Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 09:24, контрольная работа
В наши дни Канаду, являющуюся частью Северной Америки, можно отнести к узкому кругу высокоразвитых стран, играющих лидирующую роль в становлении и развитии мирохозяйственных связей и международных отношений. Молодая, динамично и успешно развивающаяся страна занимает авторитетную «нишу» в современной международной мозаике. Это обстоятельство обусловлено как взаимодействием с мировым сообществом, так и некоторыми особенностями ее развития внутри страны.
Введение 2
История экономического развития Канады 4
Финансы. Национальный продукт и доход 18
Особенности отраслевой структуры 19
Канада как «открытая экономика»: особая роль внешнеэкономических связей в хозяйственном развитии. 26
Канада на рубеже веков 29
Заключение 36
Список литературы 40
Индустриализация. Впервые годы 20 в. происходит постепенное смещение центра экономической активности на запад Канады; этому способствовал продолжавшийся "пшеничный бум", открытие на западе и севере страны новых месторождений полезных ископаемых и "железнодорожная лихорадка". За 13 лет население страны выросло более чем на 3 млн., а иммиграция достигла максимума, составив в одном только 1912 г. более 400 тыс. человек. Количество ферм в степных провинциях выросло с 55 тыс. в 1901 году до 200 тыс. в 1910; через Виннипег, ныне третий по числу жителей город в стране, продавалось больше пшеницы, чем через любой другой сельскохозяйственный центр в мире. Протяженность железных дорог более чем удвоилась после того, как были построены еще две трансконтинентальные линии; впрочем, вскоре стало ясно, что при существующем объеме перевозок они не выдерживают конкуренции. В 1922 году, когда одна из них была близка к банкротству, правительство выкупило у частных владельцев все железные дороги Канады и приняло на себя их долги; все они (за исключением Тихоокеанской, сохранявшей платежеспособность) были объединены в одной государственной монополии - Канадской национальной железнодорожной сети (Canadian National Railways). Этот исключительно быстрый и неконтролируемый рост истощал не только государственные средства. Фермеры Запада выступали с протестами против высоких железнодорожных тарифов на перевозку пшеницы, высоких цен за хранение зерна, установленных владельцами элеваторов, против Виннипегской хлебной биржи, банков, протекционистских тарифов (затруднявших ввоз сельскохозяйственной техники из США); они обвиняли правительство в том, что оно не заботится об интересах собственных граждан. Чтобы создать какую-то альтернативу частным компаниям, торгующим зерном, организации фермеров учредили в каждой из степных провинций собственные сбытовые организации - пшеничные пулы. В 1935 г. федеральное правительство было вынуждено пойти на создание Канадского управления по сбыту пшеницы (Canadian Wheat Board), государственной посреднической организации, в обязанности которой входила закупка пшеницы в степных провинциях и продажа ее на мировых рынках. К 1913 г. закончился период бурного развития сельского хозяйства в степных провинциях и огромных капиталовложений в строительство. Последующие годы, до 1929 г., были отмечены небольшими циклическими колебаниями в экономике. Этот период, однако, характеризовался возникновением новых факторов, стимулировавших развитие экономики. К их числу относится Первая мировая война, вызвавшая к жизни военную промышленность; развитие новых отраслей в лесной и горнодобывающей промышленности и электроэнергетике; и наконец - начало эры автомобилестроения. Период с 1900 г. по 1929 г. явился переломным в экономическом развитии Канады. Не в последнюю очередь это связано с тем, что США в этот период окончательно утвердились в Канаде как основной источник иностранных инвестиций и главный зарубежный торговый партнер - место, которое ранее занимала Великобритания. Особенно большие средства американские компании вкладывали в производство, связанное с разработкой природных ресурсов (причем большая часть полученной продукции вывозилась в США), и в новые отрасли, связанные с производством товаров массового