороги…………………………………………..................33
Вывод.................................................................................................................................34
Заключение.......................................................................................................................35
Список литературы…………………………………………………………………....38
Из общего объема ввоза на долю угля приходится 40%. Это, главным образом, поставки из Кузбасса (Западная Сибирь) как для потребностей черной металлургии, так и на экспорт. Удельный вес нефтепродуктов в общем ввозе составляет 19%. Основные поступления осуществлялись с нефтеперерабатывающих заводов Самарской области (Поволжский район). Грузы группы «прочие» (17%) завозятся из всех регионов России с преобладанием поставок из Центрального (31%) и Северо-Кавказского (21%) районов. Это как продукция собственного производства, так и импорт (продукция легкой и пищевой промышленности, химические товары, автомобили, бытовая техника).
Трубопроводный транспорт.
Большое влияние на перевозочный
процесс оказывает
Авиационный транспорт.
В 2002 году удалось сохранить рейсы, пользующиеся спросом населения в Санкт-Петербург, Москву, Екатеринбург, Норильск, Ереван, Сочи. Чартерные рейсы на постоянной основе в Н.Уренгой, и в Ханты-Мансийск. Повышено качество обслуживания с организацией бизнес-классов. Изыскиваются рынки сбыта авиауслуг на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, в Москве.
Речной транспорт развит слабо. Судоходство осуществляется по Дону, Хопру и Северному Донцу. В 2001 г. всеми владельцами речных судов (на государственной и коммерческой основе) было перевезено 0,18 млн.т.
Перспективы развития.
В 2007 году ОАО «РЖД» запланировало
работы по усилению инфраструктуры Юго-Восточной
железной дороги, в том числе строительство
моста через р. Дон, по повышению
автоматизации перевозочного
Раздел 3
Расчёт густоты железнодорожной сети Центрального федерального округа.
Формулы:
Решение:
Dt(Москва)= 782/1,009=775,024~775,3; Dn=782/10470=0,074~0,1;
Dtn= = 27,8*0.1= 27,8; Dtn= = 782/102,78=27,8.
Административная единица |
Территория S, тыс.кв.км |
Численность населения N, тыс.чел. |
Длина железных дорог L, км |
Густота железных дорог, D | ||
Dt, |
Dn, |
Dtn, | ||||
Москва |
1,009 |
10470 |
782 |
775,3 |
0,1 |
27,8 |
Брянская область |
34,893 |
1308 |
979 |
28,1 |
0,7 |
5,4 |
Владимирская область |
28,990 |
1449 |
1650 |
56,9 |
1,1 |
7,6 |
Ивановская область |
21,421 |
1080 |
590 |
27,5 |
0,5 |
5,3 |
Калужская область |
29,841 |
1006 |
872 |
29,2 |
0,9 |
5,5 |
Костромская область |
60,090 |
697 |
592 |
9,9 |
0,8 |
3,3 |
Московская область |
45,798 |
6673 |
3787 |
82,7 |
0,6 |
9,1 |
Орловская область |
24,104 |
822 |
3100 |
128,6 |
3,8 |
11,5 |
Рязанская область |
39,610 |
1165 |
2178 |
55,0 |
1,9 |
7,5 |
Смоленская область |
49,408 |
983 |
1259 |
25,5 |
1,3 |
5,2 |
Тверская область |
84,118 |
1380 |
1806 |
21,5 |
1,3 |
4,8 |
Тульская область |
25,677 |
1566 |
1107 |
43,1 |
0,7 |
6,6 |
Ярославская область |
36,427 |
1315 |
650 |
17,8 |
0,5 |
4,3 |
ИТОГО |
481,385 |
29914 |
19352 |
40,2 |
0,6 |
6,4 |
Вывод: Самая высокая густота железных дорог у в Москве и Московской области, это объясняется тем что, в этом районе сосредоточено наибольшее количество население Центрального федерального округа, обратное же происходит в Костромской области, из-за наименьшей численности населения, густота железнодорожной сети является самой низкой.
Заключение.
Центральный Федеральный
Округ— административно-
Площадь округа — 652,8 тысяч кв.км (3,8 % от
территории России), население — 38 млн.
человек (26,2 % от населения России). По плотности
населения округ занимает первое место
среди федеральных округов(57 человек на
1 кв.км) и относится к высокоурбанизованным
регионам: почти три четверти населения
проживает в 40 крупных городах. Национальный
состав: русские 34,7 млн. (91,3 %), украинцы
756 тысяч (2 %), татары 288 тысяч (0,8 %), армяне
249,22 тысяч (0,7 %), белорусы 186,32 тысяч (0,5 %),
азербайджанцы 161,85 тысяч (0,4 %), евреи 103,71
тысяч (0,3 %), грузины 80,7 тысяч (0,2 %), молдаване
67,8 тысяч (0,2 %), мордва 67,5 тысяч (0,2 %).
