Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при председателе Совета Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:06, курсовая работа

Описание

Одним из важнейших средств обеспечения национальной безопасности являются его вооруженные силы, в целом оборонно-промышленный комплекс. Национальная безопасность – одна из главных потребностей государства и общества – сегодня приобретает актуальнейшее значение для успешного осуществления его политических, социально-экономических и духовно-идеологических задач. Отсюда вытекает необходимость постоянного внимания со стороны государства к проблемам развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК), разработке и производству вооружений и военной техники, необходимому уровню научно-технического и военно-технического потенциалов, обеспечивающих России роль великой державы мира.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
1. Состав ОПК РФ..................................................................................................5
2. Законодательные основы..................................................................................6
3. Федеральные органы исполнительной власти в управлении оборонно-промышленным комплексом..............................................................................16
3.1. Министерство обороны РФ..........................................................................17
3.2. Министерство промышленности и энергетики РФ..................................19
3.2.1. Департамент оборонно-промышленного комплекса.............................19
3.2.2. Федеральное агентство по промышленности.........................................22
3.3. Федеральное космическое агентство..........................................................24
3.4. Федеральное агентство по атомной энергии.............................................25
3.5. Федеральное агентство по поставкам военной, специальной техники и материальных средств.........................................................................................28
3.6. Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ......................29
4. Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при председателе Совета Федерации.............................................................................................................39
Заключение.....................................................

Работа состоит из  1 файл

Оборонно промышленный комплекс РФ.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

Содержание. 

Введение..................................................................................................................3

1. Состав ОПК  РФ..................................................................................................5

2. Законодательные основы..................................................................................6

3. Федеральные  органы исполнительной власти  в управлении оборонно-промышленным  комплексом..............................................................................16

3.1. Министерство  обороны РФ..........................................................................17

3.2. Министерство  промышленности и энергетики  РФ..................................19

3.2.1. Департамент оборонно-промышленного комплекса.............................19

3.2.2. Федеральное  агентство по промышленности.........................................22

3.3. Федеральное  космическое агентство..........................................................24

3.4. Федеральное  агентство по атомной энергии.............................................25

3.5. Федеральное  агентство по поставкам военной,  специальной техники и материальных  средств.........................................................................................28

3.6. Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ......................29

4. Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при председателе Совета Федерации.............................................................................................................39

Заключение...........................................................................................................44

 

      Введение. 

     Одним из важнейших средств обеспечения  национальной безопасности являются его вооруженные силы, в целом оборонно-промышленный комплекс. Национальная безопасность – одна из главных потребностей государства и общества – сегодня приобретает актуальнейшее значение для успешного осуществления его политических, социально-экономических и духовно-идеологических задач. Отсюда вытекает необходимость постоянного внимания со стороны государства к проблемам развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК), разработке и производству вооружений и военной техники, необходимому уровню научно-технического и военно-технического потенциалов, обеспечивающих России роль великой державы мира. Необходимость такого понимания и реальных действий политического руководства страны обусловлено также действиями западных стран, и прежде всего США, стремящихся изменить баланс вооруженных сил в свою пользу, как на Западе, так и на южных границах России.

     Разработкой основных направлений и перспектив развития оборонно-промышленного комплекса  обязано заниматься государство. Оно  призвано определять направления государственной оборонно-промышленной политики, необходимый уровень военно-технического потенциала страны с учетом складывающейся международной ситуации.