потребления. Для американских компаний, вознамерившихся проникнуть на расширяющийся внутренний рынок Канады, оказалось более выгодным не ввозить готовые товары из США, а создать филиалы своих предприятий в Канаде. Кроме того, дочерние предприятия позволили им создать своего рода "перевалочную базу" для экспорта своей продукции в Великобританию, что оказывалось более выгодным благодаря существовавшему в Британском Содружестве режиму благоприятствования в торговле. Получение дешевой электроэнергии на гидроэлектростанциях создало возможности для быстрого развития горнодобывающей, алюминиевой и целлюлозно-бумажной промышленности в северных районах провинций Квебек и Онтарио. В южном Онтарио электрификация позволила расширить существующие предприятия и создать несколько новых отраслей, включая химическую и фармацевтическую. Электричество стало обычной формой энергией, широко используемой на производстве и в быту. За десятилетие 1920 -1930 г.г. объем капиталовложений в гидроэнергетику был больше, чем в отрасли, связанные с разработкой всех остальных природных ресурсов. Сначала в этом участвовал преимущественно частный капитал, но затем, уступая требованиям муниципалитетов и крупных промышленных потребителей энергии, правительство осуществило национализацию гидроэнергетических сооружений. Внутри самого сектора производства, связанного с переработкой природных ресурсов, наибольшие инвестиции привлекла целлюлозно-бумажная промышленность, чему в первую очередь способствовало необычайно бурное развитие газетной индустрии в США. С 1914 г. по 1929г. объем печатной продукции (газет и журналов) увеличился в 6 раз. В горнодобывающей промышленности отмечался рост добычи руды некоторых металлов, как черных, так и цветных, применяющихся при производстве качественных сталей (медь, цинк, свинец, никель). Развитие обрабатывающей промышленности было связано с переработкой новых видов сырья; предприятия этого сектора занимались обработкой продукции горнодобывающей промышленности или сельского хозяйства, предназначенной на экспорт (например, древесина, целлюлоза, бумага, алюминий), а также выпуском изделий и технических устройств, использующихся в сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности (сельхозтехника, стальной прокат для рельсов и пр.). Второе направление в этом секторе представляло производство товаров широкого потребления для растущего внутреннего рынка. В 1917 г. в Канаде было произведено 93 тыс. автомобилей; к 1929 г. их производство достигло 262 тыс., причем около 30% продавалось за границу. К концу 1920-х годов автомобиль прочно вошел в жизнь Канады; он изменил вид ее городов и обеспечил десятки тысяч людей работой на сборочных линиях, в производстве запасных частей, в ремонтных мастерских и на станциях обслуживания, а также на строительстве автомобильных дорог. В эти годы Канада уступала по объему производства автомобилей только США. Всего в этом секторе в 1920 г. было занято 600 тыс. человек, или около 17% трудоспособного населения. Хотя отдельные очаги промышленности существовали по всей стране, настоящим средоточием индустриализации была группа городов, расположенных почти по одной линии от Уинсора на юге Онтарио вдоль Великих озер и р.Св. Лаврентия до Монреаля. Большая часть новых капиталоемких и высокотехнологичных товаров производилась в Онтарио, тогда как в Квебеке размещались более трудоемкие производства потребительских товаров, таких, как одежда, ткани, обувь. В Приморских провинциях, когда-то процветавших благодаря Национальной политике и протекционистским тарифам, промышленность не выдержала конкуренции со стороны более крупных компаний центральной Канады. Права местных компаний в промышленных предприятиях, банках и железнодорожном транспорте были выкуплены центрально-канадскими фирмами, а сами предприятия были закрыты или преобразованы в региональные отделения этих фирм. За исключением сталеплавильных заводов в Новой Шотландии и предприятий бумажно-целлюлозной и шерстопрядильной промышленности в Нью-Брансуике, Приморские провинции вернулись к своим традиционным отраслям хозяйства.
