Канада на рубеже веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 09:24, контрольная работа

Описание

В наши дни Канаду, являющуюся частью Северной Америки, можно отнести к узкому кругу высокоразвитых стран, играющих лидирующую роль в становлении и развитии мирохозяйственных связей и международных отношений. Молодая, динамично и успешно развивающаяся страна занимает авторитетную «нишу» в современной международной мозаике. Это обстоятельство обусловлено как взаимодействием с мировым сообществом, так и некоторыми особенностями ее развития внутри страны.

Содержание

Введение 2

История экономического развития Канады 4

Финансы. Национальный продукт и доход 18

Особенности отраслевой структуры 19

Канада как «открытая экономика»: особая роль внешнеэкономических связей в хозяйственном развитии. 26

Канада на рубеже веков 29

Заключение 36

Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Модель экономического развития Канады.docx

— 94.74 Кб (Скачать документ)

     Горнодобывающая промышленность. В 1994 стоимость добытого в Канаде минерального сырья составила 26 млрд. кан. долл.; общее количество рабочей силы, занятой в горнодобывающей промышленности, составило 338 тыс. человек. Наибольшую ценность представляет ископаемое топливо, особенно нефть и природный газ, на долю которых пришлось более двух третей от общей стоимости добычи. Следующими по важности являются металлы, стоимость которых составляет пятую часть от общей стоимости. Канада стоит на первом месте в мире по добыче цинка и урана, на втором месте - по добыче асбеста, никеля и калия, на четвертом месте - по добыче серебра и меди и на пятом - по добыче золота и свинца. 90% канадской нефти и газа добываются в штате Альберта, где в нефте- и газодобывающей промышленности занято до 40% рабочей силы. По обширной сети трубопроводов нефть транспортируется в основные нефтеперерабатывающие центры, расположенные в провинциях Онтарио и Квебек и на терминалы в США. Природный газ подается также по газопроводам на восток, запад и на юг. Угледобыча производится в Альберте, Саскачеване, Британской Колумбии и в Новой Шотландии. Месторождения металлов приурочены в основном к породам Канадского кристаллического щита. Поэтому основные районы добычи руд металлов находятся на п-ове Лабрадор, в провинциях Квебек и Онтарио, почти целиком находящихся в границах щита. Никель и медь добываются главным образом в Манитобе и Онтарио; полиметаллические руды, содержащие серебро, свинец и цинк, разрабатываются в Онтарио, на Северо-Западных территориях и в Нью-Брансуике; уран добывается в Онтарио и Саскачеване, а золото - в Онтарио, Квебеке и на Северо-Западных территориях. До начала 1980-х годов почти три четверти железной руды в стране добывалось на п-ове Лабрадор на границе провинций Квебек и Ньюфаундленд; позднее многие шахты были закрыты в связи с резким снижением производства стали в Северной Америке и Европе. Из неметаллических полезных ископаемых следует упомянуть асбест, который добывается почти исключительно в Квебеке, и калий, производство которого сосредоточено в Саскачеване.

Лесное  хозяйство и лесозаготовки. На долю Канады приходится 10% всей площади лесов планеты. Лес покрывает около 45% площади суши в границах Канады, причем более половины этой площади представляют собой продуктивные леса, имеющие промышленное значение. На протяжении более века лесопродукты представляли собой важнейшую статью канадского экспорта, причем главным рынком сбыта были США. Канада занимает первое место в мире по производству газетной бумаги, на втором месте по производству целлюлозы и древесной массы и на третьем - по производству пиломатериалов. В середине 1990-х годов в целлюлозно-бумажной промышленности работало более 240 тыс. человек. Производство целлюлозы дает 0,7% ВВП и 2,7% объема экспорта. В середине 1990-х годов в стране функционировало 680 фабрик по производству бумажной массы (и связанных с ними предприятий), три четверти из которых размещались в провинциях Квебек и Онтарио, и 819 лесопильных заводов, две трети которых находились в Британской Колумбии. Четыре пятых лесов в Канаде являются собственностью провинций и сдаются правительствами последних в долгосрочную аренду многонациональным компаниям.

