Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 09:24, контрольная работа
В наши дни Канаду, являющуюся частью Северной Америки, можно отнести к узкому кругу высокоразвитых стран, играющих лидирующую роль в становлении и развитии мирохозяйственных связей и международных отношений. Молодая, динамично и успешно развивающаяся страна занимает авторитетную «нишу» в современной международной мозаике. Это обстоятельство обусловлено как взаимодействием с мировым сообществом, так и некоторыми особенностями ее развития внутри страны.
Введение 2
История экономического развития Канады 4
Финансы. Национальный продукт и доход 18
Особенности отраслевой структуры 19
Канада как «открытая экономика»: особая роль внешнеэкономических связей в хозяйственном развитии. 26
Канада на рубеже веков 29
Заключение 36
Список литературы 40
Введение 2
История экономического развития Канады 4
Финансы. Национальный продукт и доход 18
Особенности отраслевой структуры 19
Канада как «открытая экономика»: особая роль внешнеэкономических связей в хозяйственном развитии. 26
Канада на рубеже веков 29
Заключение 36
Список литературы 40
В наши дни Канаду, являющуюся частью Северной Америки, можно отнести к узкому кругу высокоразвитых стран, играющих лидирующую роль в становлении и развитии мирохозяйственных связей и международных отношений. Молодая, динамично и успешно развивающаяся страна занимает авторитетную «нишу» в современной международной мозаике. Это обстоятельство обусловлено как взаимодействием с мировым сообществом, так и некоторыми особенностями ее развития внутри страны.
Канада показывает пример того, какова может быть роль в мире “средней державы”, как страна такого масштаба (немногим более 32 млн. населения) с относительно недавней историей может активно участвовать в международных процессах и влиять на ход их развития. Особую репутацию эта страна, например, заслужила в миротворческих операциях и урегулировании локальных конфликтов, являясь активным сторонником политических методов разрешения споров.
Репутация этой страны складывается и на основе довольно успешного решения внутренних проблем - социальных, экологических, экономических, на основе демократических принципов организации политического процесса, широкого вовлечения в этот процесс общественности через специально созданные институты и механизмы.
Важнейшее обстоятельство вовлеченности Канады в мировые процессы состоит в том, что она относится к странам с наиболее открытой экономикой, с самой высокой долей внешнеторгового оборота в валовом национальном продукте. Отсюда ее самое активное участие в урегулировании процессов, связанных с глобализацией и интеграцией мировой экономики, с преодолением многочисленных тарифных и нетарифных барьеров в мировой торговле. Выступая сторонником “свободной торговли”, создавая специальные механизмы государственной поддержки экспортных возможностей, Канада, тем не менее, делает немало для защиты национального рынка и национальных производителей.
Канада относится к тем странам, где наиболее отчетливо прослеживаются тенденции развития мирового пространства. Страна активно содействует притоку иммигрантов из разных уголков планеты и сохранению их «культурного пространства» на своей территории. Именно здесь, как в «микропространстве» и происходит взаимодействие различных культур, объединенных идеями сосуществования и развития.
Особенности социального контракта Канады заключаются в более высокой по сравнению со многими другими развитыми странами, роли государства в регулировании и поддержании социальной сферы, начиная от здравоохранения и образования, широко субсидируемыми государством, и кончая развитием общественного транспорта или, скажем, государственной монополией на торговлю спиртными напитками. Нынешние успехи страны во многом связаны с ее историей, со становлением государственных институтов в ходе перехода от колониального прошлого к подлинной независимости, а также эффективностью экономики и действующих ныне государственных и общественных институтов.
Канада является страной со схожими с Россией сырьевыми ресурсами и климатическими условиями, однако если Канада страна с развитыми рыночными отношениями, то Россия только пытается их создать. Опыт Канады и других экономически развитых стран может быть весьма полезен для вывода экономики России из кризиса.
Если исследованию экономики США посвящено достаточно много трудов, то описанию модели экономического развития Канады уделено мало внимания в печати и научных исследованиях.
Между тем, Всемирный банк ставит Канаду на второе место после Австралии в списке самых богатых стран мира, а ООН считает, что уровень жизни в Канаде является самым высоким в мире. Такого высокого темпа развития Канада добилась в годы Второй мировой войны и удерживает его до сих пор.
Конечно, необходимо учитывать и большие различия между Россией и Канадой в социальной политике, в наборе сырьевых ресурсов и то, что Канада давно развивается по рыночному пути, а мы только начинаем вступать в рынок. В то же время, Россия может много позаимствовать из “модели экономического развития Канады” для решения вопросов связанных с выводом экономики из кризиса и увеличения объема производства.