Великая депрессия. Великая депрессия 1930-х годов тяжело сказалась на Канаде. Валовой национальный продукт страны, в интервале 1929-1933 г.г., снизился на 42%. В момент наибольшего спада производства около 30% трудоспособного населения страны стали безработными; каждый пятый канадец в это время жил на правительственное пособие. Восстановление хозяйства происходило медленно, с остановками, а резкое падение производства в 1937 г. практически свело на нет достигнутые к тому времени успехи. Даже в 1939 г. более 10% канадцев оставались без работы, а доходы фермеров не достигли и половины уровня 1928 г. Только после того, как в марте 1933 г. в США была введена в действие антикризисная программа Рузвельта, начался медленный подъем производства. Крах "пшеничной экономики" особенно сильно отразился на канадских железных дорогах, которые и были построены в основном для того, чтобы перевозить пшеницу на восток, а промышленные товары на запад. Зерна стало перевозиться меньше, а фермеры не могли позволить себе закупки товаров. В итоге объем перевозок падал настолько стремительно, что в добавление к уже существовавшим крупным долгам прибавились значительные ежегодные потери. Федеральное правительство, возглавлявшееся консерватором Ричардом Б.Беннеттом (1930-1935 г.г.) и затем либералом Уильямом Л.К.Макензи (1935-1940 г.г.), отказалось взять на себя полностью борьбу с безработицей и обеспечение нуждающихся пособиями, возложив эту обязанность на провинциальные и местные органы управления. Принятые последними меры были непродуманными, недостаточными и часто жестокими, а с финансовой точки зрения - несостоятельными.
Экономика в годы войны. Конец Великой депрессии положила Вторая мировая война. К моменту вступления Канады в войну в 1939 г. уровень производства, хотя и значительно поднявшийся по сравнению с 1932-1933 г.г., все еще не достигал уровня 1919 г. Однако уже в 1941 г. рабочей силы стало не хватать. Война вызвала коренную перестройку экономики, открыв эру тяжелой промышленности и невиданного прежде государственного контроля над производством. В начале войны численность государственных (федеральных) служащих составляла всего 45 тыс. человек, более четверти из них занимались доставкой корреспонденции. Расходы федерального правительства составляли всего 9,2% валового национального продукта (ВНП), а доходы все еще поступали в основном от сбора таможенных пошлин. В годы войны число государственных служащих утроилось, а расходы возросли в 8 раз. Федеральное правительство взяло на себя функции управления экономикой, заменив свободный рынок центральным планированием. С этой целью был введен правительственный контроль над заработной платой и ценами, а также над распределением. Правительственные ведомства контролировали перевод предприятий горнодобывающей и тяжелой промышленности на военные рельсы, вели учет стратегических материалов; компаниям, заключавшим контракты на поставку военной техники и боеприпасов, предоставлялись государственные субсидии; строились новые государственные предприятия и развивались совершенно новые отрасли промышленности. Правительственный контроль над распределением людских ресурсов привел к тому, что 26% трудоспособного населения работало в промышленности (преимущественно оборонной и обслуживающей военные нужды). Больше половины рабочих мест в этих отраслях размещалось в Торонто и Монреале; кроме того, развивалось сельское хозяйство на западе и лесная промышленность в Приморских провинциях.
Послевоенные годы. Время после Второй мировой войны можно разделить на два периода. Первый из них, с 1945г. по 1973 г., характеризовался бурным развитием канадской экономики, резким подъемом жизненного уровня, низким уровнем безработицы и стабильными ценами. Безработица в это время не превышала 4%, а инфляция - 2% в год. Заработная плата и прибыли увеличивались в среднем почти на 3% в год; росли и социальные выплаты, включая пособия многодетным семьям, пенсии, расходы на здравоохранение и пр. Годы после 1973 г., напротив, характеризовались растущей нестабильностью занятости, застывшими на одном уровне или падающими доходами и высокой степенью социальной неустойчивости. По официальным данным, относительное количество безработных составляло в среднем около 10% трудоспособного населения. В течение всего десятилетия 1973-1983г.г. безработица сочеталась с высокими темпами инфляции, также достигавшими 10% в год. Всего с 1973 г. отмечены три крупных фазы спада производства - в 1974-1975 г.г., 1981-1982 г.г. и 1990-1993 г.