     Рыболовство и меха. До первых десятилетий 19 века вся экономика Канады основывалась на ловле рыбы и торговле пушниной. В середине 1990-х годов объем продажи мехов составлял всего 42 млн. кан. долл. и большой роли в экономике не играл. Большая часть пушнины, особенно шкурки норки и лисы, получается на зверофермах. Рыболовство продолжает играть большую роль в хозяйстве Ньюфаундленда и Новой Шотландии (добывается главным образом треска), а также Британской Колумбии (добывается преимущественно лосось). В 1992 на рыболовном флоте Атлантики было занято около 62 тыс. человек, и еще 30 тыс. работали на рыбоконсервных заводах. Рыбные промыслы дают Приморским провинциям примерно миллиард канадских долларов дохода в год. Однако значительный перевылов, связанный с применением рыболовных траулеров, с конца 1970-х годов вызвал резкое сокращение рыбных запасов. В 1992 федеральное правительство объявило о временном прекращении лова с целью восстановления рыбных запасов. В Британской Колумбии отмечается быстрое уменьшение объемов улова лосося; причины этого связаны с высокой эффективностью применяемых методов ловли (что приводит к перевылову), а кроме того с браконьерством и деградацией рек, в которые лосось заходит на нерест, вследствие сплава леса и роста городских поселений на их берегах. В 1994-1995, когда снижение уловов достигло критических размеров, правительство сократило вдвое тихоокеанский рыболовный флот.

     Производство энергии. По потреблению энергии на душу населения Канада занимает первое место в мире. В середине 1990-х годов наиболее крупным источником энергии была нефть, обеспечивавшая 40% общего ее количества; далее следовали природный газ (27%), каменный уголь (14%), гидроэлектроэнергия (11%) и ядерная энергия (4%). В 1995 общее количество выработанной электроэнергии в Канаде составило 252,4 Мвт/ч. 61% всей этой энергии давали гидроэлектростанции, 21% - тепловые электростанции, работающие на ископаемом топливе, и 18% - атомные электростанции. Провинция Онтарио получает более половины необходимой ей электроэнергии с АЭС. В провинциях Квебек, Британская Колумбия, Ньюфаундленд и Манитоба почти всю электроэнергию дают ГЭС. В провинции Альберта преобладают ТЭС на ископаемом топливе. Во всех случаях электростанции являются собственностью государства. Самые крупные ГЭС находятся на р.Ла-Гранд (северный Квебек). К числу крупнейших тепловых электростанций, работающих на угле, относятся ТЭС в городах Нантикок, Ламтон и Лейквью в провинции Онтарио и в г.Санданс в провинции Альберта. Крупнейшие АЭС - Брус и Пикеринг - находятся в Онтарио.

     Обрабатывающая промышленность и строительство. Обрабатывающая промышленность. В последние десятилетия обрабатывающая промышленность Канады подверглась существенной реструктуризации в результате заключения ряда международных соглашений, в рамках которых осуществлялось снижение таможенных тарифов и пошлин; следует упомянуть договор с США о продаже автомобилей и запасных частей к ним ("Авто-Пакт", 1965), Общее соглашение о торговле и тарифах (ГАТТ), Договор о свободной торговле между США и Канадой (КУФТА) и Североамериканский договор о свободной торговле (НАФТА). Многие отрасли промышленности в этом секторе стали к середине 1990-х годов значительно меньше ориентированы на внутренний рынок и в большей степени интегрированы в единую рыночную систему в масштабах континента. Около половины предприятий обрабатывающей промышленности размещается в Онтарио и одна четверть - в Квебеке. Остальные крупные предприятия находятся по преимуществу на территории Британской Колумбии и Альберты. Крупнейшей по объему производства отраслью является производство автомобилей, а также деталей к ним и другого оборудования. В сумме эта отрасль дает пятую часть всей продукции обрабатывающей промышленности. Другие важные отрасли связаны с ресурсной базой; это пищевая промышленность, перегонка и очистка нефти, химическая, деревообрабатывающая и бумажная промышленность. Наиболее разнообразна промышленность в провинции Онтарио, обладающей богатыми природными ресурсами и выгодно расположенной по отношению к внутренним и зарубежным (американским) рынкам сбыта; сюда же в изобилии завозятся промышленные товары из США. К числу наиболее важных отраслей относятся автомобилестроение, производство электрооборудования, химических материалов, выплавка железа и стали и производство пищевых продуктов (особенно мясных и молочных). Крупным торговым и промышленным центром (как легкой, так и тяжелой промышленности) является Торонто. Гамильтон специализируется на выплавке железа и стали и металлоизделий. Крупными промышленными центрами провинции Онтарио являются также Брантфорд, Китченер-Уотерлу, Лондон, Оквилл, Ошава, Оттава, Питерборо, Сарния, Су-Сент-Мари и Уинсор. В Квебеке развито производство целлюлозы и бумаги, а также алюминия; эти предприятия используют обильные водные ресурсы. Здесь же находятся предприятия авиационной и автомобильной промышленности, производство электрооборудования и предприятия пищевой (мясомолочной) промышленности. К основным промышленным центрам провинции относятся Монреаль, Лашин, Ла-Салл, Квебек, Сен-Лоран, Шавиниган-Фолс, Шербрук и Труа-Ривьер. Британская Колумбия специализируется на производстве лесопиломатериалов, целлюлозы и бумаги, а также нефтепродуктах; в провинции Альберта расположены нефтехимические предприятия и производство мясопродуктов.

