Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 09:24, контрольная работа
В наши дни Канаду, являющуюся частью Северной Америки, можно отнести к узкому кругу высокоразвитых стран, играющих лидирующую роль в становлении и развитии мирохозяйственных связей и международных отношений. Молодая, динамично и успешно развивающаяся страна занимает авторитетную «нишу» в современной международной мозаике. Это обстоятельство обусловлено как взаимодействием с мировым сообществом, так и некоторыми особенностями ее развития внутри страны.
Введение 2
История экономического развития Канады 4
Финансы. Национальный продукт и доход 18
Особенности отраслевой структуры 19
Канада как «открытая экономика»: особая роль внешнеэкономических связей в хозяйственном развитии. 26
Канада на рубеже веков 29
Заключение 36
Список литературы 40
В связи с низкой инфляцией и оздоровлением государственных финансов Банк Канады в последние два года изменил свою политику. Начиная с конца 1995 и до середины 1997 г. ставка Банка последовательно снижалась. В результате ставки процента по краткосрочным коммерческим кредитам и по закладным упали до самого низкого за последние 30 лет уровня. Более того, краткосрочные кредиты в Канаде заметно дешевле, чем в США.
Предполагается, что в 1998 г. центральный банк будет проводить умеренно ограничительную политику, чтобы удерживать общие темпы хозяйственного роста "на оптимальном уровне". Безработица все еще достаточно высока, а уровень использования производственных мощностей отстает от оптимального уровня и, как предполагается, достигнет его не ранее 1999 г.
Мне кажется, что Канада, имеет огромный
и уже раскрывающийся потенциал и многообещающее
будущее.
В
недавнем прошлом Канада являлась одной
из самых отсталых стран мира. Для
России её опыт по структурной перестройке
экономики и догоняющему
Важно отметить, что успеху реформ в Канаде способствовали три существенных обстоятельства:
во-первых, политический фактор, включавший в себя разветвленную и прочно укоренившуюся сеть демократических институтов и принципов: права и свободы граждан, многопартийность, независимость суда и свободы прессы, отточенную избирательную систему;
во-вторых, экономический фактор: сформировавшийся рынок, в т.ч. в общенациональном масштабе, основанный на жесткой конкуренции и открытости экономики;
в-третьих,
правительственный фактор: активная
роль государства в экономике, не
допускающая вмешательство
Подводя итог экскурса в историю экономического развития Канады можно подвести и некоторые итоги:
Во-первых, национальный сектор развивался во все возрастающей предпринимательской активности государства. Причем структура государственного предпринимательства на первом этапе имела весьма сильный крен в сторону инфраструктурных отраслей: свыше 80% всех государственных активов в нефинансовых отраслях приходится на отрасли так называемого общественного пользования (61%- в сфере коммунального хозяйства, в основном в электроэнергетике, 15%- на транспортные предприятия, 5%- на предприятия связи). И все это легко объяснимо: ибо капиталовложения здесь сопряжены с большим риском, окупаются чрезвычайно медленно, а норма прибыли (рентабельность) – как правило, низкая. Государственные предприятия сосредотачивались в отраслях, капиталоемкость производства в которых значительно выше среднего уровня. На государственный сектор приходится в 3 раза большая доля активов (19%), чем продаж (6%). Кроме того, эти предприятия по сравнению с частными менее прибыльны (19% активов и 9% прибылей). И дело, не в неэффективности государственных предприятий. Их низкая прибыльность или даже убыточность (например, на транспорте) – вызвана тем, что государство берет в свои руки малорентабельные отрасли, куда не идут частные предприниматели. Кроме того, цены по которым государственные предприятия реализуют свою продукцию (тарифы на ж/д и электроэнергетику) очень часто ниже, чем по которым реализуется соответствующая продукция частного сектора.
Во-вторых, государственное предпринимательство в Канаде не ограничивало частнопредпринимательскую деятельность, участвуя в экономике, - не вносило дисгармонию в механизм рынка. Напротив, государственные корпорации обеспечивали частным монополиям возможность получения более высоких прибылей и привлечения инвестиций. Доведя государственные компания до рентабельного уровня, государство передавало их в частные руки, т.е. государство брало на себя риск освоения и затраты по поднятию отрасли, прокладывая дорогу для частного интереса. Там где существовало частно - государственное партнерство, государству, как правило, оставлялась менее рентабельная сфера, а то и вовсе убыточная. И это нормально. В тех сферах экономики, где государственные корпорации занимали монопольное положение, Канада захватила основной сегмент рынка в мировой экономике. Например так обстояло дело в атомной энергетике, где действовала коронная корпорация «Атомик энерджи Канада».
В третьих, исторически сложилось, что земельные участки обширных незаселенных территорий, возникших в ходе колонизации правительством Канады, переходили в государственную собственность. Именно земельная собственность и малопривлекательность для частного капитала неосвоенных территорий во многом способствовала возникновению государственного предпринимательства и государственной собственности в области транспорта и электроэнергетики. Отсюда по факту мы наблюдаем, что государство в Канаде в лице Федерации, провинций и муниципалитетов является единоличным владельцем средств производства и крупнейшим собственником, крупнейшим инвестором и работодателем.
В- четвертых, в области государственных финансов и функционирования государства на рынке ссудных капиталов задачи государства состояли в распределении и перераспределении государственного бюджета и воздействии государства на экономику с помощью финансовых рычагов: в период кризиса воздействие на фазы цикла и регулирования рынка рабочей силы, оптимизация отраслевой структуры и регионального развития, регулирование объема с/х производства. Важным направлением государственного воздействия на экономику являлось стимулирование развития и модернизации производства в отраслевом разрезе. Правительство разработало такие мероприятия, как создание рабочих мест для лиц, не имеющих работы в течение длительного времени (периода), развитие трудоемких производств, субсидии предпринимателям, берущим на работу молодежь, создание рабочих мест для учащихся и студентов в летний период.
В
области налоговой политики –
главное сглаживание
Канада
первая среди развитых стран национализировала
Центральный банк. И здесь особенно
заметно расширение государственного
сектора в канадской кредитной
системе. Важнейшей коронной корпорацией,
занятой кредитно- финансовой деятельностью,
является Банк Канады, он не ограничивается
операциями на ссудном рынке, через
него, в значительной мере, осуществляется
воздействие на экономику Канады.
Под его управлением
В-пятых, прямое административное регулирование экономики включало, помимо практиковавшихся, как и в других странах, установление норм рабочего времени и минимального размера заработной платы, правил и норм техники безопасности, стандартов продукции, загрязнение окружающей среды и т.д., в 70-е годы и такую важную отрасль, как распределение доходов. Например, с 1975 по 1978 годы был установлен прямой правительственный контроль над ценами и заработной платой; с 1982-1984 годы – над заработной платой государственных служащих (ее рост ограничился 5-6 % в год). Также правительство пыталось практиковать ограничения на рост цен на товары и услуги, продаваемые государством. Кроме того, с 1973 по 1985 год осуществлялось прямое государственное регулирование внутри канадских цен на нефть и газ. Они удерживались на более низком уровне, чем мировые.
Подводя итог анализу модели экономического
развития Канады отметим, что экономическая
политика, целиком базировавшаяся с послевоенного
времени до 80-х годов прошлого столетия
на кейнсианских рецептах, при всей противоречивости
и ошибках в отдельных вопросах, в своих
основных чертах доказала свою эффективность
и оказала позитивное влияние на последующее
поступательное развитие страны. В дальнейшем
вектор экономической политики сменился
с регулирования экономических процессов
на воздействующие меры в рамках новой
концепции монетаризма и минимального
государства.