Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:06, курсовая работа
Одним из важнейших средств обеспечения национальной безопасности являются его вооруженные силы, в целом оборонно-промышленный комплекс. Национальная безопасность – одна из главных потребностей государства и общества – сегодня приобретает актуальнейшее значение для успешного осуществления его политических, социально-экономических и духовно-идеологических задач. Отсюда вытекает необходимость постоянного внимания со стороны государства к проблемам развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК), разработке и производству вооружений и военной техники, необходимому уровню научно-технического и военно-технического потенциалов, обеспечивающих России роль великой державы мира.
Введение..................................................................................................................3
1. Состав ОПК РФ..................................................................................................5
2. Законодательные основы..................................................................................6
3. Федеральные органы исполнительной власти в управлении оборонно-промышленным комплексом..............................................................................16
3.1. Министерство обороны РФ..........................................................................17
3.2. Министерство промышленности и энергетики РФ..................................19
3.2.1. Департамент оборонно-промышленного комплекса.............................19
3.2.2. Федеральное агентство по промышленности.........................................22
3.3. Федеральное космическое агентство..........................................................24
3.4. Федеральное агентство по атомной энергии.............................................25
3.5. Федеральное агентство по поставкам военной, специальной техники и материальных средств.........................................................................................28
3.6. Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ......................29
4. Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при председателе Совета Федерации.............................................................................................................39
Заключение.....................................................
В состав ВПК входят:
а) председатель ВПК;
б) в качестве постоянных членов ВПК:
первый заместитель председателя ВПК - Министр Российской Федерации;
председатель научно-технического совета ВПК - заместитель председателя ВПК;
руководитель аппарата ВПК - заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации;
члены
ВПК, замещающие должности федеральной
государственной гражданской
начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации;
Министр промышленности и энергетики Российской Федерации;
Министр экономического развития и торговли Российской Федерации;
Министр финансов Российской Федерации;
директора департаментов Аппарата Правительства Российской Федерации;
в) в качестве членов ВПК:
руководители
федеральных органов
представители Администрации Президента Российской Федерации (по согласованию);
представители палат Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию);
представители Российской академии наук (по согласованию).
Персональный состав ВПК утверждается Правительством Российской Федерации.
Состав научно-технического совета ВПК утверждается Правительством Российской Федерации.
Научно-технический
совет ВПК возглавляется
Председатель научно-технического совета ВПК - заместитель председателя ВПК назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по предложению Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации - Министра Российской Федерации на основании представления первого заместителя председателя ВПК - Министра Российской Федерации.
Председатель научно-технического совета ВПК - заместитель председателя ВПК планирует его деятельность и руководит ею, несет ответственность за аналитическое и экспертное обеспечение деятельности ВПК, а также за научно-техническое обоснование решений ВПК в области создания вооружений, военной и специальной техники. По поручению ВПК организует выполнение экспертных работ и привлекает для этого в установленном порядке представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российской академии наук, организаций оборонно-промышленного комплекса и других организаций.
В ВПК образуется секция по перспективным исследованиям и технологиям, возглавляемая первым заместителем председателя ВПК - Министром Российской Федерации.
Положение о секции по перспективным исследованиям и технологиям и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации.
Деятельность ВПК осуществляется в соответствии с планом заседаний ВПК, утверждаемым ее председателем. При необходимости вопросы о разработке и производстве вооружения, военной и специальной техники, требующие оперативного решения ВПК, рассматриваются в рамках совещаний постоянных членов ВПК.
Планирование,
подготовка и проведение заседаний
ВПК осуществляются в порядке, установленном
Регламентом Правительства
На
заседания ВПК могут быть приглашены
руководители (генеральные и главные
конструкторы) организаций оборонно-
Решения заседаний ВПК, в том числе в рамках совещаний постоянных членов ВПК, принимаются по результатам рассмотрения вопросов простым большинством голосов членов ВПК, присутствующих на заседании, и оформляются протоколом, утверждаемым председателем ВПК.
Все члены ВПК обладают равными правами при принятии решений.
В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании ВПК или совещании постоянных членов ВПК.
Решения ВПК, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти. В целях реализации решений ВПК при необходимости подготавливаются и вносятся в установленном порядке проекты постановлений или распоряжений Правительства Российской Федерации.