     Сектор услуг. Транспорт. Канада располагает хорошо развитой транспортной системой. В середине 1990-х годов эта система включала приблизительно 90 000 км железных дорог; 884 000 км автомагистралей и шоссейных дорог; 24 000 км нефтепроводов и 75 000 км газопроводов; 25 крупных портов, доступных для океанских судов и 475 более мелких портов; более 1300 лицензированных аэропортов. В Канаде имеются две государственных железнодорожных компании: "Канадиан псифик" и "Канадиан нэшнл". Последняя была образована на базе нескольких обанкротившихся частных компаний, выкупленных государством в 1920; в течение долгого времени она не приносила прибыли и функционировала на основе государственных дотаций. В 1995 она вновь перешла в частную собственность, причем в процессе подготовки этого перехода были упразднены некоторые не приносящие выгоды функции и сокращено 10 000 рабочих мест (треть их общего количества). С 1978 пассажирские перевозки, которые в течение ряда лет были невыгодны для обеих крупных железнодорожных компаний, стали осуществляться правительственной корпорацией "Виа рэйл". Система авиационного транспорта Канады также подверглась значительным изменениям, особенно после того, как в 1984 началось постепенное сокращение вмешательства государства в экономику. В процессе острой конкуренции различных авиакомпаний в середине 1980-х годов на первое место вышли две крупные авиакомпании. Одна из них, "Пасифик вестерн эйрлайнс", в 1987 поглотила "Канадиан пасифик эйрлайнс" и сменила свое название на "Канадиан эйрлайнс интернешнл". Бывшая государственная корпорация "Эр Канада" в 1988 была приватизирована.

     Телекоммуникации. Система телекоммуникаций Канады дает 3,9% валового внутреннего продукта. Крупнейшей в стране корпорацией в этой области является "Би-Си-И", которой принадлежат телефонные компании "Белл Канада" и "Нозерн телеком". Канада обладает наиболее насыщенной системой телекоммуникаций в мире (в пересчете на душу населения). В масштабах страны работают две основные телесети. Большая часть телекоммуникационных систем в стране контролируется Канадской комиссией по радио, телевидению и телекоммуникациям (CRTC); телефонные сети западной Канады находятся в собственности провинций и контролируются назначенным руководством провинции советом. Основная функция CRTC состоит в том, чтобы способствовать распространению национальной культуры; она следит за тем, чтобы в сетке вещания телевизионных компаний определенное количество времени отводилось передачам соответствующего содержания. В Канаде существует три национальных телевизионных сети: государственная "Канадиан бродкастинг корпорейшн" (Си-Би-Си), частная "Канадиан телевижн" (Си-Ти-Ви) и частная "Глобал телевижн". Си-Би-Си имеет более 30 телевизионных станций, 30 входящих в ту же систему станций, находящихся в частном владении, и несколько сот ретрансляционных станций. Си-Ти-Ви представляет собой консорциум из 16 объединенных телестанций, каждая из которых является равноправным партнером в данной телесети. "Глобал телевижн" - небольшая, но быстро растущая телесеть, принадлежащая корпорации "Кан-Вест". Частные телесети получают необходимые средства от рекламы. Си-Би-Си финансируется в основном из общественных фондов, выделяемых для этой цели парламентом. За счет этих фондов оплачивается теле- и радиовещание как на английском, так и на французском языке. Помимо трансляционной сети, в стране существует более 1800 лицензированных систем кабельного телевидения, каждая из которых располагает несколькими (до 60) каналами. Более трех четвертей канадских владельцев телевизоров в Канаде являются абонентами кабельной сети. Си-Би-Си ведет также радиопередачи с 65 принадлежащих ей радиостанций на английском и французском языке на средних и ультракоротких волнах. Всего в стране функционирует около 500 частных радиостанций.

     Финансы, страхование, недвижимость. Все эти виды деятельности в совокупности дают около 16,7% ВВП и обеспечивают около 6% общей занятости.