г., причем каждая последующая была дольше предыдущей, и за каждой следовало медленное возвращение к исходному состоянию. Экономическая политика в период 1945-1973 г.г. покоилась на трех принципах: следование теории кейнсианства5, принцип "государства всеобщего благосостояния" и соглашение с рабочими профсоюзами. После поразившей страну Великой депрессии и жестких принудительных мер военного времени федеральное правительство объявило о своем намерении обеспечить стабильный рост экономики и социальную защиту всему населению страны. В отличие от предшествовавшего периода, теперь снова основным фактором должны были стать свободный рынок и частное предпринимательство. Вмешательство же правительства сводилось к эпизодической поддержке отдельных предприятий и отраслей для стабильного роста, уменьшения безработицы и снижения инфляции. Соглашение предпринимателей с профсоюзами предусматривало право трудящихся вести переговоры о коллективных договорах и право на забастовки. Такой компромисс между рабочими и нанимателями открыл период относительного спокойствия в промышленности, который продолжался до середины 1960-х годов. Неудовлетворенный ("отложенный") спрос военных лет, послевоенный всплеск рождаемости, массовая иммиграция в страну и внутренние миграции населения из сельских местностей в города и из центральных районов городов в пригороды - все это создавало большой спрос на жилищное строительство, строительство школ, больниц, дорог, систем водоснабжения и канализации, торговых центров, конторских зданий, фабрик, на производство автомобилей и различных товаров широкого потребления. Эти потребности вызвали новое строительство - как в государственном, так и в частном секторе - и приток инвестиций. Однако основным фактором, вызвавшим небывалый экономический подъем, был экспорт полезных ископаемых в США. Экспорт минерального сырья в США рос так быстро, что к 1956 г. составил 60% общего объема канадского экспорта (до Второй мировой войны он составлял всего 40%). Параллельно с ростом экспорта в США увеличивались и объемы прямых инвестиций США в добывающую промышленность Канады, в основном в добычу нефти и черных металлов, а также лесозаготовки. На эти первичные ресурсы приходилось почти 80% американских капиталовложений в 1946-1956 г.г. Это вызвало, в свою очередь, рост импорта американских товаров в Канаду. Среди крупнейших инвестиционных проектов послевоенных лет особенно выделяются два: создание глубоководного морского пути по р. Св. Лаврентия и строительство нефте- и газопроводов. Оба проекта требовали выделения федеральным правительством больших средств и государственного регулирования. Строительство судоходного канала, которое осуществлялось под эгидой государственной корпорации, помимо того, что оно давало возможность более дешевых перевозок зерна из степных провинций на зарубежные рынки, служило еще двум целям. Постройка каналов (вместе с плотинами) давала новый источник гидроэлектроэнергии, что имело особенное значение в то время, когда недостаток энергии ожидался и в центральной Канаде, и в штате Нью-Йорк; кроме того, этот путь облегчал доставку железной руды с богатейших месторождений Лабрадора на металлургические заводы области Великих озер, что было особенно важно, так как железорудные месторождения Месаби в штате Миннесота к тому времени были близки к истощению. Строительство нефтепроводов началось уже через несколько лет после того, как было открыто первое месторождение Ледюк в провинции Альберта. В середине 1950-х годов при финансовой поддержке государства был построен трансканадский газопровод. Для регулирования этой отрасли был создан Национальный совет по энергетике. В конце 1950-х годов экономический подъем начал было спадать, но вскоре возобновился. Большую роль в этом сыграл "Авто-Пакт" - соглашение о беспошлинной торговле автомобилями, подписанное Канадой и США в 1965 году. Как и во многих других отраслях производства, три автомобильных гиганта США, "Дженерал Моторс", "Форд" и "Крайслер", создали свои дочерние предприятия в Канаде; однако из-за высоких таможенных тарифов (17,5%) на этих предприятиях приходилось осуществлять полный производственный процесс по выпуску автомобилей. Таким образом, они находились в менее выгодном положении по сравнению с американскими заводами. Стоимость автомобилей, произведенных в Канаде, превышала стоимость аналогичных, но изготовленных в США, на 10%, и это при том, что заработная плата в Канаде была на 30% ниже. "Авто-Пакт" создал зону свободной торговли в пределах континента, что позволило канадским