Изучение модели
До появления в Северной Америке европейцев жизнь коренного населения современной Канады - индейцев и эскимосов - основывалась на охоте, рыбной ловле и собирательстве (дикого риса, ягод, орехов и пр.). Люди жили небольшими группами и вели кочевой образ жизни. Мужчины охотились, ловили рыбу, изготавливали орудия из кости, дерева и камня. Женщины вели хозяйство и растили детей, разделывали и заготавливали мясо, обрабатывали шкуры и шили из них одежду, заготавливали съедобные растения, готовили пищу.
Рыба и меха. Ещё до прибытия в Канаду европейцев португальцы и скандинавы уже ловили рыбу в Атлантическом океане, недалеко от современной провинции Ньюфаундленд и Лабрадор.
Колонизация Канады европейскими поселенцами началась в XVII веке. Наиболее многочисленными были английские и французские колонии. После поражения Франции в Семилетней войне (1763) все канадские земли стали собственностью Великобритании.
В
17-18 вв. ведущее место в хозяйстве
колонии занимала торговля мехами,
особенно бобровыми шкурами. Спрос
на них был связан с модой на
мужские бобровые шапки в Западной
Европе. Поставку мехов осуществляли
две конкурировавшие между
Лес и пшеница. К 1750 г. на территории британских колоний, которым предстояло стать Соединенными Штатами, проживало около 2 млн. человек. Дальше к северу обитали торговцы мехами и французские поселенцы, которых насчитывалось всего не более 60 тыс. человек. Система управления этими колониями, основанная на положениях французского феодального права, не способствовала процветанию земледелия. При этой системе правительство давало землю небольшому количеству крупных собственников, которые в свою очередь давали наделы арендаторам. Одна только католическая церковь владела примерно 25% всей земли. Бедные почвы, трудность расчистки участков от леса, обременительная арендная плата, а также то, что торговля мехами представляла гораздо больше выгоды, - все это не способствовало притоку людей в сельское хозяйство. Массовое переселение в Канаду лоялистов 2 в 1783 г. после Американской революции вызвало потребность в открытии и заселении новых земель. В 1806 году во время блокады Великобритании Наполеоном британское правительство, лишенное возможности ввоза товаров и сырья с континента, было вынуждено ввести льготы для товаров, ввозимых из колоний. Это способствовало быстрому развитию экономики Канады. В результате, когда Великобритания начала склоняться к режиму свободной торговли и отмене преференциального режима3 по отношению к колониям, это лишь ненадолго замедлило экономическое развитие Канады. Все большее значение приобретала торговля с США, чему способствовал заключенный с этой страной в 1846 г. и остававшийся в силе около 20 лет "Договор о взаимности", в соответствии с которым обе страны взаимно отменяли таможенные пошлины на сырье и продукцию сельского хозяйства.
В стране развивались транспортные системы. Строительство каналов с целью улучшить условия судоходства по реке Св. Лаврентия и Великим озерам, а затем и постройка железных дорог стимулировали развитие новых отраслей хозяйства, а также создавали внутренний рынок рабочей силы. Этот рынок заполнялся в основном за счет ирландских крестьян, которые покинули свою страну, спасаясь от голода. Однако в Канаде не хватало земли и работы для всех эмигрантов, и более половины из них в итоге вновь эмигрировали, на этот раз в США. Туда же отправилось и значительное количество франкоканадцев, которые не могли прокормиться на своих землях. Несмотря на это, население Канады быстро увеличивалось - от 60 тысяч в 1750 г. до 2,4 млн. человек в 1850 г. В Нью-Брансуике основой хозяйства стали лесозаготовки и лесопиление. В Новой Шотландии и Ньюфаундленде на первом месте стояло рыболовство; кроме того, в портовых городах Галифакс и Сент-Джон большое значение приобрело кораблестроение. Развивались также угледобыча, а в городах - различные ремесла. В Верхней Канаде (Онтарио), по преимуществу земледельческой провинции, лесозаготовки были чем-то второстепенным; совсем иначе обстояло дело в Квебеке, где уже в начале 19 века на первое место в экспорте выходит лес, а не пушнина. Сельское хозяйство Верхней Канады развивалось по мере того, как фермеры осваивали плодородные земли южного Онтарио. После 1815 г. уменьшается приток иммигрантов из США, где к тому времени были открыты для освоения земли запада и подавлено сопротивление индейцев. Но иммиграция из Великобритании продолжается при поддержке британского правительства, опасавшегося перенаселения. Вскоре объем сельскохозяйственного производства начал превосходить потребности самой Верхней Канады, и излишки отправляются в Монреаль, для нужд Нижней Канады и на экспорт в Великобританию. Хотя к тому времени уже были построены некоторые дороги, зерно и другие объемные продукты перевозились главным образом водным путем. Для того чтобы в полной мере использовать преимущества водной системы реки Св. Лаврентия - Великих озер, требовались значительные капиталовложения в постройку каналов; привлечь частный капитал в достаточном количестве не удалось, поэтому государству пришлось взять финансирование на себя. Таким образом, еще в 19 веке было положено начало традиции непосредственного участия государственных средств в экономическом развитии Канады. Затраты на постройку должны были привести к осуществлению мечты крупнейших торговых домов Монреаля - прибрать к рукам всю торговлю не только канадской, но и американской пшеницей, вывозившейся в Великобританию, а также контролировать ввоз товаров из Великобритании на рынки Северной Америки. Однако к тому же стремились торговцы Нью-Йорка и Бостона, а средств у них было существенно больше. Вскоре они стали вкладывать свои капиталы и в постройку железных дорог Канады, что еще более упрочило их положение.