Территория округа расположена в нескольких
природных зонах — хвойных, смешанных и широколиственных
лесов, лесостепей и степей. Преобладающая
часть территории округа принадлежит
бассейнам рек Волги и Дона. Главное природное
богатство округа — железные руды Курской
магнитной аномалии (КМА). По геологическим
запасам КМА занимает первое место в мире.
Неглубокое залегание и высокое качество
руд обусловливают эффективность их добычи.
Из других видов минеральных ресурсов
представлены крупные запасы мела, известняка,
огнеупорных и кирпичных глин, мергеля,
строительных, стекольных и формовочных
песков. Округ небогат топливно-энергетическими
ресурсами. Запасы топлива представлены
Подмосковным буроугольным бассейном,
который расположен на территории пяти
областей — Тверской, Смоленской, Калужской,
Тульской и Рязанской. Балансовые запасы
угля составляют около 4 млрд. тонн, глубина
залегания — до 60 метров, мощность пластов
— 20—46 метров, горно-геологические и гидрологические
условия неблагоприятны. Подмосковные
угли отличаются низким качеством (невысокая
калорийность, высокая влажность, зольность
и сернистость). В северной и центральной
части округа имеются месторождения торфа.
В хозяйственном комплексе Центрального
округа ведущую роль играет промышленность.
Среди других отраслей выделяются сельское
хозяйство (особенно на юге округа), строительство,
торговля и общественное питание. В структуре
промышленного производства ведущую роль
играют отрасли с высокой долей добавленной
стоимости, а также определяющие научно-технический
прогресс. Это отрасли машиностроения
и металлообработки (более 22% промышленной
продукции), пищевая промышленность (более
22%), электроэнергетика (около 20%). Заметное
место в экономике округа занимают также
черная металлургия, химическая и нефтехимическая
промышленность, промышленность строительных
материалов.
Специализация экономики округа территориально дифференцирована.
Юг округа (Центрально-Черноземный район)
специализируется на горнорудной, металлургической,
пищевой промышленности, некоторых отраслях
машиностроения и химии, а также на интенсивном
сельскохозяйственном производстве. На
севере и в центре (Центральный экономический
район) преобладают высокоразвитое многоотраслевое
машиностроение и металлообработка, химическая
промышленность, отрасли военно-промышленного
комплекса, легкой промышленности. Лидирующими
отраслями в структуре промышленного
комплекса Центрального федерального
округа являются машиностроение и металлообработка.
В округе развиты ракетно-космическая
промышленность, авиастроение, электронная
и радиопромышленность, железнодорожное
машиностроение, производство точных
машин, станков с числовым программным
управлением, робототехники. Важное место
в структуре промышленного производства
занимает химическая промышленность,
представленная не только производством
удобрений, но и продукцией органического
синтеза: синтетические смолы, пластмассы,
лавсан.
Регион производит до трети продукции
российской легкой промышленности, занимает
ведущее место в стране по выпуску хлопчатобумажных,
льняных, шерстяных и шелковых тканей.
В высокоразвитой пищевой промышленности
лидируют сахарная, мукомольно-крупяная,
маслобойная, мясная, спиртовая, кондитерская,
плодоовощная и табачная отрасли. Центральный
федеральный округ — один из крупнейших
производителей полиграфической продукции,
значительная доля которой выпускается
на комбинатах в Москве, Московской области,
в Туле, Твери, Ярославле, Рязани. Московский
регион (Москва и Московская область) занимает
ведущее место в экономике округа, обеспечивая
84% поступлений округа в федеральный бюджет.
Округ выделяется самой значительной
в стране территориальной дифференциацией
денежных доходов населения (десятикратной
между Москвой и Калужской областью). Топливно-энергетический
комплекс Центрального федерального округа
включает в себя самую мощную в стране
электроэнергетику, развитую нефтеперерабатывающую
промышленность, предприятия угольной
и торфяной промышленности. На территории
округа расположены Московский, Рязанский
и Ярославский нефтеперерабатывающие
заводы, обеспечивающие потребителей
основными видами нефтепродуктов.
На территории Центрального федерального
округа находится крупнейший экономический,
политический, научный и культурный центр
России — ее столица, город Москва с населением свыше 11 млн. человек.
Это крупнейший финансовый центр России,
важнейший транспортный узел, обеспечивающий
широкий комплекс транспортных услуг.
Здесь достигнут наиболее высокий в стране
уровень развития сферы услуг, оптовой
и розничной торговли. В городе развивается
сектор информационных и коммуникационных
услуг. В сфере промышленного производства
в Москве ведущую роль играют наукоемкие
отрасли машиностроения, автомобилестроение,
станкостроение, электроэнергетика, производство
строительных материалов, различные отрасли
легкой и пищевой промышленности. Среди
других промышленных центров округа выделяются
Воронеж, Тула, Ярославль. Предпосылками
дальнейшего развития хозяйства Центрального
федерального округа являются его выгодное
экономико-географическое положение,
производственный и научно-технический
потенциал и развитая инфраструктура.
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Центрального экономического района