     При этом важно учитывать исторический опыт создания и развития ОПК, накопленный  в СССР и за последние 15 лет существования российского государства. Без учета позитивного и негативного в этом опыте невозможно определять стратегию развития оборонно-промышленного комплекса. Этим в значительной мере определяется актуальность избранной темы исследования, необходимость анализа проблем ОПК в государственной политике современной России. При этом важно учитывать и накопленный зарубежный опыт в этой сфере. Еще одним актуальным фактором, наряду с вышеназванными, является существенное повышение значимости в вооруженной борьбе и противостоянии государств информационной политики, внедрения и использования широкого спектра средств информационной войны как открытых, так и скрытых, не явных технологий. В результате сегодня критерии защищенности государств от военных угроз оказались не в полной мере соответствующими современным методам, способам и формам военного противоборства. Это, в свою очередь, вынуждает политическое руководство ведущих государств мира активизировать деятельность по совершенствованию и развитию своих оборонно-промышленных комплексов, решению их социально-экономических и политических проблем. Следует так же отметить такую особенность функционирования оборонно-промышленного комплекса, как стремление ряда международных террористических организаций использовать его передовые технологии, особенно средства массового поражения, в своих преступных целях. После 11 сентября 2001 г., трагических событий с захватами заложников (в Москве в октябре 2002 г., в Беслане в сентябре 2004 г.) стало окончательно ясно, что на смену «холодной войне» пришла война совершенно иного характера – война с международным терроризмом. Поэтому применение военной силы выступает одним из способов противодействия такому злу, как глобальное распространение террористических и экстремистских движений и групп.

     Все эти объективные факторы обуславливают  необходимость постоянного внимания государства к проблемам ОПК, а научную общественность – к анализу актуальных проблем политического и социально-экономического развития российского оборонно-промышленного комплекса, поиску путей повышения его эффективности.

     Объектом  исследования является оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации как важный инструмент обеспечения национальной безопасности государства.

     Предмет исследования – система государственного управления российским оборонно-промышленным комплексом.

 

      1. Состав ОПК РФ.  

     Сегодня оборонно-промышленный комплекс (далее - ОПК) России представляет собой многофункциональные  научно-производственные отрасли промышленности, способные разрабатывать и производить современные виды и типы вооружений, военной и специальной техники (далее - ВВСТ), а также выпускать разнообразную наукоемкую гражданскую продукцию. Его основу составляют стратегические предприятия и стратегические акционерные общества. Перечень этих предприятий и обществ утвержден Указом Президента Российской Федерации от 4августа 2004 года №1009 (с изменениями на 19 ноября 2007 года). В данном перечне числится более 1000 наименований, в том числе:

  • федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;
  • открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

     ОПК состоит из нескольких отраслей:

     1. Авиационная промышленность.

     2. Ракетно-космическая промышленность.

     3. Промышленность боеприпасов и спецхимии.

     4. Промышленность вооружений.

     5. Радиопромышленнсоть.

     6. Промышленность средств связи.

     7. Электронная промышленность.

     8. Судостроительная промышленность.

     9. Межотраслевые структуры и предприятия. 

 

      2. Законодательные основы. 

     Основным  законом, регулирующим основы существования  и функционирования  оборонно-промышленного комплекса РФ является Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об Обороне».

     Данный  Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

     Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

     Оборона организуется и осуществляется в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим  Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

     В целях обороны устанавливаются  воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов  исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

     В целях обороны создаются Вооруженные  Силы Российской Федерации. К обороне  привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны (далее - другие войска).

     Для выполнения отдельных задач в  области обороны привлекаются инженерно-технические  и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.

     Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют  задачи в области обороны в  соответствии с Планом применения Вооруженных  Сил Российской Федерации.

     Создание  и существование формирований, имеющих  военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых  предусматривается прохождение  военной службы, не предусмотренных  федеральными законами, запрещаются  и преследуются по закону.

     Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам  Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

     Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и  органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

     Организация обороны включает:

     1) прогнозирование и оценку военной  опасности и военной угрозы;

     2) разработку основных направлений  военной политики и положений  военной доктрины Российской  Федерации; 

     3) правовое регулирование в области  обороны; 

     4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;

     5) разработку, производство и совершенствование  систем управления Вооруженными  Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;

     6) планирование перевода органов  государственной власти Российской  Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

     7) мобилизационную подготовку органов  государственной власти Российской  Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

Информация о работе Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при председателе Совета Федерации