Эра железных дорог и национальная политика. Активное строительство в 1850-е годы, когда было проложено около 2900 км железных дорог, привело к коренным изменениям структуры канадской экономики; страна вышла на новый уровень индустриализации и урбанизации, а отдельные районы оказались тесно связанными и включенными в национальную экономическую систему. До начала 1860-х годов больше половины экспорта из провинции Онтарио составляли зерно и мука, и они же давали основной доход более чем половине населения. Одновременно развивалось производство молочных продуктов, которое ко времени образования конфедерации в 1867 г. должно было даже превзойти по значению зерновое хозяйство. Истощение почвы и приток продуктов из Онтарио вызвали упадок сельского хозяйства в Квебеке, где лишь немногие фермеры могли позволить себе приобретение жаток и молотилок на конной тяге; в Онтарио же подобная сельскохозяйственная техника уже широко использовалась. Средний фермер в Онтарио выручал за свои товары в 3-5 раз больше, чем такой же фермер в Квебеке; в результате в Онтарио создался большой внутренний рынок для промышленной продукции. В отличие от процветающих городов Онтарио, соревновавшихся между собой в прокладке дорог и железнодорожных веток, дающих доступ в богатые сельскохозяйственные районы, в Квебеке города почти не развивались, и многие жители этой провинции уходили в поисках заработка на фабрики Новой Англии (США). Железные дороги сыграли большую роль в создании новых отраслей промышленности, таких, как сталелитейное и сталепрокатное производство. В каждой из паровозоремонтных мастерских могло быть занято до 900 человек. Именно развитием этих и связанных с ними отраслей промышленности объясняется быстрый рост таких городов, как Гамильтон, Торонто, Монреаль, а также дальнейшее увеличение численности класса наемных рабочих, как квалифицированных, так и неквалифицированных. Новым отраслям требовались протекционистские тарифы4, и они их получили уже в 1859 году. После Гражданской войны в США прекратилось действие взаимных льготных таможенных тарифов, и был принят новый курс "Национальной политики", имевший целью освоение новых земель на западе и преобразование нескольких британских колоний в Северной Америке в жизнеспособную Канадскую Конфедерацию. Предполагалось, что промышленники центральной Канады, которым будут предоставлены различные льготы, будут обеспечивать нужды фермеров западной Канады, а вся торговля между востоком и западом страны будет вестись канадскими торговцами, и все товары будут перевозиться исключительно по канадским железным дорогам. Помимо протекционистских тарифов, Национальная политика включала еще три элемента. Первым было подписание акта о создании конфедерации (Акт о Британской Северной Америке 1867 г.), в соответствии с которым провинции Онтарио, Квебек, Новая Шотландия и Нью-Брансуик получали единое центральное правительство и входили в экономический союз. В 1870 г. к ним присоединились Манитоба и Северо-Западные территории, в 1871 - Британская Колумбия, а в 1873 - Остров Принца Эдуарда. Вторым элементом Национальной политики была постройка Канадской Тихоокеанской железной дороги, которая должна была создать единую транспортную систему от Атлантического до Тихого океана. Канадское правительство воспользовалось американским опытом и стало субсидировать постройку дороги, выдавая денежные ссуды железнодорожным компаниям и передавая им права на владение землей вдоль трассы, возмещая стоимость изыскательских работ, а также освобождая строительные компании от налогов и пошлин на ввозимые строительные материалы. Строительство этой железной дороги было завершено в 1885 году. Третьим элементом Национальной политики являлось заселение и освоение прерий и создание, таким образом, новых сельскохозяйственных земель в дополнение к уже заселенным землям Онтарио. Эти земли, находившиеся ранее под контролем Компании Гудзонова залива, были уступлены правительству в 1868 г., но их освоение задержалось из-за восстаний метисов (потомков французских торговцев пушниной и индианок) в 1869-1870 г.г. и 1885 г. Результаты Национальной политики заставили себя ждать довольно долго. В конце 1890-х годов начали расти цены на пшеницу, и на дальний запад Канады устремился поток переселенцев, включая многих иммигрантов из Северной и Восточной Европы. Именно этот "пшеничный бум" явился причиной резкого подъема экономики страны. К тому времени, когда Великая депрессия 1930-х годов положила конец "буму", экономика Канады была коренным образом преобразована.