     Кредитно-финансовая система Канады включает различные институты. К ним относится государственный "Бэнк оф Канада", ряд банков, находящихся в собственности как канадских, так и иностранных компаний, кредитные союзы (сберегательные учреждения, находящиеся в собственности их членов), трастовые компании, ипотечные компании, инвестиционные компании и дилеры, работающие с ценными бумагами, наконец, биржи ценных бумаг, мелкие ссудные кассы, страховые компании, финансовые управления провинций и пр. "Бэнк оф Канада", основанный в 1935 году, представляет собой центральный банк страны; его деятельность контролируется федеральным правительством. Помимо регулирования кредитных операций и валюты, он выполняет роль банкира для федерального правительства и ведет работу с валютным рынком с целью стабилизации курса канадского доллара. Основную роль в банковской системе Канады играют пять банков: "Ройал бэнк", "Бэнк оф Монреаль", "Канадиан империал бэнк оф коммерс", "Торонто доминион бэнк" и "Банк Новой Шотландии". В целом в 1992 году в стране функционировало 8000 отделений, принадлежащих восьми канадским банкам и кроме того, 271 отделение 54 зарубежных банков. Кроме того, некоторые, хотя и не все, функции банков выполняли многочисленные (более 2600) кредитные союзы и другие организации, такие как трастовые компании.

Канада  как «открытая  экономика»: особая роль внешнеэкономических  связей в хозяйственном  развитии.

 

   Канадская экономика принадлежит к числу  самых открытых в мире. По объему торговли Канада (с учетом ее размера) сопоставима с наиболее крупными индустриальными странами. В 1995 она  вывозила 37% всей произведенной продукции  и ввозила более трети потребляемых продуктов. Основным торговым партнером  Канады являются США, на долю которых  приходится более 80% объема внешней  торговли. Исторически сложилось  так, что развитие экономики Канады контролировалось потребностями ее экспорта; вывозилось в основном сырье  или продукты его переработки. Во второй половине 20 века основными статьями экспорта стали нефть, природный газ, древесина, целлюлозно-бумажная продукция, металлы и их руды, пшеница и другие зерновые, а также продукция пищевой промышленности. На долю всех этих товаров приходится примерно половины экспорта страны. После подписания в 1965 году "Авто-Пакта" - соглашения с США о беспошлинной торговле - автомобили и запасные части к ним стали наиболее крупной отдельной статьей как экспорта, так и импорта. Объем экспорта в США резко вырос после 1989 года. Причинами этого явились значительный экономический подъем в США, падение курса канадского доллара, который стал котироваться примерно на 20% ниже доллара США, и развитие единой интегрированной системы производства в масштабах Североамериканского континента после подписания в 1989 г. канадско-американского соглашения о свободной торговле (КУФТА, по первым буквам английского названия). Фактически этот процесс интеграции в масштабах континента начался еще раньше, после подписания соглашения о беспошлинной торговле автомобилями, упоминавшегося выше, и вызванного этим ослабления таможенных барьеров. Ко времени подписания соглашения КУФТА 80% экспорта из Канады в США не облагалось пошлинами. Значение КУФТА и Североамериканского договора о свободной торговле (НАФТА) состояло в том, что они способствовали свободному переливу капитала. Это означает, что были разработаны новые имущественные права для иностранных инвесторов и фирм, внедряющих новые технологии, распространение свободы торговли на сельское хозяйство и сферу обслуживания, а также введены некоторые правовые ограничения, касающиеся регулирующих функций правительств отдельных стран. Такая экономическая обстановка способствовала возрастанию регионализации экономики Канады, которая стала составной частью общего североамериканского рынка. Место традиционных экономических связей по линии "восток - запад", характерных для всей предшествующей истории Канады, заняли связи "север - юг". Сейчас только 20% канадской продукции продаются из одной провинции в другую, тогда как 27% вывозятся в США. Когда еще существовали таможенные барьеры, многонациональные корпорации США создали в Канаде филиалы своих заводов для выпуска товаров широкого потребления, предназначенных для канадского рынка, более выгодного, чем американский. Продукция этих дочерних предприятий не отличалась по качеству от продукции основных заводов в США, но поскольку здесь производились различные модели и объем производства каждой из них был не очень велик, достичь экономии не удавалось, и себестоимость единицы продукции была существенно выше аналогичной продукции, произведенной в США. В 1960-х и 1970-х годах стали намечаться две критические ситуации, для разрешения которых предлагались самые разнообразные варианты. Некоторых сторонников сохранения целостной национальной экономики беспокоили такие последствия, как технологическая зависимость, засилье иностранного капитала и затруднения с экспортом продуктов национального производства. Эта группа считала необходимым, чтобы правительство производило отбор новых иностранных капиталовложений и оказывало поддержку такой стратегии развития хозяйства, при которой преимущества получили бы разработанные в Канаде технологии и предприятия, принадлежащие канадским предпринимателям. Другой вариант решения проблемы предлагался теми, кого волновала общая малая эффективность канадского сектора обрабатывающей промышленности. В качестве мер они предлагали всячески способствовать развитию свободной торговли в масштабах континента с тем, чтобы канадские предприятия производили определенную продукцию преимущественно на экспорт, а потребности канадского рынка удовлетворялись в основном за счет импорта. Хотя "экономические националисты" выиграли несколько раундов, для большинства канадских промышленников и политиков более приемлемой оказалась программа континентальной интеграции. Когда эта программа начала действовать и протекционистские тарифы были практически отменены, а курс валюты в результате жесткой монетаристской6 политики оказался завышенным, первые же годы нового режима оказались рекордными по количеству закрытых предприятий, так как многонациональные корпорации снабжали канадский рынок за счет незадействованных производственных мощностей в США. Только когда курс канадского доллара несколько понизился, создавая тем самым для некоторых отраслей американской промышленности зону с относительно низкой заработной платой, корпорации США начали переводить некоторые производственные операции в Канаду. В 1995 году активное сальдо торгового баланса Канады составило 28 млрд. кан. долл., что было почти вдвое больше, чем в 1994. В том же году платежи по иностранным капиталовложениям в Канаде вместе с дефицитом в поступлениях от морских перевозок, туризма и других статей составили 41 млрд. кан. долл. Обычно активное сальдо от торговли более чем компенсировало дефицит по туризму и платежи по иностранным капиталовложениям в Канаде (главным образом в виде процентов по канадским ценным бумагам, принадлежащим иностранцам, и выплат дивидендов иностранным держателям акций). Дефицит на текущем счету погашался за счет долговременных иностранных капиталовложений. В начале 1990-х годов компании, принадлежащие иностранцам, контролировали 28% всех нефинансовых корпораций в Канаде, 52% капиталов, вложенных в обрабатывающую промышленности, и 43% капиталовложений в добывающую промышленность. Из 500 крупнейших компаний Канады более половины целиком принадлежат иностранцам и еще 20% частично находится в иностранном владении. Более 80% прямых иностранных инвестиций в Канаде приходятся на долю многонациональных корпораций США. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Канада  на рубеже веков

