Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:55, курсовая работа
Цель работы позволяет выделить такие задачи:
выделить особенности развития политической мысли в Древнем Востоке;
рассмотреть основные политические идеи Древнего Рима и Древней Греции.
1. Введение ______________________________________________3
2. Развитие политической мысли Древнего Востока ___________4
3. Развитие политической мысли в Древнем Риме и в Древней Греции _________________________________________________8
4. Заключение __________________________________________11
5. Список используемой литературы _______________________12
6. Аннотация ___________________________________________13
7. Политологический словарь ________
Таким образом, в данной работе рассмотрены особенности развития и становления политической мысли в период античного времени, в самых первых образовавшихся государствах Древнего Востока, Древнего Рима и Древней Греции.
Список используемой литературы
1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для студентов вузов. – Логос, 2001. – 488с.
2. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Политология. - М.: Юристъ, 2000. – 433с.
3. Клементьев Д.С. Политология. - М.; Знание, 2000. – 341с.
4. Лазар М.Г. Политология. История политической мысли: Конспект лекций. – Санкт-Петербург: РГГМУ., 2006. – 144с.
5. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559с.
Аннотация.
В данной работе были рассмотрены вопросы, касающиеся развития политической мысли в период античности, а именно политические течения, которые сформировались в Древней Индии и в Древнем Китае, а также взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима.
В период античности наиболее стойкими были государства Древнего Востока, Древняя Греция и Древний Рим.
Развитие политической мысли в Древнем Востоке заключалось в основных политических течениях, которые в то время были наиболее известны в Древней Индии и в Древнем Китае.
В Древней Индии сформировались два основных течения – буддизм и брахманизм. Особенности буддизма заключались в следующем: отражение взглядов рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты; впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против засилия жречества и стремятся приспособить буддистские догматы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологией достигает апогея в III в. до н.э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, перешел в буддийскую веру.
Эти идеи брахманизма были направлены на то, чтобы освободить деятельность государства от стесняющих ее религиозных традиций, избавить правителей от необходимости сверять каждый шаг с догматами религии.
В Древнем Китае в период античности противостояли друг другу такие течения как даосизм, конфуцианство, моизм и легизм. Каждое из этих течений обладало своими особенными взглядами.
Идеология даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки. Основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов, и в первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о "небесной воле" и "государе — сыне неба", дарующих законы дао народу.
Наиболее влиятельной доктриной в истории политической мысли Китая являлось конфуцианство.
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — "сыном неба" Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деление людей на "высших" и "низших" не может быть устранено.
Политическая программа раннего конфуцианства в целом являлась консервативной, хотя в ней содержались и прогрессивные идеи. Проведенная на практике, она способствовала закреплению патриархальных отношений, утверждению господства наследственной аристократии
Моисты осуждали замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. Они доказывали, что все люди равны перед божественным небом
Таким образом, в концепции моизма идеи равенства были фактически отброшены; концепция завершалась восхвалением деспотически-бюрократического государства, исключавшего всякую возможность не только участия народа в управлении, но и обсуждения им государственных дел.
Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике отправления власти.
В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников Легисты считали необходимым ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации. Легизм содержал наиболее полную программу централизации государства. В II—I вв. до н.э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая вплоть до Синхайской революции 1911-1913гг.
Вот таким образом развивалась политическая мысль в Древнем Востоке.
Становление политической мысли в Древней Греции и в Древнем Риме вызывает большой интерес, ввиду того, что взгляды философов того времени являются большим камнем в фундаменте современной науки. Наиболее значимыми учениями того времени были учения Аристотеля, Платона и Цицерона.
Платон был выразителем интересов афинской рабовладельческой аристократии. Он пришел к выводу о необходимости социального переустройства общества, призванного придать ему необходимую устойчивость, а также решить задачу воспитания людей, их духовного совершенствования с помощью государства. Согласно такому подходу, Платон условно разделил свободных эллинов на три сословия (группы): философов, воинов и трудящихся, определил им соответствующие функции.
Идеи Платона являются консервативной социальной утопией. Они нигде и никогда не были реализованы на практике.
Аристотель – ученик Платона, критиковал взгляды своего учителя (Амикус Плято, сед магис веритас – друг мне Платон, но истина дороже). Аристотель высказал ряд интересных мыслей о политике, государстве, человеке как гражданине государства. Вне государства и семьи человек не может выполнить свое назначение, состояться как гражданин.
Аристотель выделил три формы государственного устройства: монархию, аристократию и политию.
Главной целью государства Аристотель считал воспитание граждан в добродетели.
Цицерон защищал Республику и высказал ценные мысли о гражданском обществе, взаимоотношениях власти и гражданина. Главная цель государства, считал он, – охрана граждан и их имущества. Государство, должно охранять согласие и общность интересов граждан.
Итак, важнейший вывод античной политической мысли в лице Платона, Аристотеля и Цицерона состоит в том, что возможно построить лучшее общество с помощью человеческих знаний и воли, опираясь на государство.
Политологический словарь.
1. АРИСТОКРАТИЯ (от греч. aristos — лучший и ...кратия), 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати. 2) В рабовладельческом и феодальном государстве — наиболее привилегированное сословие; определенные
преимущества сохраняет в буржуазном государстве.
2. ВЛАСТЬ – это способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других.
3. ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis — основание, предположение), предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития научных знаний.
4. ГОСУДАРСТВО – исторически сложившаяся организация политической власти и управления в обществе, основной институт политической системы.
5. ДЕМОКРАТИЯ – форма политического устройства, при которой источником врасти является воля большинства при неизменном уважении права меньшинства.
6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (франц. differentiation, от лат. differentia — разность, различие), разделение целого на различные части, формы и ступени.
7. ДОКТРИНА (лат. doctrina), учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип.
8. ЗАКОН, в праве — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе.
9. КЛАСС, относительно устойчивая группа людей, имеющих общие интересы и ценности.
10. ЛЕГИТИМНОСТЬ – это лояльность и поддержка власти со стороны граждан, их доверие к лидеру.
11. МОНАРХ – это лицо, которое является единственным источником власти при монархической форме правления.
12. МОНАРХИЯ – это такая форма правления, при которой источником власти формально выступает одно лицо – монарх.
13. ПОЛИТИКА – деятельность, направленная на удовлетворение интересов и решение общественных проблем путем формирования, поддержания или изменения власти или управления обществом.
14. ПОЛИТОЛОГИЯ – это наука о политике во всех ее проявлениях, о ее взаимодействии с личностью, обществом и миром.
15. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА, система социальных институтов государственно-организованного общества, осуществляющих определенные политические функции; включает государство, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие политические цели. Значительную роль в политическом развитии общества играет церковь.
16. РЕСПУБЛИКА (лат. respublica, букв. — общественное дело), форма правления, при которой глава государства (напр., президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.
17. ТЕОКРАТИЯ (от греч. theos — бог и ...кратия), форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой.
18. ТЕОРИЯ (от греч. theoria — рассмотрение, исследование), система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
19. УПРАВЛЕНИЕ, элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ.
20. УТОПИЯ (от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu — благо и topos — место, т. е. благословенная страна) – изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования.
2