производителям выпускать новые модели для североамериканского рынка, а все остальные автомобили ввозить из США. Это соглашение содержало также определенные гарантии для канадских производителей запчастей и деталей и, кроме того, гарантировало определенный минимальный уровень производства для "Большой тройки" американских автомобилестроителей. Результаты соглашения последовали незамедлительно: производство автомобилей и запчастей сразу же начало расти, и вскоре вышло на первое место, оставив позади продукцию целлюлозно-бумажной промышленности. Когда в стране стал чувствоваться спад производства, сопровождавшийся снижением прибылей и обострением борьбы за рынки сбыта, что было характерно для канадской и мировой экономики после 1960-х годов, канадские производители начали активно сокращать стоимость производства. При этом производство подверглось существенной перестройке, подобной которой не происходило со времени введения конвейерной сборки и научной организации труда. Была, в частности, проведена полная компьютеризация производственного и управленческого секторов, а также различных вспомогательных служб; наименее выгодные производства были закрыты или переведены в районы с более низким уровнем заработной платы; заимствовались некоторые приемы, используемые японскими производителями, а именно непрерывное совершенствование производственного процесса, контроль за качеством на всех этапах, бригадный метод и практика передачи менее выгодных операций субподрядчикам, в качестве которых выступали более мелкие компании, не охваченные профсоюзами и часто оффшорные. Уменьшение бюджета вынудило правительство провести подобную же реорганизацию и правительственных учреждений. В результате закрытия более тысяч предприятий и сокращения как в частном, так и государственном секторах число постоянных рабочих мест (с полным рабочим днем) между 1989 г. и 1995 г. уменьшилось почти на миллион. Большинство новых рабочих мест требуют неполного рабочего дня или являются временными. В рамках борьбы с экономическим спадом правительство проводило ряд мероприятий - были приватизированы многие издавна существовавшие государственные корпорации; снято правительственное регулирование транспорта, телекоммуникаций и финансового сектора; проведены переговоры о заключении соглашения о свободной торговле с США в 1989г. и заключен Североамериканский договор о свободной торговле (НАФТА) в 1992 г. (вступил в силу с 1 января 1994 г.).
Организация производства. Экономика Канады основана на частном предпринимательстве (при наличии некоторого количества государственных и кооперативных предприятий) и ориентирована на рынок; в стране хорошо развита система социального обеспечения. Примерно одна пятая рабочих и служащих Канады занята в государственном секторе. Значительная роль государственных и кооперативных предприятий позволяла охарактеризовать канадскую экономику как основанную на смешанных формах собственности. Такое положение, впрочем, являлось скорее результатом случайного стечения обстоятельств, чем сознательного планирования. В 1990-е годы соотношение государственного и частного предпринимательства стало изменяться в результате проводившейся правительством политики приватизации и уменьшения регулирующей роли государства. Так, в 1995г. правительство пошло на приватизацию железнодорожной компании "Канейдиан нэшнл рейлуэйз" (КНР), организовав широкую распродажу ее акций. Долгое время она являлась конкурентом частной корпорации "Канейдиан пасифик рейлуэй", однако последняя обладала рядом экономических преимуществ, так как КНР терпела убытки на обслуживании правительственных железнодорожных линий, построенных с целью экономического развития отдельных регионов. Усилению частного сектора способствовала передача в частные руки многих аэропортов местного значения. Одной из отличительных черт канадской экономики является конкуренция, действующая внутри как частного, так и государственного сектора, но особенно ярко проявляющаяся между предприятиями с различной формой собственности. В качестве одного из наиболее ярких примеров можно привести соперничество между государственной авиационной компанией "Эйр Канада" и частной "Канейдиен эйрлайнз интернэшнл", причем и та и другая находятся под контролем государственного Управления воздушного транспорта и Транспортной комиссии. В области радио- и телевещания Си-Би-Си конкурирует с частными радиостанциями и телесетями, хотя все они находятся под контролем Канадской комиссии по радио и телевидению и телекоммуникациям. Предприятия, находящиеся