Обеспечение деятельности ВПК осуществляется Аппаратом Правительства Российской Федерации. В этих целях в структуре Аппарата Правительства Российской Федерации образуется действующий на постоянной основе аппарат ВПК, обеспечивающий деятельность ВПК и научно-технического совета ВПК.
Руководство деятельностью аппарата ВПК осуществляется руководителем аппарата ВПК - заместителем Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, замещающим должность федеральной государственной гражданской службы по служебному контракту. Руководитель аппарата ВПК - заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по предложению Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации - Министра Российской Федерации на основании представления первого заместителя председателя ВПК - Министра Российской Федерации.
Руководитель аппарата ВПК - заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации:
координирует и контролирует работу департаментов Аппарата Правительства Российской Федерации в соответствии с утверждаемым Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации - Министром Российской Федерации распределением обязанностей между заместителями Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации;
взаимодействует для обеспечения деятельности ВПК с другими департаментами Аппарата Правительства Российской Федерации, в сферах ведения которых находятся вопросы, рассматриваемые ВПК;
организует подготовку проекта плана заседаний ВПК, контроль за своевременным внесением материалов на рассмотрение ВПК, подготовку экспертных заключений на поступившие материалы, проработку проектов и оформление протоколов и решений ВПК, а также организует контроль за их выполнением.
ВПК имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
4. Экспертный совет
по проблемам законодательного
обеспечения развития
оборонно-промышленного
комплекса при председателе
Совета Федерации.
Как сегмент экономики, занятый в производстве военной продукции, ОПК формирует материальную базу военной безопасности государства, аккумулирует передовые научно-технические достижения, определяет эффективность функционирования высокотехнологичных сфер экономики страны.
Становление и развитие ОПК базируется на основе принятых концептуальных и доктринальных установок, долгосрочных программ, а деятельность предприятий и организаций регулируется многими законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Важнейшими из этих установок являются: Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу; Военная доктрина Российской Федерации; Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г.; Концепция национальной безопасности Российской Федерации; Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации; Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу; Концепция внешней политики Российской Федерации и др.
Большое
влияние на деятельность ОПК оказывают
различные федеральные
Из перечня основных документов видно, что исполнительная власть предпринимает определенные усилия, способствующие реформированию и развитию ОПК. Но без законодательной ветви власти вряд ли возможно решить проблемы в этом сегменте экономики страны, а проблем осталось здесь еще очень много.
Анализу состояния ОПК и выработке мер по совершенствованию его функционирования большое внимание уделяет Совет Федерации. В своей деятельности по реформированию и развитию ОПК Совет Федерации одобряет федеральные законы, принимает постановления, проводит заседания комитетов Совета Федерации, «круглые столы» на Петербургском и Байкальском экономических форумах, на заседаниях палаты заслушиваются представители органов исполнительной власти. Председатель Совета Федерации, члены Совета Федерации систематически посещают предприятия ОПК, встречаются с их руководителями и разработчиками военной и гражданской продукции. Проблемные вопросы функционирования ОПК освещаются в аналитических вестниках Аналитического управления Аппарата Совета Федерации.
При Председателе Совета Федерации работает общественный, постоянно действующий консультативный орган - Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса (далее — Экспертный совет). Председателем Экспертного совета является Сергей Михайлович Миронов. В состав Экспертного совета входят члены Совета Федерации, ученые, руководители крупнейших производственных объединений ОПК, научных учреждений.
Экспертный
совет по проблемам законодательного
обеспечения оборонно-
Экспертный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации), решениями Совета палаты, Регламентом Совета Федерации, распоряжениями Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Основными задачами и функциями Экспертного совета являются:
- комплексная экспертная оценка тенденций развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, прогнозирование развития этой сферы в Российской Федерации и в мире;
- изучение состояния законодательства Российской Федерации в оборонно-промышленном комплексе и выработка стратегии перспектив его развития;
-подготовка концепции приоритетных направлений законодательной деятельности Совета Федерации в области оборонно-промышленного комплекса;
- обеспечение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации информацией и материалами, содержащими экспертную оценку процессов, проходящих в стране и мире в сфере оборонно-промышленного комплекса;
- взаимодействие с научными организациями, фондами, консультативными и экспертными советами, другими организациями по вопросам своей деятельности;
- подготовка для Совета Федерации замечаний и предложений на затрагивающие вопросы деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса законопроекты, внесенные в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;