     Девяностые годы отмечены началом демонтажа сложившегося за многие десятилетия механизма государственного регулирования канадской экономики. В этот период федеральное правительство продало частным инвесторам практически все принадлежавшие ему крупные предприятия в отраслях обрабатывающей и нефтегазовой промышленности, воздушного и железнодорожного транспорта, связи. Завершается приватизация объектов транспортной инфраструктуры - аэропортов, морских и речных портов, припортовых сооружений и т, п. Ликвидированы крупномасштабные системы субсидирования в сфере транспорта и в сельском хозяйстве. Большинство провинций передали в частные руки крупные телефонные компании, разрабатываются планы приватизации электроэнергетических корпораций. Муниципалитеты все шире привлекают частные компании для оказания социальных услуг.

     С 1993 г. начал уменьшаться объем государственных инвестиций. Правительство практически отказалось от антициклического регулирования, и его главной заботой стала ликвидация бюджетного дефицита, а в перспективе - сокращение объема государственной задолженности. Кредитно-денежная политика была переориентирована на сдерживание инфляции и оздоровление государственных финансов.

     Все эти факторы оказали самое глубокое воздействие на динамику и структуру производства. В 1990 и 1991 гг. в канадской экономике произошел спад. Реальный объем ВВП сократился на 0,2 и 1,7%, соответственно. Оживление деловой активности в 1992-1995 гг. было относительно медленным и неустойчивым. До 1997 г. потребительские расходы увеличивались в среднем ежегодно лишь на 1,5%. Частные инвестиции сокращались в реальном исчислении - до 1993 г., а затем стали интенсивно расти только в отраслях, ориентированных на экспорт. По оценкам экспертов, спада в отраслях материального производства удалось избежать только благодаря высокому внешнему спросу на экспортные товары.

     В 1997 г. экономика страны обрела, наконец, опору во внутренних факторах роста. Благодаря существенному удешевлению кредита (в предшествующие два года центральный банк неоднократно снижал процентную ставку) произошло оживление потребительского спроса. Темпы прироста потребительских расходов в 1997 г. составили около 5% - самый высокий показатель за десятилетие. С конца 1996 г. продолжается подъем в жилищном строительстве, заметно увеличился объем закупок товаров длительного пользования. Так, в первые три квартала 1997 г. было построено домов на 24% больше, чем за тот же период предыдущего года, продажи автомобилей возросли более чем на 16%, бытовой электротехники - на 14%.

Информация о работе Канада на рубеже веков