в государственной собственности ("коронные корпорации"), управляются автономно и подотчетны федеральному парламенту, руководству провинций или городским советам. Они служат различным целям и были созданы по разным причинам. Некоторые из них создавались потому, что в то время государственное владение такими предприятиями считалось более соответствующим социальным и экономическим целям. К их числу относятся такие предприятия, как "Канейдиен бродкастинг корпорейшн", "Нэшнл филм борд", почтовая служба "Канада пост", авиационная компания "Эйр Канада", "Хлебная палата", финансовая "Бэнк оф Канада", Корпорация по атомной энергетике и "Петро-Канада", а также принадлежащие провинциям виноторговые магазины, игорные дома, лотереи и пр. Некоторые виды предприятий, являющиеся собственностью провинций, например гидроэлектростанции и телефонные станции, были созданы как альтернатива частным монополиям в этих областях; общественный транспорт находится в общественной собственности (на уровне провинций), поскольку является убыточным; наконец, в руках компаний, которыми владеют провинции, находится страхование автомобилей. Ряд корпораций, например железнодорожная "Канейдиен нэшнл рейлуэйз" и сталелитейная "Сидни стил Корпорэйшн", стали государственной собственностью после своего банкротства. Наконец, многие государственные корпорации были учреждены для выполнения регулирующих, консультативных, финансовых и административных функций. Начиная с середины 1980-х годов многие государственные корпорации были приватизированы. Другие, вследствие постепенного сокращения вмешательства государства в экономику, утратили прежние функции. Другой важной формой собственности в Канаде являются кооперативы, которых насчитывается более 10 тысяч. Они занимаются маркетингом, страхованием, банковским делом, жилищным строительством и розничной торговлей, оказывают медицинские услуги и помощь по уходу на дому; их оборот достигает 30 млрд. канадских долларов в год. Экономическая собственность в Канаде отличается высокой степенью концентрации. В 1988 г. там было 750 тыс. акционерных предприятий, работающих вне финансовой сферы. Из них 25 основных контролировали 1258 компаний, владели 41% всех средств и на их долю приходилось 27% всех прибылей. 8 из этих 25 были иностранными, а 3 принадлежали государству. Если взять 100 наиболее крупных корпораций, контролирующих 2561 компанию, то на их долю приходится 60% средств и 45% процентов дохода. Из них 39% являются иностранной собственностью и 7% принадлежат государству.
В 1995-1996 г.г. доходы федерального бюджета составили 145,5 млрд. кан. долл., из которых 45% приходилось на подоходные налоги с физических лиц. Из других источников поступлений следует отметить налоги на прибыль с корпораций, налоги на продажу, таможенные импортные пошлины и налоги на доходы от добычи нефти и газа. Федеральные расходы в 1995-1996 составили 177,7 млрд. кан. долл. Основными статьями расходов были социальные выплаты, обслуживание государственного долга, капиталовложения в экономику и расходы на оборону. Общая сумма государственного долга на 1994-1995 составляла 545,7 млрд. кан. долл., а выплаты процентов по нему - 42 млрд. кан. долл. в год. Доходы провинций, в 1994-1995 составили 159,6 млрд. кан. долл. Они складываются в основном из подоходных налогов и поступлений из федерального бюджета; последние играют особенно большую роль в бедных провинциях, составляя кое-где до половины всего бюджета провинции. Заметную часть составляют также налоги на продажу и выплаты по медицинскому страхованию. Общая сумма расходов провинций в 1994-1995 составляла 175,4 млрд. кан. долл.; в основном это расходы на здравоохранение и образование. Традиционно федеральное правительство примерно одну четверть поступлений из провинций и муниципальных округов направляет на здравоохранение, социальное обеспечение и образование. В бюджете 1994-1995 федеральное правительство урезало эти затраты примерно на 15%.
В 1995 валовой национальный продукт (ВНП)
в Канаде оценивался в 780 млрд. кан. долл.,
что соответствует 579 млрд. долл. США, т.е.
около 20 300 долл. США в год на душу населения.
Специальное исследование, проведенное
под эгидой ООН в 1994 и охватившее 174 страны,
включало определение для каждой из них
комплексного показателя (Human Development Index),
учитывающего средний душевой доход, ожидаемую
продолжительность жизни и уровень образования;
установлено, что по этому показателю
Канада занимает первое место в мире.
В экономике Канады выделяются
секторы добывающей